Государственный служащий: понятие, административно-правовой статус
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:41, курсовая работа
Описание работы
В данной работе освещено понятие госслужащего, правовой статус, классификация госслужащих. Таким образом, на основе системного анализа законодательства приводится полная картина правового положения госслужащих. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4 ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ……………………………………….5 Понятие государственного служащего…………………….5-9 ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………………………………………….…..10 2.1. Права государственного служащего……………………….10-13 2.2. Обязанности государственного служащего……………….13-15 2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……………………………………………………………………….15-19 2.4. Государственные гарантии при прохождении государственной службы………………………………………………………………………...19-25 2.5. Ответственность государственных служащих……………25-30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31-32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….33-34
8) представления
подложных документов или заведомо ложных
сведений при поступлении на гражданскую
службу;
9) непредставления
установленных законодательством или
представления заведомо ложных сведений
о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера.
Для гражданского служащего установлены
запреты, связанные с гражданской службой.
Гражданскому служащему, например, запрещается:
- участвовать
на платной основе в деятельности органа
управления коммерческой организацией,
за исключением случаев, установленных
федеральным законом;
- замещать
должность гражданской службы в случае:
а) избрания
или назначения на государственную
должность;
б) избрания
на выборную должность в органе местного
самоуправления;
в) избрания
на оплачиваемую выборную должность
в органе профессионального союза,
в том числе в выборном органе
первичной профсоюзной организации,
созданной в государственном
органе; государственный служащий обязан
полностью посвятить себя государственной
службе, что обеспечивает ее эффективность.
- Государственный
служащий не вправе занимать другую должность,
быть депутатом законодательного (представительного)
органа Российской Федерации, законодательных
(представительных) органов субъектов
РФ, органов местного самоуправления.
Этот запрет обусловлен требованием от
государственного служащего полнейшей
самоотдачи, нахождения на службе постоянно
в течение всего служебного времени;
- осуществлять
предпринимательскую деятельность. Предпринимательской
деятельностью является любая самостоятельная
инициативная деятельность государственных
служащих, которая осуществляется на постоянной
основе посредством, как личного выполнения
работ, так и вложения средств в предприятие
в предусмотренных законом формах, причем
направленная на получение личного денежного
дохода;
- приобретать
в случаях, установленных федеральным
законом, ценные бумаги, по которым может
быть получен доход;
- быть
поверенным или представителем по делам
третьих лиц в государственном органе,
в котором он замещает должность гражданской
службы, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
Представительство выражается в деятельности
представителя, совершаемой от имени представляемого.
Представитель действует от имени и в
интересах представляемого;9
- получать
в связи с исполнением должностных обязанностей
вознаграждения от физических и юридических
лиц (подарки, денежные вознаграждения,
ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха,
транспортных расходов и иные вознаграждения).
Указанный запрет не лишает возможности
получения государственными служащими
символических знаков внимания в соответствии
с общепризнанными нормами вежливости
и гостеприимства, символических сувениров
при проведении протокольных или других
официальных мероприятий;
- выезжать
в связи с исполнением должностных обязанностей
за пределы территории Российской Федерации
за счет средств физических и юридических
лиц;
- использовать
в целях, не связанных с исполнением должностных
обязанностей, средства материально-технического
и иного обеспечения, другое государственное
имущество, а также передавать их другим
лицам;
- разглашать
или использовать в целях, не связанных
с гражданской службой, сведения, отнесенные
в соответствии с федеральным законом
к сведениям конфиденциального характера,
или служебную информацию, ставшие ему
известными в связи с исполнением должностных
обязанностей;
- принимать
без письменного разрешения представителя
нанимателя награды, почетные и специальные
звания (за исключением научных) иностранных
государств, международных организаций,
а также политических партий, других общественных
объединений и религиозных объединений,
если в его должностные обязанности входит
взаимодействие с указанными организациями
и объединениями;
- прекращать
исполнение должностных обязанностей
в целях урегулирования служебного спора.
