Государственный контроль, его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.2

Целью данной работы является раскрытие понятия «Государственный контроль». Задачами являются определение видов государственного контроля, целей и условий его проведения.

Содержание

Введение 3

Понятие и виды государственного контроля 4

Президентский контроль 7

Контроль органов законодательной власти 11

Контроль органов исполнительной власти 14

Контроль органов судебной власти 16

Заключение 19

Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

контрольная АП.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

- контроль  за законностью и своевременностью  движения средств федерального  бюджета и средств федеральных  внебюджетных фондов в Центральном  банке Российской Федерации, уполномоченных  банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации  о ходе исполнения федерального  бюджета и результатах проводимых  контрольных мероприятий.

Счетная палата анализирует нарушения в бюджетном процессе и вносит в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом. Она осуществляет подготовку и представляет в Совет Федерации и Государственную Думу заключения по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году.

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются и в назначении и освобождении от должности дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, для чего требуется согласование с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат. Федеральный закон от 05.04.2009 N 41-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «О политических партиях» наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации контрольными полномочиями в области соблюдения и исполнения законов субъекта, исполнения бюджета субъекта, соблюдения установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контроль  органов исполнительной власти. 

        Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ и наделено достаточно широкими контрольными полномочиями. Они вытекают из ст. 114 Конституции РФ и находят отражение в ФКЗ «О Правительстве РФ».

 Федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти  подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Оно распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти ели в федеральном бюджете.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных  органов исполнительной власти или  приостанавливать действие этих актов, учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Соответствующими  контрольными полномочиями наделены федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти. В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют:

1. общий;

2. межотраслевой (надведомственный);

3. отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль осуществляют Правительство  РФ и Правительства (администрации) субъектов РФ. Федеральным конституционным  законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (в действующей редакции) «О Правительстве РФ» закреплено, что Правительство РФ осуществляет систематический контроль деятельности подведомственных ему министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Российской Федерации. На своих заседаниях Правительство заслушивает отчеты, доклады, информацию руководителей министерств, государственных комитетов, и других федеральных ведомств о выполнении экономических реформ, укреплении кредитно-денежной системы, развитии отраслей государственного управления.

Правительство может привлекать руководителей федеральных органов и служб к дисциплинарной ответственности.

Надведомственный  контроль осуществляется для обеспечения  единообразного решения комплексных  задач, касающихся ряда отраслей управления. Данный вид контроля осуществляется органами межотраслевой компетенции, которые координируют и регулируют деятельность отраслевых органов управления, организационно им не подчиненных. Кроме того, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера отраслевые органы также могут осуществлять полномочия по надведомственному  контролю.

К органам, осуществляющим надведомственный  контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и другие ведомства и службы. Осуществляющие надведомственный  контроль  органы наделяются соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по относящимся к их компетенции вопросам. Результатом проверки органами надведомственного  контроля  могут быть рекомендации и обязательные указания по устранению обнаруженных нарушений или совершенствованию деятельности подконтрольного органа, предприятия, учреждения и организации.

Внутриведомственный или отраслевой  контроль  осуществляется органами отраслевой компетенции в рамках одной системы. Отраслевой  контроль  представляет собой систематическую проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства. Субъектом осуществления отраслевого  контроля  может быть руководитель данного органа управления, предприятия, учреждения, организации лично или с помощью  специального  аппарата (например, инспекции, контрольно-ревизионной службы). Внутриведомственный  контроль  может быть  общим, содержанием которого является проверка всей работы подконтрольного органа, предприятия, учреждения, либо  специальным, когда осуществляется  контроль  одного из направлений деятельности. Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются вопросы целесообразности расстановки кадров, эффективности методов руководства, соответствия принимаемых решений требованиям законодательства. 
 

    Контроль  органов судебной власти.  

     Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления - это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.7

Основной функцией всей системы судебных органов следует считать реализацию задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.

Основным содержанием судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении является  правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, принятие мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, а также привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами  судебного контроля являются:

1) Конституционный  Суд РФ;

2) суды  общей юрисдикции;

3) арбитражные  суды.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.8

Конституционный Суд РФ разрешает в пределах своей  компетенции исключительно вопросы  права, устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

а) разрешает  дела о соответствии Конституции  Российской Феде рации:

- федеральных  законов, нормативных актов Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

- конституций  республик, уставов, а также  законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации,  изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации  и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- не  вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

б) разрешает  споры о компетенции:

- между  федеральными органами государственной  власти;

- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- между  высшими государственными органами  субъектов Российской Федерации;

в) по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

г) дает толкование Конституции Российской Федерации;

д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном  Суде является обращение в Конституционный  Суд в форме запроса, ходатайства  или жалобы. Акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов (в том числе органов исполнительной власти), основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

Сущность  контрольной деятельности судов общей юрисдикции заключается в том, что они при рассмотрении конкретных дел оценивают законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц осуществляя тем самым контроль за их деятельностью, выносят решения о восстановлении нарушенных прав граждан.

Осуществляя производство по уголовным делам, суд  с позиции законности исследует  и дает правовую оценку действиям  должностных лиц как работников управленческих аппаратов. Суд также  рассматривает жалобы лиц на постановления  органов и должностных лиц о наложении административного наказания, жалобы граждан на действия органов исполнительной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Арбитражным судам предоставлены полномочия по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

Например, споры о признании недействительными  индивидуальных актов государственных  органов, нарушающих экономические  права и интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, и о возмещении убытков, об отказе в государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, о взыскании государственными органами с организаций и индивидуальных предпринимателей штрафов и денежных средств.

Информация о работе Государственный контроль, его виды