Государственный контроль и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения

поставленных перед ними и подчиненными им подразделениями задач. Он называется

государственным, так как осуществляется от имени государства с использованием государственно-

властных полномочий, а при необходимости используются меры государственного принуждения.

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль и его виды.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

Совет безопасности РФ и вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

• в-четвертых, Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов

исполнительной  власти. Им могут быть отменены постановления  и распоряжения Правительства РФ в

случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Президент

РФ в определенных Конституцией РФ случаях вправе приостанавливать действие актов органов

исполнительной  власти субъектов РФ.

Государственно-правовое управление Президента РФ осуществляет контроль за правильностью и

своевременностью  опубликования указов и распоряжений Президента РФ1.

Систематический контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ осуществляет

Контрольное управление Президента РФ2. Оно координирует деятельность контрольных и надзорных

органов федеральной  исполнительной власти, а также органов  контроля субъектов Федерации, осуществляет методологическое руководство работой  контрольных подразделений администраций

субъектов РФ по организации 

контроля за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; в пределах своих полномочий

принимает оперативные  меры по устранению недостатков и  вносит предложения об ответственности

должностных лиц, выполняет некоторые другие задачи, связанные с контролем.

Важную роль в осуществлении контрольных  полномочий в сфере исполнительной власти выполняют

полномочные представители  Президента РФ в федеральных округах  РФ, которых он вправе назначать

и освобождать  от должности. Они должностные лица Администрации Президента РФ и представляют

его на соответствующей  территории. Посредством института  полномочного представительства

обеспечивается  дополнительное усиление исполнительной власти, контроль на местах за выполнением

законов и воли Президента РФ при проведении реформ.

Контроль  органов исполнительной власти. К числу органов исполнительной власти,

осуществляющих  функции государственного контроля, относятся Правительство РФ, федеральные

министерства  и иные федеральные органы исполнительной власти.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и

свобод граждан  и иные полномочия, возложенные на него Конституцией Рф, федеральными законами

и указами Президента РФ.

Контрольные функции  возложены на все федеральные министерства и иные ФОИВ. Среди них

имеются органы, основной деятельностью которых  является именно специализированный контроль,

например, Комитет  РФ по финансовому мониторингу; Государственный  таможенный комитет,

Министерство  РФ по антимонопольной политике и  поддержке предпринимательства, Министерство

РФ по налогам  и сборам. Большинство же федеральных  министерств и иных ФОИВ осуществляют

контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Следует иметь в виду, что контроль составляет

часть их исполнительно-распорядительной деятельности.

Контроль в  сфере правопорядка осуществляет Министерство юстиции РФ и Министерство внутренних

дел РФ; в сфере  природопользования, производства и  реализации сельскохозяйственной продукции  —

Министерство  природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный ко-

митет РФ по рыболовству, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная

служба специального строительства РФ, Федеральная служба геодезии и картографии России и  другие.

Для осуществления  контрольных функций создаются  также специализированные инспекции

(например, Государственная  хлебная инспекция при Правительстве  РФ, Главная государственная

жилищная инспекция) и специальные структурные подразделения  внутри ФОИВ (например,

Государственная инспекция по безопасности дорожного  движения - ГИБДД МВД РФ).

Особенностью  межотраслевого контроля ФОИВ является то, что он осуществляется за определенными

сферами деятельности организационно не подчиненных им органов  и должностных лиц. Чаще всего

такой контроль касается только определенной функции  или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности этих объектов.

Важное значение приобрел миграционный контроль, осуществляемый миграционной службой России в

составе МВД РФ и ее территориальными органами.

