Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:50, реферат
Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения
поставленных перед ними и подчиненными им подразделениями задач. Он называется
государственным, так как осуществляется от имени государства с использованием государственно-
властных полномочий, а при необходимости используются меры государственного принуждения.
действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия,
способствовавшие возникновению дела. За совершенное преступление виновный привлекается к
ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки
в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и пре-
ступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание
соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица на факты нарушения закона,
причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных
мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и
сообщить суду о принятых мерах.
При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за
деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке гражданского
судопроизводства, весьма обширный. К ним относятся: дела искового производства; производство по
делам, возникающим из административных правоотношений; особое производством по этим и другим
делам судами могут выноситься решения, определения или постановления. При необходимости в них
указывается, что суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или изменяет их. Обнаружив
нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполнительной власти, суд
выносит частное определение.
По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность
действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответственности и
применяет одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным
действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает
производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутренних дел).
В специфической форме осуществляют свои контрольные полномочия в сфере исполнительной власти
арбитражные суды, деятельность которых регламентирована в соответствии с Законом от 28 апреля
1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных
судах в Российской Федерации».1 В 2002 г. году принят новый федеральный закон «Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 113-ФЗ.
Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе
предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений
(экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления).
Задачами арбитражного суда являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов
организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; содействие правовыми
средствами предупреждению правонарушений и укрепление законности в экономических отношениях.
Дела по спорам в сфере управления рассматриваются арбитражными судами в упрощенной процедуре,
предусмотренной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации2 , когда судья
организует разрешение дел, способствуя достижению соглашения между спорящими сторонами.3
Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в
том, что суд признает полностью или частично недействительным акт, не имеющий нормативного
характера, и принимает решение на основании действующего законодательства.