Таким образом, государственный служащий
не вправе участвовать в забастовках как
способе разрешения проблем, возникающих
в системе государственной службы. Государство
и его органы каждодневно имеют множество
«внешних врагов», с которыми они призваны
«бороться»: катастрофы, землетрясения,
пожары, наводнения, военные конфликты,
преступность, болезни и т. д. Если разрешить
бастовать государственным служащим,
то у государства появится «внутренний
враг», способный в одно мгновение разрушить
государственность, внести дисгармонию
в общественные и экономические отношения.
Государственный служащий предупреждается
при поступлении на государственную службу
о таком правоограничении и принимает,
таким образом, его добровольно;
- использовать
свое служебное положение в интересах
политических партий, общественных, в
том числе религиозных, объединений. Этот
запрет напрямую связан с принципом внепартийности
государственной службы. Но он не означает,
что государственные служащие лишены
права вступать в политические партии
и занимать в ней руководящие посты. Они
могут придерживаться различных политических
взглядов. Одним из важнейших правовых
условий, обеспечивающих соблюдение запрета
государственного служащего на использование
своего служебного положения в интересах
политических партий, является запрет
на образование в государственных органах
структур политических партий, религиозных,
общественных объединений, за исключением
профессиональных союзов и некоторых
иных органов общественной самодеятельности.
Таким образом, государство накладывает
на госслужащего ограничения и запреты,
связанные с тем, чтобы государственный
служащий более эффективно использовал
свое служебное время в интересах государства
и общества
2.4. Государственные
гарантии при прохождении госслужбы
Важнейшую роль в обеспечении эффективной
работы государственного аппарата играют
разнообразные и существенные гарантии,
которые установлены для государственного
служащего Федеральным законом «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
и рядом других нормативных правовых актов.
К гарантиям относятся меры экономического,
социального, организационного и правового
характера, направленные на реализацию
как должностных, так и общих прав и обязанностей
государственного служащего. Цель этих
гарантий - сделать государственную службу
привлекательной и престижной в глазах
граждан.
1. Гарантией
являются, прежде всего, условия работы,
обеспечивающие исполнение государственным
служащим своих должностных обязанностей.
Имеется в виду размещение персонала государственного
органа, обеспеченность мебелью, освещением,
отоплением, разнообразной оргтехникой
и т.д. Сюда следует отнести и служебный
режим (распорядок дня), а также качественный
состав служащих, морально-психологический
климат в коллективе. Очень многое зависит
от руководителя органа или структурного
подразделения, его профессиональных,
деловых и личностных качеств.
2. Первостепенное
значение имеют денежное содержание
и иные выплаты, предусмотренные
законами и другими многочисленными
актами Российской Федерации
и ее субъектов в качестве платы за исполнение
функции государственного служащего.
Основополагающими актами являются Указы
Президента от 9 апреля 1997г. «О денежном
содержании федеральных государственных
служащих»10 и от 6 марта 1998г.
«О денежном содержании федеральных государственных
служащих территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, представительств
Российской Федерации и представительств
федеральных органов исполнительной власти
за рубежом, дипломатических представительств
и консульских учреждений Российской
Федерации, аппаратов федеральных судов
и органов прокуратуры Российской Федерации».11
В соответствии с этими актами денежное
содержание указанных лиц состоит из должностного
оклада, надбавок к нему за квалификационный
разряд (классный чин, дипломатический
ранг), особые условия государственной
службы, выслугу лет, а также премий по
результатам работы.12
Денежное
содержание может выплачиваться федеральным
государственным служащим только за счет
средств федерального бюджета. Такой порядок
призван обеспечивать независимость государственного
аппарата, политическую нейтральность
и беспристрастность государственных
служащих при решении вопросов, отнесенных
к их компетенции.