Главной государственной  жилищной инспекцией и ее органами на местах осуществляется контроль за

использованием  и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности. Конкретный

объем полномочий этих органов определен Положением, утвержденным постановлением

Правительства от 26 сентября 1994 г.1

Государственная хлебная инспекция при Правительстве  РФ, согласно Положению о ней от 20 января

1996 г. является  федеральным государственным органом,  осуществляющим контроль за качеством,

сохранностью  и рациональным использованием зерна  и продуктов его переработки, семян масличных

культур, сырья  для комбикормового производства и  комбикормов.2 Новой формой межотраслевого

контроля является деятельность Межведомственной комиссии по анализу предложений и при-

остановлению действия (отмене) законов и иных нормативных правовых актов, не имеющих

финансовой базы для реализации. Распоряжением Правительства  от 18 января 1995 г.3 на комиссию

возложено проведение углубленного анализа и определение  социально-экономических последствий

принятия проектов федерального закона, указа Президента РФ, постановления Правительства  РФ,

предусматривающих приостановление действия (отмену) законов и иных нормативных правовых

актов, не имеющих  финансовой базы для реализации. 

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отличие от межотраслевого, проводится органами

одной отрасли  или сферы в отношении подчиненных  им органов и кадров по всем вопросам

исполнительной  и распорядительной деятельности. При  этом все федеральные органы исполнительной

власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных

(подведомственных), а руководители (администрация) конкретных  организаций — внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Особое значение

приобретает принятый от 08.08.2001 г. указ Президента РФ «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных  предпринимателей при проведении государственного контроля».

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они

проводят ревизии  и проверки фактического состояния  дел, заслушивают отчеты должностных  лиц,

проверяют сообщения  печати и жалобы граждан, а также  законность принятых актов управления.

Судебный  контроль в сфере  исполнительной власти. Согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная

власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и

уголовного судопроизводства Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и

арбитражными  судами.

С принятием  федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. в ред. от 15.12. 2001 г. № 1-

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» было положено правовое начало обеспечения

самостоятельности и единства судебной системы РФ.2

В ст. 33 отмечено, что финансирование судов должно осуществляться на основе утвержденных

федеральным законом  нормативов и указываться отдельной  строкой в федеральном бюджете.

Судебная власть — неотъемлемый элемент правового  государства. Будучи сильной и независимой, 'она

является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии  защитить эти права, кто бы на них  ни

покушался. Но что  не менее значимо, судебная власть —  это еще и гарантия осуществления  других

ветвей власти — законодательной и исполнительной.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их

осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. в ред. 15.12. 2001

г. № 4-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Деятельность этого суда призвана

служить укреплению основ конституционного строя РФ, защите основных прав и свобод человека и

гражданина, утверждению  начал законности в правотворчестве, правоприменительной практике,

обеспечению верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ провозглашены независимость,

коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие  сторон. Независимость Конституционного

Суда обеспечивается в том числе тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны, подчиняются только

Конституции и  федеральному закону, лишь в соответствии с которым, могут быть прекращены их

полномочия.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере  исполнительной власти предусмотрены

ст. 125 Конституции  РФ. Реализуя эти полномочия, суд  разрешает дела о соответствии Конституции

РФ нормативных  актов Президента РФ, Правительства  РФ и федеральных органов исполнительной

власти и исполнительных органов власти субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к

ведению органов  государственной власти и совместному  ведению органов государственной  власти РФ

и субъектов  РФ, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной

власти РФ и  ее субъектов. Возможно разрешение и  других дел, связанных с конституционным

судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или их

отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Решение Конституционного Суда РФ по спору о компетенции  между органами исполнительной власти

является основанием для отмены или изменения нормативных  актов, определяющих компетенцию этих

органов.

Толкование Конституции  РФ, производимое Конституционным Судом  РФ, является обязательным для

исполнения всеми  органами исполнительной власти.

Формы контроля судов обшей компетенции за деятельностью органов исполнительной власти имеют

свои особенности. Понятно, основной задачей общих  судов является рассмотрение уголовных,

гражданских_______, административных и иных дел. Контрольная же функция ими осуществляется не

отдельно, а в  процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных  преступлениях, суд исследует не только

Информация о работе Государственный контроль и его виды