Государственное управление и административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. 4
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД, ФОРМЫ И СТРУКТУРА. 5
ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 6
СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ. 7
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, АСПЕКТЫ, ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ. 8
ЗАКОННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ, СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 9
ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ. 10
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ. 11
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ЦЕЛОСТНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ. 12
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 13
ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИ РОССИЙСКИЕ. 14
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ПОДСИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 15
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.DOC

— 148.50 Кб (Скачать)

     Управляемые объекты ГУ - деятельность людей  по производству материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни на которых воздействуют субъекты управления.

     Уровни  управляемых объектов. I. В компонентно-структурном  отношении:

  • человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, целостной социально-продуктивной активности;
  • коллективы и объединения людей;
  • общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.

     II. В зависимости  от социальных функций объекты ГУ делятся на виды:

  • экономические - соединение рабочей силы и средств производства;
  • социальные - потребление материальных и социальных продуктов и одновременное историческое воссоздание человека ;
  • духовные - выработка идей, взглядов, освоение их сознанием;
  • политические и т.д.

     Особенности управляемых объектов:

  Управляемые объекты пользуются приоритетом  перед субъектами государственного управления, т.к. воспроизводство материальных и духовных продуктов и социальных условий является первичным и главным для жизнедеятельности людей.

  Управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные  и общественно -исторические условия  и закономерности и в соответствии с ними выстраивают технологии своей  деятельности (“человек-машина”. “человек-природа” и т.д.)

  Управляемые объекты нуждаются в своевременном  и возможно полном юридическом определении  порядка формирования, общественного  статуса, процедур общественной подотчетности  и контроля.

     Свойства  управляемых объектов:

  Самоактивность  управляемых объектов, то есть их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных) побудительных причин., оно может заключаться в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей в соответствии с представлениями их компонентов, в установлении с ними активного взаимодействия, ведущего к равновесию отношений, в приспособлении к складывающейся ситуации.

  Самоактивность  людей всегда отличается целенаправленным характером, ориентацией на конкретные предметы, явления, отношения, результаты.

  Адаптивность (приспособляемость ) к условиям и факторам природного и социального бытия, свидетельствует о способностях человека в бесчисленных жизненных проявлениях отражать природную и общественную среду обитания и по принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким образом, чтобы сохранять и развивать себя.

  Самоуправление  своей жизнедеятельностью и своим  развитием. Осуществляется вследствие осознания объективной действительности, при определенном социально-психологическом  приспособлении к ней, оно есть непосредственная и ответственная реакция на насущные жизненные потребности, вытекающие из общественной ситуации, действует как статистически средняя сила, складывающаяся в процессе взаимодействия интересов, воли людей и являющаяся результатом этого взаимодействия.

  Управляемые объекты зависимы от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности и воспроизводят их в своем функционировании и организации.

  Функциональная структура государственного управления: сущность и виды функций, их организация.

     ГУ - управление в масштабах общества - призвано создавать и закреплять законодательно, поддерживать обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

     Функции ГУ:

  • политическая - обеспечение целостности и сохранности общества, формой которого выступает государство;
  • социальная - обеспечение на территории государства соблюдения прав гражданина;
  • экономическая - создание предпосылок для экономического развития общества. В переходный период -  уйти от непосредственного управления производством к обеспечению и защите потребителей и социальной направленности экономики:
  • международная - поддержание свободы суверенитета и исторического существования народа в рамках широкого сообщества.

     В переходный период социальная функция  должна повернуть экономику к  человеку, комплексному развитию социальной инфраструктуры, всестороннему учету  национальных требований в организации  социальной жизни, обеспечению социальной справедливости и социальной защищенности, гарантировании социальных прав и свобод личности.

     Функция управления - виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства  и его органов на общественные процессы. ФУНКЦИИ ОБЪЕКТИВНЫ так  как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное назначение. Функции различают по предмету (что), содержанию (зачем), способу сохранения или преобразования управленческих компонентов (как).

     Функции ГУ реализуются посредством управленческих функций, обозначающие конкретное воздействие юридически описанные в их компетенции. По направленности и месту реализации - внешние и внутренние; по содержанию и характеру действия - общие и специфические.

     Все функции образуют сложную функциональную подсистему. В рамках ее действует отдельный гос. орган или поддается регуляции управляемый орган.

