Государственное управление и административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. 4
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД, ФОРМЫ И СТРУКТУРА. 5
ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 6
СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ. 7
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, АСПЕКТЫ, ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ. 8
ЗАКОННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: СУЩНОСТЬ, СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 9
ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ. 10
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ. 11
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ЦЕЛОСТНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ. 12
СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 13
ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИ РОССИЙСКИЕ. 14
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ПОДСИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 15
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.DOC

— 148.50 Кб (Скачать)

     Производственная  база - со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную ) основу существования общества.

     Система экономических отношений - данная систем а соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

     Социальная  сфера - состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

     Духовная  культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

     Научно-технический  прогресс.

     Субъективный  фактор государственного управления

     Любое государственное решение выдает человек, следовательно это решение  несет субъективный фактор и олицетворяет собой сознание в действии, определенное слияние мыслительного и практического  процессов. То есть - сознание и деятельность.

     Система элементов субъективного фактора: “потребности - интересы - цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы”  в рамках этой системы формируется и реализуется ГУ. Характеристики субъективного в области ГУ:

     Субъективный  фактор в своем составе имеет  элементы различного уровня развития потенциала, по-разному соотносящихся и взаимодействующих между собой.

       Развитие субъективного фактора  представляет собой сложный процесс,  в котором все элементы и  свойства преобразовываются неравномерно, при противоречивом подчас влиянии друг на друга, они по-разному и в неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному поддаются ее влиянию и столь же различны их собственная устойчивость, самостоятельность, способность к изменениям.

       Различные элементы и свойства  субъективного фактора с разной силой, целенаправленностью и рациональностью влияют на объективную действительность, последствия влияния их также многообразны - от конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных.

Системные характеристики государственного управления. Социальный механизм его формирования и реализации.

     Для государственного управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение.

     Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления, из-за чего система субъектно-объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.

     В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая  подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) - общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению).

     В узком смысле система субъектно-объектных  зависимостей включает в себя: субъект  управления - воздействия - управляемые объекты, где преимущество находится на стороне субъекта управления.

 

      Система субъектно-объектных зависимостей обуславливает и предполагает присутствие  трех элементов: субъекта управления (СУ) или его отдельного управляющего компонента (государственного органа, должностного лица, участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности организаций, учреждений, предприятии, отдельных граждан (в том числе и входящих в состав субъекта управления).

       

СУ

 

федеральный уровень

региональный уровень 

уровень местного самоуправления

 

 
 

    управляемый объект
    деятельность людей по производству материальных социальных и духовных продуктов 

     Социальный механизм формирования и реализации государственного управления это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на государственную власть. Он может быть выражен через следующую цепь: “потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты”.

     Существование, развитие, содержание и формы, направления  и смысл совершенствования ГУ определяются объективными потребностями общества. Общественные потребности в управлении проявляют себя прежде всего как управленческие интересы людей, их коллективов, общностей, в целом общества.

     Объективные потребности в управлении, выраженные через управленческие интересы, порождают  и обуславливают управленческие цели. Цели управления закрепляются в управленческих решениях - социальных актах, в которых в логической форме выражены действия управляющих звеньев, необходимые для достижения поставленных целей.

     Чтобы решения практически осуществлялись, нужны конкретные действия по практической реализации соответствующих решений.

     Реализация  управляющих воздействий, выраженных в управленческих решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в удовлетворении общественных потребностей в государственном управлении.

Принципы  государственного управления: понятие, аспекты, основания системы. Применение принципов.

      Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов  государственного управления (системы  онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.

Общесиситемные  принципы ГУ - общеуниверсальные закономерности (их применение):

     Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям  объективных закономерностей (естественно-природных  и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.

     Принцип демократизма - воспроизводит народовластие  в государственном управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей  всех элементов государственного управления.

     Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Обусловливает необходимость законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.

     Принцип законности государственного управления: установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов.

     Принцип разделения власти в государственном  управлении.

     Принцип федерализма государственного управления - позволяет развивать и укреплять  местное управление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан.

     7. Принцип публичности государственного  управления.

     Втрое основание систематизации связано с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура, процесс). Структурные принципы подразделяются на:

     1. Структурно-целевые; 2. Структруно-функциональные; 3. Структурно-орагнизационные; 4. Структурно-процессуальные.

     Третье  основание классификации принципов: Специализированные принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д.

     Систематизация  принципов (Г.А.Атаманчука):

     Общественно-политические - сформулированы в результате познания социальной природы ГУ общих закономерностей и основных особенностей его развития;

     Функционально структурные - абстрагированные посредством  исследования взаимодействий компонентов  субъекта и объекта ГУ и раскрывающих закономерности структуры государственных управляющих воздействий;

     Организационно-структурные - отражают характер, закономерности и  специфику орг. структуры ГУ, служат отправными моментами при его  формировании;

     Государственно-управленческой деятельности - раскрывают закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержания собственной жизнедеятельности.

    Госслужащие должны соизмерять свои поступки и  действия с принципами ГУ.

Законность  в государственном  управлении: сущность, способы обеспечения.

       Закон (в широком смысле) не может существовать без законности - механизма и средства приведения его в жизнь. (В Российской истории законы существуют сами по себе, а деятельность людей сама по себе.) Законность -  систем юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванную обеспечить практическую реализацию законов и других правовых актов.

     Свойства  законности: 1. Единство - охватывает все государство, все структуры государственного управления и местного самоуправления, в равной мере касается всех, обязательна для каждого в государстве, на всей территории и при реализации любых решений.

     2. Единообразие -. одинаковое понимание и осуществление в различных местах, разными людьми и оргструктурами и в различных жизненных обстоятельствах.

     3. Всеохватываемость - законность распространяется в равной мере на гос. органы, органы местного самоуправления, общественные структуры и граждан.

     4. Гарантированность и устойчивость - создаются специальными мерами обеспечения законности.

     Способы обеспечение законности.

     1. Построение государственной власти, разделение ее по горизонтали  (законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная, субъектов, местное самоуправлении), формирование системы сдержек и противовесов.

     2. Судебная власть - особый статус  ее делает независимой от других  подсистем государственной власти.

     3. Прокуратура. В прокурорском надзоре  заложена функция контроля за законностью актов государственного управления.

     4. Органы исполнительной власти -создаются  контрольные механизмы, позволяющие  отслеживать управленческие решения  и действия с точки зрения  их соответствия законам и  иным нормативным правовым актам.

     внешний контроль - когда одни госорганы осуществляют его по отношению к другим:

     - общий контроль - вышестоящих за  нижестоящими

     - специализированный контроль - таможня,  антимонопольный контроль и т.д.

     - внутренний контроль - руководителями, должностными лицами либо подразделениями  ( отдел контроля) - не особо эффективен.

     5. Само общество. Общественные объединения,  граждане, СМИ, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д.

     Человек. - важна его позиция. т.к. все “формализованные” институты приводятся в движение его мыслью, чувством и поступком.

  Объекты государственного управления: понятие, виды, организация, закономерности, управленческие возможности.

Информация о работе Государственное управление и административное право