Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:30, курсовая работа
Целью данного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления и исполнительной власти, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления
1.1 Управление, как социальное явление……………………………………………………………………………..6
1.2 Специфика государственного управления………………………..…10
1.3 Цель, функции и принципы государственного управления……..…12
1.4 Особенности государственного управления в современной России…………………………………………………………………………….14
2. Исполнительная власть
2.1 Понятие, характерные черты и определение органа исполнительной власти……………………………………………………………………………..17
2.2 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации………………………………………………….18
3. Соотношение государственного управления с исполнительной властью...21
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы…………………………………………...30
Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.
Социальное
управление имеет и специальный
смысл. В этом варианте его обычно
характеризуют как
1.2 Специфика
государственного управления
Многие авторы основанием видов управления признают природу и суб-станциональную специфику субъектов управления, исходя из чего разграни-чивают государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник).4 Среди всех видов управления государст-венное управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает го-сударственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осущест-влено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии мо-жет осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.
2. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.
3. Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является «распространенность государственного управления на общество», так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями, на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.
Итак,
государственное управление -
это практическое, организующее и регулирующее
воздействие государства на общественную
жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения,
сохранения или преобразования, опирающееся
на его властную силу. Термин «государственное
управление» широко используется в отечественной
и зарубежной научной литературе, а также
в законодательстве многих стран. Более
70 лет он употреблялся и у нас, давая тем
самым конституционные основания для
выделения данного вида государственной
деятельности.5
1.3
Цель, функции и принципы
государственного управления
Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулиру-ющие и регулирующие функции. Цели государственного управления возни-кают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общест-ва. Они являются производными от целей общества. 6
Цели государственного управления в современной России:
Архиважным является создание "древа целей", в котором были бы опе-ративные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средс-твами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.
Функции государственного управления - объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздейст-вий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства, причем важно отметить, что оно является целостным. На набор функций государственного управления влияют по крайней мере 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и, безусловно, место и роль государства в обществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, а государственное управление как его производная, является с одной сторо-ны тем элементом, который осуществляет насилие, т.е так называемым "ле-гитимным насилием", а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону огра-ничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации дан-ной функции. Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называе-мый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.
Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять на себя функции госу-дарственного управления и обеспечить их должную реализацию. Оптималь-ным вариантом было бы нахождение некоего баланса, так как в современном обществе мы являемся свидетелями уменьшения государственного сектора (приватизация в данный момент рассматривается одним из основных спосо-бов повышения эффективности в государственном секторе), но с другой стороны, повышения роли государственного регулирования в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений.
1.4 Особенности государственного управления в современной России
Концепция государственного управления не может быть сформирована без учета того особенного и уникального, что объективно присуще ему в си-лу своеобразия исторических, географических, производственных, этничес-ких и других оснований. Но, уделяя такое большое внимание специфике, нельзя оставлять без внимания то типичное, универсальное, что должно быть присуще Российскому государству, как составной части мирового сообщест-ва и стране, развивающейся в русле общечеловеческой культуры. Очень важ-ным является то, что только слияние этих свойств в Российской государст-венности открывает путь к широкому использованию мирового опыта, к идентификации определенных государственно-управленческих институтов, и одновременно, к сохранению, воспроизводству и развитию сугубо нацио-нального, самобытного, свойственного лишь России. Разумный синтез и его эффективное использование - вот решение проблемы. Но данные намерения легко декларируются и далеко не легко достигаются.
Выделим несколько плоскостей, в рамках которых возможен анализ специфики, особенностей государственного управления в России.
1.
Безусловно, данный вопрос нужно
рассматривать через призму
Очевидной чертой российской традиции государственного управле-ния является встроенная в общество традиция авторитаризма, единонача-лия. Концентрация политических властных рычагов вокруг одного лица в центре, доминирование, преобладание этого лица при принятии политичес-ких решений, создали, в частности, обстановку отсутствия системы сдер-жек и противовесов, компромиссов и сделок как нормы политического про-цесса, тенденцию ликвидации самостоятельных, автономных, авторитет-ных, соперничающих на политической сцене с первыми лицами структур, личностей. Необходимость отказа от авторитарности в политической практике России очевидна.
Государственное управление России действует в среде, отличающейся своей политической культурой, влияющей на действия лиц, определяю-щих политический процесс, поведение, действия народных масс, характер государственных институтов. В этом плане следует, прежде всего, учиты-вать, что генетически население России - это люди, исторически вышед-шие из сельской среды, сохраняющие в известной мере отпечатки сельской культуры, преобразованной нынешним индустриальным веком и социалис-тическим образом жизни. Это отсутствие развитого гражданского общества в России, то есть самоуправляющихся социальных единиц, которые находятся вне государства, как особого аппарата управления. Формирование такого об-щества вызывает стремление у властей интегрировать нарождающиеся соци-альные структуры в государственные механизмы, что дезавуирует полностью изначальный смысл этих социальных образований.
2. Что тоже не подлежит сомнению - это учет реалий жизни на нынешнем этапе развития. Анализ этого фактора необходим постольку, поскольку он позволяет, с одной стороны, выстраивать разработку решений поставленной проблемы на реальном фундаменте, с другой, дает возможность учесть преходящее, характерное лишь для сегодняшнего момента, сосредоточиться на действительно ключевых проблемах оптимизации механизмов и структур государственного управления. 7 Рассматривая проблему в этой плоскости, с точки зрения реалий сегодняшне-го дня хотелось бы отметить следующие черты сложившейся ситуации.
В
недавнем прошлом перед Россией стояла
важная задача демонтажа предшествующего
строя и замены его новым, более жизнеспособным
механизмом, но на данном этапе можно наблюдать
некоторые трудности. Здесь как бы наблюдается
двойной стандарт: С одной стороны,
большинство людей хотели изменений в
сторону увеличения прав, а с другой, перераспределение
обязанностей государства никто не хотел
возлагать на свои плечи. Здесь хотелось
бы привести банальный пример. Ратуя за
свободу и равенство, люди не увидели того,
что, имея оные, им придется отказаться
от существенной доли социальной защищенности,
что весьма естественно. Наша страна накопила
значительный ресурс образованности,
интеллектуаль-ный потенциал. По ряду
показателей, например грамотности, охвате
обуче-нию точными науками, этот потенциал
выше среднемирового. Однако и этот
фактор стал стимулом кризиса, воспринимаясь
образованными кругами, но-сителями достижений
научно-технического прогресса как аномалия,
в связи с тем, что прогресс в области
образования, в интеллектуальной сфере
не вел к соответствующей оценке качества
труда, не подкреплялся соответствую-щими
организационно-управленческими условиями
.