     Правило согласования при построении функций  структуры: - предоставление подсистем  неуправленческих функций, совместимых  по направленности, предмету, содержанию и формам осуществления.

     К общим функциям относятся; организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль.

     К специфическим; финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и ЗРП, кредитование.

  Организационная структура государственного управления. Целостность управления и разделение осуществления власти.

     Субъектом государственного управления выступает  государство в целом. Организационная  структура государственного управления - это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической  природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе.

     В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий.

     Государственный орган представляет собой единичную  структуру власти, формально созданную  государством для осуществления  закрепленных за ней его целей  и функций.

     Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Они имеют разветвленную вертикаль: федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.

     Построение организационной структуры государственного управления:

     Линейное  основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т.е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.

     Достоинства: линейный тип жестко формализован, придает структуре устойчивость, надежность, последовательность. Недостатки: слабо выражены обратные связи.

     Функциональное основание: формирование государственных органов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Проблема - в межфункциональной координации.

     Линейно-функциональное основание - соединение линейного и функционального.

     Программно -целевое основание - в основу организационной структуры закладывается какая-либо цель или комплексная программа.

     Матричное основание - совмещает линейное и программно - целевое управление. Связано с территориальным управлением.

     Целостность управления и разделения власти. Конституция РФ. р1, г1, ст2. 1.Государственную власть РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание (СФ и ГД), Правительство и Суды РФ. 2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ГВ).

     Единство  системы ГВ подразумевает, что органы ГВ субъектов РФ должны создаваться  на основе принципов демократического правового государства с республиканской  формой правления (ст.1), а также социального (ст.7) и светского (ст.14) государства: что признание,  соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью не только Федерации, но и всех субъектов (ст.2).

     Принцип разделения властей (ст.10) распространяется не только на организацию ГВ на федеральном  уровне. Система органов ГВ субъектов РФ тоже должна строится на его основе. Разделение единой ГВ на законодательную, исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными независимыми друг от друга структурами государственного механизма.

     Согласно  Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, исполнительную Правительство, а судебную Федеральные  суды (Конст., Верхов., Высш. Арбитр.). Президент  РФ не является органом какой либо из трех властей (ст.89) “обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов ГВ”.

 

     Персонал  государственного управления. Управленческая и  профессиональная подготовка: содержание, формы. Развитие персонала управления.

     Государство связано с обществом и поэтому практически все его граждане в той или иной мере сопричастны ГУ (обращения граждан  в госорганы, участие в выборах). В обществе готовится и из общества пополняется персонал ГУ. Каков человеческий потенциал общества, таков и персонал органов власти и местного самоуправления.

     Особенности труда персонала  государственного управления:

  • ими выполняется труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития, конкретной организации и регулирования общественной жизнедеятельности, сознания, поведения и деятельности миллионов людей;
  • их труд - интеллектуальный, психологически насыщенный, состоящий в осмыслении и продуцировании сложнейшей управленческое;
  • во всех их усилиях внутренне проявляется государственная власть;
  • их труд формирует особый духовно-материальный продукт;
  • это высокопрофессиональный труд с особыми требованиями к подготовке, личности, поведения и общения с людьми.

     Классификация персонала управления:

  • по административно-правовым критериям (представители власти, должностные лица, технические исполнители);
  • по функциональным критериям (руководители, специалисты, технические исполнители.

     Костяк  персонала управления составляют лица, занимающие государственные должности  и управляющие от имени государства - “кадры государственного управления “

     Требования, предъявляемые к персоналу государственного управления

  • первичные - которыми должен обладать человек: общекультурный аспект - опыт общения с людьми, культура речи; в деловом аспекте - компетентность в вопросах управления, трудовая активность; в личном аспекте - дисциплинированность, моральная устойчивость, честность, инициативность, коммуникабельность, надежность.
  • приобретаемые, формируемые в процессе - общекультурный аспект - знание истории страны, ораторское мастерство, опыт общественной и государственной деятельности, чувство лидерства, в деловом аспекте - организованность, умение направлять и контролировать деятельность других умение разбираться в достижениях НТП; в личном аспекте - мужество, принципиальность, умение убеждать, образцовое поведение в любых ситуациях.

Информация о работе Государственное управление и административное право