Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении государственной службы как деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. раскрыть понятие государственной службы;
2. рассмотреть виды государственной службы;
3. рассмотреть принципы государственной службы;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1. Общие положения о государственной службе
1.1. Понятие государственной службы …………………………………….5
1.2. Виды государственной службы ………………………………………..7
2. Принципы государственной службы
2.1. Конституционные принципы………………………………………….15
2.2. Организационно-функциональные принципы……………………….17
3. Этапы прохождения государственной службы
3.1. Поступление и прохождение государственной службы…………….19
3.2. Прекращение государственной службы……………………………...27
Заключение …………………………………………………………………29
Литература…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации – это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 1 ФЗ)7.

    Должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной службы, воинские должности и должности правоохранительной службы. Должности государственной службы могут учреждаться федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения не только полномочий государственных органов, но и непосредственно функций и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Государственная гражданская служба Российской Федерации  – это вид государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) (ст. 3 ФЗ).

    Взаимосвязь гражданской службы и государственной  службы Российской Федерации иных видов  обеспечивается на основе единства системы  государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

  • соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
  • установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

    Взаимосвязь гражданской и муниципальной  служб обеспечивается посредством:

  • единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

    Существуют  четыре характерных признака государственной  должности:

  1. её принадлежность только государственному органу;
  2. объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;
  3. оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  4. государственный служащий за действия (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.

    Согласно  статьям 10 и 11 Конституции Российской Федерации, к числу государственных органов относятся органы трех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной – как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, не входят в систему органов государственной власти8.

    К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся:

  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Совет Безопасности Российской Федерации;
  • Администрация Президента Российской Федерации;
  • полномочные представители Президента Российской Федерации;
  • дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях;
  • Счетная палата РФ;
  • Прокуратура РФ;
  • Аппарат правительства РФ;
  • Председатель, заместитель председателя, секретарь Центральной избирательной комиссии РФ.

    Юридическое закрепление в положениях и должностных  инструкциях конкретных должностных  обязанностей и прав обеспечивает более  качественное осуществление подбора и расстановки государственных служащих, поскольку это осуществляется целенаправленно – с учётом квалификационных требований, предъявляемых к ним по той или иной должности. И при аттестации государственного служащего его профессионализм оценивается не вообще, а применительно к конкретной должности. Каждый государственный служащий свою трудовую деятельность, успехи и недостатки по работе, возможности продвижения по службе связывает с определенными должностями, а не только с их принадлежностью к какому-либо государственному органу9.

    С понятием государственной должности  связывается также порядок присвоения квалификационных разрядов (воинских званий, дипломатических рангов), размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения многих вопросов прохождения государственной службы.

    Следовательно, понятие государственной должности  является стержневым, основополагающим для определения правового положения государственного служащего и порядка прохождения им государственной службы. Понятие государственной службы связано с определенным кругом государственных должностей.

    Государственная должность – комплексное правовое образование (государственное установление), элементы которого регулируются нормами административного, трудового, финансового и других отраслей права.

    В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности  государственной службы, включаются требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.

    Руководители  федеральных органов государственной  власти и их аппаратов, иных государственных органов и их аппаратов, образованных в соответствии с Конституцией, могут в отдельных случаях оставлять на государственной должности или назначать на такую должность лиц, не имеющих установленного стажа государственной службы, но обладающих профессиональными качествами, необходимыми для исполнения соответствующих должностных обязанностей10.

    Устанавливаются также требования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных  законов, конституций, уставов и  законов субъектов Федерации  применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

    Профессионализм работника – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только высокая эффективность труда, но и непременно наличие психологических компонентов. Психолого-акмеологический подход к проблемам профессионализма рассматривает его как качество деятельности, определяемое личными возможностями служащего к карьерному росту.

    Личностные  возможности не являются единственным фактором качества деятельности. Социологический  подход к профессионализму показывает, что основу его становления, поддержания и развития у государственных служащих составляют три определяющих компонента: базовое образование; профессиональная деятельность в условиях конкретной среды; система непрерывного профессионального образования.

    Некоторые авторы отмечают, что существует некая иерархия приоритетных качеств государственного служащего. К доминирующим из них относятся следующие качества: умение анализировать; политическая и социальная эрудиция; творческий подход к делу; коммуникабельность; объективность; корректность, порядочность; сопротивляемость стрессам и разочарованиям.

    При исполнении своих обязанностей сотрудники гражданской службы обязаны соблюдать  беспристрастность и сохранять  независимость по отношению к  политическим партиям.

    Институт  государственной службы, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Принципы государственной службы

 

    2.1. Конституционные принципы государственной службы 

    Основные  принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»12. Принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

      К конституционным принципам  государственной службы относятся  принципы федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека  и гражданина, равного доступа  к государственной службе.

      1. Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов.

      Федерализм применительно к государственной  службе имеет несколько аспектов:

      нормативный аспект – конституционное  и законодательное разграничение  компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ;

      организационный аспект – соблюдение  принципа федерализма при построении  государственной службы, разделение  государственной службы на федеральную  государственную службу и государственную  службу субъектов РФ;

      функциональный аспект – самостоятельность  каждого уровня федеративной  системы при решении кадровых  вопросов и других вопросов  функционирования государственной  службы;

      финансовый аспект – соблюдение  принципа федерализма при ресурсном  обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального)13.

    2. Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

    3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

    4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями. 

Информация о работе Государственная служба