3.Государственному служащему гарантируется
ежегодный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность
не менее 30 календарных дней, а для отдельных
категорий государственных служащих -
и более. Сверх того государственному
служащему за выслугу лет предоставляется
в порядке и на условиях, определяемых
федеральными законами и законами субъектов
Федерации, дополнительный оплачиваемый
отпуск.
Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный
оплачиваемый отпуск суммируются и, по
желанию служащего, могут предоставляться
по частям. Продолжительность одной части
предоставляемого отпуска не может быть
менее 14 календарных дней. Возможно также
предоставление отпуска без сохранения
заработной платы на срок не более одного
года, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
4.Медицинское обслуживание (в том числе
обеспечение лекарствами) государственного
служащего и членов его семьи осуществляется
за счет федерального бюджета или бюджета
соответствующего субъекта Федерации.
Государственные служащие после выхода
на пенсию пользуются медицинским обслуживанием
в лечебных учреждениях, в которых они
состояли на учете. Эти льготы распространяются
и на членов их семей.
Государственному служащему гарантируется
профессиональная переподготовка (переквалификация)
и повышение квалификации с сохранением
денежного содержания на период обучения.
Гарантируется обязательность получения
согласия государственного служащего
на перевод на другую государственную
должность государственной службы, за
исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом.
Одной из важнейших гарантий является
пенсионное обеспечение за выслугу лет
и пенсионное обеспечение членов семьи
государственного служащего в случае
его смерти, наступившей в связи с исполнением
им должностных обязанностей.
Государственный служащий имеет право
на получение пенсии за выслугу лет, назначенной
в соответствии с федеральным законом.
В случае смерти, связанной с исполнением
государственным служащим должностных
обязанностей, в том числе наступившей
после увольнения его с государственной
службы, члены семьи умершего имеют право
на получение пенсии по случаю потери
кормильца.
Специальных федеральных законов о пенсионном
обеспечении государственных служащих
пока нет. Поэтому следует руководствоваться
общим действующим пенсионным законодательством.
8. Для
государственного служащего предусмотрено
обязательное государственное страхование
на случай смерти, причинения вреда здоровью,
потери трудоспособности в период прохождения
государственной службы или после ее прекращения,
а также на случай уничтожения или повреждения
имущества, которое связано с исполнением
им должностных обязанностей.
Страхование осуществляется на основании
договоров, заключаемых соответствующими
органами государственной власти (страхователями)
и страховщиками, имеющими лицензию на
проведение обязательного государственного
страхования, выданную в установленном
порядке. Размеры страховых выплат определяются,
исходя из установленного на день страхового
случая денежного содержания застрахованного
государственного служащего.
9. Государственному
служащему гарантируется защита его
и членов его семьи от насилия, угроз, других
неправомерных действий в связи с исполнением
им должностных обязанностей.
Порядок и условия осуществления защиты
отдельных категорий государственных
служащих определены Федеральным законом
от 20 апреля 1995г. «О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных
органов и контролирующих органов»,13а
также иными нормативными правовыми актами
РФ.
10. Государственному
служащему в соответствии с
федеральными нормативными правовыми
актами и нормативными правовыми актами
субъектов Федерации возмещаются расходы
и предоставляются иные компенсации в
связи со служебными командировками, с
приемом на государственную должность
государственной службы в другой государственный
орган, направлением на государственную
службу в другую местность, а также связанные
с этим транспортные расходы и расходы
на оплату жилья. Законодательством могут
быть предусмотрены и иные гарантии.
Указом
Президента от 24 ноября 1995г. «О нормах
расходов для федеральных государственных
служащих на служебные командировки в
пределах Российской Федерации»14
установлено, что при направлении федеральных
государственных служащих в служебные
командировки им обеспечиваются:
а) выплата
суточных в порядке и размерах,
установленных законодательством РФ
о служебных командировках в ее пределах
для работников предприятий, учреждений
и организаций;