Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа
Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
1.Теоретические подходы к формированию государственной промышленной политики……………………………………………………………………..…….стр. 3-7
2. Особенности проведения промышленной политики в России.
2.1. Введение в проблему………………………………………………..…….стр. 8-10
2.2.Цели промышленной политики……………………………………..….стр. 11-16
2.3.Основные стратегии промышленной политики в России
2.3.1 Металлургическая промышленность………………………...….….стр.17-20
2.3.2. Легкая промышленность……………………………………………..стр. 21-22
2.3.3. Авиационная промышленность……………………………………...….стр. 23
2.3.4.Транспортное машиностроение……………………………………..стр.24-25
3. Промышленная политика в Пермском крае.
3.1. Промышленный потенциал, основные проблемы развития промышленной политики в Пермском крае…………………….…………………………….стр.26-28
3.2.Приоритетные проекты Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края…………………………………………………….….стр. 29-35
Заключение……………………………………………………………….………..стр. 36
Список использованной литературы………………………………………..стр. 37
Основные тенденции развития металлургической отрасли России в последние годы соответствуют в определенной степени общемировым. Важнейшие из них:
В соответствии с Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов» предполагаются три сценария развития экономики Российской Федерации – инерционный, энерго-сырьевой и инновационный, которые положены в основу прогноза развития металлургической промышленности.
Сценарий инерционного развития характеризуется отказом от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацией в развитии топливно-энергетического отрасли. Рост внутреннего спроса на металлопродукцию по этому варианту будет происходить, в основном, за счет развития строительного отрасли, что вызовет, в свою очередь, сохранение в структуре производства преимущественно сортового проката, включая заготовки. Прирост мощностей в металлургической промышленности будет происходить преимущественно за счет реконструкции и модернизации действующих объектов.
Сценарий энерго-сырьевого развития опирается на наиболее полное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и повышения глубины его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей – ТЭК, металлургического и химического комплексов, а также транспорта. Соответствующий импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли, связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.
Развитие
металлургической промышленности по данному
сценарию будет характеризоваться
наращиванием производства за счет строительства
новых и реконструкции действующих
предприятий и совершенствования
Сценарий
инновационного развития, наряду
с использованием конкурентных преимуществ
в энерго-сырьевом секторе, предполагает
прорыв в развитии высоко- и среднетехнологичных
производств. Инновационный сценарий
выступает в качестве целевого для экономической
политики, поскольку только он в полной
мере позволяет реализовать стратегические
ориентиры развития России4.
2.3.2. Легкая промышленность.
Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший много-профильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.
сегодня перед легкой промышленностью стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. При этом существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО.
Россия, к сожалению, не входит в число ведущих производителей, экспортеров товаров легкой промышленности. Исходя из объемов легального импорта, Россия также не относится и к числу крупнейших мировых импортеров.
Динамика внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 2000–2008 годы показывает, что в России темпы роста импорта значительно опережают темпы роста экспорта. Причем в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год самых высоких достижений в экспорте) снизился на 22,7 процентов, а импорт вырос в 3,6 раза
Процесс выполнения Стратегии может осуществляться по нескольким сценариям развития отрасли, различающимся прогнозируемыми объемами выпуска продукции, уровнем и сроками обновления ассортимента и технологий, количеством реализуемых мероприятий и экономических мер, объемами инвестиций и показателями эффективности.
В Стратегии приняты два альтернативных варианта функционирования легкой промышленности - инерционный и инновационный сценарии развития.
Инерционный сценарий базируется на показателях первого варианта развития российской экономики до 2020 года, рассчитанного Минэкономразвития России. Данный сценарий - пассивная модель поведения бизнеса, инерционная динамика инвестиционного процесса и низкая инновационная активность.
Инновационный сценарий, соответствует варианту 3с развития российской экономики до 2020 года (рассчитанного Минэкономразвития России), инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности.
Инновационный
сценарий предполагает значительно
более сложную модель управления
и для государства, и для бизнеса5.
2.3.3. Авиационная промышленность.
Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад авиационной промышленности в решение следующих общенациональных задач современного этапа экономического развития России:
2.3.4.Транспортное машиностроение.
К транспортному машиностроению относится производство подвижного состава для сети железных дорог, организаций трамвайного движения и метрополитенов, оказание сервисных услуг.
Для обеспечения возрастающих потребностей российской экономики и населения в перевозках железнодорожному транспорту требуется ежегодно приобретать более 935 единиц локомотивов, 58,5 тысяч единиц грузовых вагонов и 1790 единиц пассажирских вагонов, а также большое количество запасных частей для изношенного подвижного состава, вынужденно остающегося в эксплуатации.
Потребность в подвижном составе определена на основе прогнозов роста грузо- и пассажироперевозок с учетом различных вариантов развития экономики страны.
Сценарии развития российского транспортного машиностроения зависят от методов поддержки отрасли государством. Анализ перспектив развития отрасли показал наличие двух вариантов:
Инерционный вариант – отсутствие целевых мер государственной поддержки отрасли и сохранение тенденций развития отрасли в сложившихся финансово-экономических условиях.
Целевое
состояние отрасли при
Умеренно-оптимистический вариант – применение целевых мер государственной поддержки отрасли в дополнение к общим механизмам поддержки промышленных производителей, закрепленных в действующем законодательстве.
Целевое
состояние отрасли при
- доля отечественных производителей на внутреннем рынке возрастет до 90%;
-
объем экспорта вырастет до 15%
от объема производства
-
количество занятых в
При
этом будет обеспечено соответствие
мировому уровню показателей надежности,
производительности и экономичности подвижного
состава.
3. Промышленная политика в Пермском крае.
3.1. Промышленный потенциал, основные проблемы развития промышленной политики в Пермском крае.
Пермский край исторически является промышленным регионом. В крае расположены предприятия, таких отраслей как машиностроения, химии и нефтехимии, металлургии, топливно-энергетической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Поэтому стимулирование и поддержка промышленных предприятий края является приоритетным направлением деятельности Правительства Пермского края. Министерство ведет работу по нескольким направлениям, в числе которых разработка законов и нормативных актов, реализация приоритетных проектов Министерства, развитие производственных кластеров и помощь предприятиям при участии в федеральных целевых программах.
Экономика города занимает ведущие позиции среди городов России и играет первостепенную роль среди муниципальных образований Пермского края по многим показателям. В Перми производится более 35% выпуска промышленной продукции края. Особенностью пермской экономики являются тесные технологические и экономические связи городских предприятий и фирм с предприятиями соседних регионов. Город демонстрирует ведущие в крае показатели предпринимательской активности.
Промышленный потенциал.
Наибольший удельный вес в промышленности занимают следующие отрасли: топливная - 22,5%, машиностроение и металлообработка - 16,6%, химия и нефтехимия - 16%, электроэнергетика - 13,2%. Машиностроение представлено предприятиями приборостроения, станко и судостроения, авиационной, электротехнической, кабельной промышленности. Пермский край - мировой лидер по производству жидкостных ракетных двигателей, применяемых на ракете-носителе "Протон-М".
Проектирование и изготовление газотурбинной техники для энергетики, нефтяной и газовой промышленности является одним из наиболее динамично развивающихся направлений деятельности предприятий Пермского края.
Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе