Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:50, реферат
Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения
поставленных перед ними и подчиненными им подразделениями задач. Он называется
государственным, так как осуществляется от имени государства с использованием государственно-
властных полномочий, а при необходимости используются меры государственного принуждения.
Государственный контроль и его виды
Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения
поставленных перед ними и подчиненными им подразделениями задач. Он называется
государственным, так как осуществляется от имени государства с использованием государственно-
властных полномочий,
а при необходимости
Среди способов обеспечения законности и дисциплины в исполнительной власти, государственном
управлении особое место принадлежит контролю. Систематичность и действеность контроля является эффективным средством укрепления законности и дисциплины. Контроль является
составной частью государственного управления, одной из его функций.
Органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление, широко реализуют
предоставленные им контрольные полномочия. Они организуют деятельность подчиненных им
подразделений (звеньев), контролируют выполнение ими поставленных задач, проверяют исполнение
решений вышестоящих органов.
Государственный контроль подразделяется на два вида -общий и специальный.
Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных подразделений.
Специальный контроль, осуществляется по отдельному какому-либо вопросу.
Государственный контроль исходя из принципа разделения власти осуществляется органами
законодательной, исполнительной и судебной властью с учетом разграничения предметов ведения и
полномочий Российской Федерацией и ее субъектами.
Создание государственной системы контроля связано с необходимостью совершенствования как
организационно-правовых форм осуществления контроля в каждой из ветвей власти, так и законодательной
базы реализации контрольных функций. Решение этой задачи, однако, не должно отождествляться с
образованием какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего как бы над всеми
ветвями власти, — это противоречило бы принципу разделения властей.
Контроль в сфере исполнительной власти согласно действующему законодательству
осуществляется:
• внешний контроль осуществляется со стороны Президента РФ, органов законодательной и судебной
власти РФ;
• внутренний контроль (внутри самой системы) осуществляется органами исполнительной власти (органами
общей, межотраслевой и отраслевой компетенции).
Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами
законодательства, целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности
государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования, а основными
принципами должны быть: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность,
сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Контроль законодательных органов в сфере деятельности исполнительной власти регламентирован
Конституцией РФ, конституциями республик и уставах субъектов РФ. Например, для осуществления
контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума ФС РФ образу-
ют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой указаны в Федеральном законе о ней от 11
января 1995 г.
Задачами Счетной палаты являются:
• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования
федеральной собственности;
• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти;
• анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;
• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств
федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных
учреждениях;
• регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения
федерального бюджета.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том
числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все организации и
объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют,
используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо
управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.
Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые
организации обязаны обеспечивать условия для этого и предоставлять все необходимые документы и
информацию под
угрозой юридической
правляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в
определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления
признаков преступлений материалы проверки передаются в правоохранительные органы. Счетная
палата, кроме того, уполномочена также давать предписания; предусмотрен механизм их
обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке.
Существует механизм контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов
Президента РФ
Конституции и федеральным
осуществляет контроль при утверждении указов Президента РФ о введении военного положения,
чрезвычайного
положения, а также за решением Президента
РФ вопроса о возможности
Вооруженных Сил за пределами территории России (ст. 102 Конституции).
К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти,
указанных в ст. 103 Конституции, относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение
обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности в случаях, предусмотренных в ст.93. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный
по правам человека
назначаются и освобождаются
от должности Государственной
Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке
федерального бюджета, который она представляет на рассмотрение ГД ФС РФ.
Контроль за исполнением федерального бюджета относится к совместному ведению обеих палат
Федерального Собрания (парламента) РФ.
Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются также при назначении Президентом
РФ дипломатических представителей РФ и освобождения их от должности в иностранных
государствах после
согласовании с соответствующими комитетами
и комиссиями обеих палат Федерального
Собрания.
С принятием
ряда федеральных законов
Собрания. Например, закона «Об органах федеральной службы безопасности» от 3 апреля 1995 г.1 и
закона «О внешней разведке» от 10 января 1996 г2. В этих законах закреплены контрольные
полномочия Федерального Собрания за деятельностью органов ФСБ и органов внешней разведки РФ.
Для контроля за деятельностью органов исполнительной власти представительные органы образуют
постоянные комиссии, осуществляющие контроль в пределах своей компетенции.
Конституции закрепляют и такую форму контроля, как депутатский запрос в адрес исполнительных
органов и должностных лиц.
Ст. 77 Конституции установлено, что субъекты РФ сами образуют соответствующие органы
государственной власти. Эти органы, конечно, пользуются соответствующими контрольными
полномочиями.
В субъектах РФ законодательные органы осуществляют значительный объем контрольных
полномочий.
Они заслушивают
ежегодные доклады главы
отчитывается об исполнении бюджета, который утверждается представительным органом.
Представительный орган власти вправе заслушивать главу администрации по вопросам исполнения
законодательства России, Устава, законов и иных нормативных актах, принимаемых ими.
Существует на сегодняшний момент небезопасное заблуждение, что рыночные отношения резко
сужают сферу
административно-правового
французского ученого административиста Г. Бреба-на: «Нет таких сфер общественной жизни, которые
выпали бы целиком
из-под сферы административно-
одной из основных социальных функций государства. Другое дело, что его содержание будет
постоянно видоизменяться в зависимости от исторических и социально-политических условий
развития государства и общества.
Контрольные полномочия Президента РФ в сфере деятельности органов исполнительной власти:
• во-первых, наиболее полно выражаются в том, что согласно ст. 80 Конституции он определяет
основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой
возлагается на соответствующие органы исполнительной власти;
• во-вторых, он, осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и
других органов исполнительной власти, а также при назначении должностных лиц, в частности,
Председателя Правительства РФ или его заместителей и федеральных министров, когда формирует
Совет безопасности РФ и Администрацию Президента РФ и назначает высшее командование Воору-
женных Сил РФ (об условиях этих и других «кадровых» процедур,четко говорится в Конституции РФ);
• в-третьих, Президент РФ имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью
Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, поскольку возглавляет