Государственная промышленная политика в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Содержание

1.Теоретические подходы к формированию государственной промышленной политики……………………………………………………………………..…….стр. 3-7
2. Особенности проведения промышленной политики в России.
2.1. Введение в проблему………………………………………………..…….стр. 8-10
2.2.Цели промышленной политики……………………………………..….стр. 11-16
2.3.Основные стратегии промышленной политики в России
2.3.1 Металлургическая промышленность………………………...….….стр.17-20
2.3.2. Легкая промышленность……………………………………………..стр. 21-22
2.3.3. Авиационная промышленность……………………………………...….стр. 23
2.3.4.Транспортное машиностроение……………………………………..стр.24-25
3. Промышленная политика в Пермском крае.
3.1. Промышленный потенциал, основные проблемы развития промышленной политики в Пермском крае…………………….…………………………….стр.26-28
3.2.Приоритетные проекты Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края…………………………………………………….….стр. 29-35
Заключение……………………………………………………………….………..стр. 36
Список использованной литературы………………………………………..стр. 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Основные  тенденции развития металлургической отрасли России в последние годы соответствуют в определенной степени  общемировым. Важнейшие из них:

  • рост объемов производства и потребления металлопродукции;
  • повышение качественных характеристик продукции и совершенствование ее сортамента;
  • значительная доля продукции, поставляемой на экспорт;
  • наличие импортных поставок;
  • ресурсосбережение и снижение негативного экологического воздействия на фоне повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды;
  • выход предприятий отрасли на IPO;
  • приобретение компаниями активов смежных металлопотребляющих отраслей и объектов инфраструктуры (энергетические мощности, порты и т.д.);
  • укрупнение компаний-производителей и выход их за пределы России в русле глобализации мировой экономики.

      В соответствии с Основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов» предполагаются три сценария развития экономики Российской Федерации – инерционный, энерго-сырьевой и инновационный, которые положены в основу прогноза развития металлургической промышленности. 

      Сценарий  инерционного развития характеризуется отказом от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацией в развитии топливно-энергетического отрасли. Рост внутреннего спроса на металлопродукцию по этому варианту будет происходить, в основном, за счет развития строительного отрасли, что вызовет, в свою очередь, сохранение в структуре производства преимущественно сортового проката, включая заготовки. Прирост мощностей в металлургической промышленности будет происходить преимущественно за счет реконструкции и модернизации действующих объектов.   

      Сценарий  энерго-сырьевого развития опирается на наиболее полное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и повышения глубины его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей – ТЭК, металлургического и химического комплексов, а также транспорта. Соответствующий импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли, связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.

      Развитие  металлургической промышленности по данному  сценарию будет характеризоваться  наращиванием производства за счет строительства  новых и реконструкции действующих предприятий и совершенствования производства, однако в структуре производства и экспорта сохранится значительная доля продукции с невысокой добавленной стоимостью. Объемы производства металлопродукции из черных металлов по данному варианту будут максимальными.

      Сценарий  инновационного развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагает прорыв в развитии высоко- и среднетехнологичных производств. Инновационный сценарий выступает в качестве целевого для экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития России4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3.2. Легкая промышленность.

     Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший много-профильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

      сегодня перед легкой промышленностью  стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. При этом существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО

     Россия, к сожалению, не входит в число ведущих производителей, экспортеров товаров легкой промышленности. Исходя  из объемов легального импорта, Россия также не относится и к числу крупнейших  мировых импортеров.

        Динамика внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 2000–2008 годы показывает, что в России темпы роста импорта значительно опережают темпы роста экспорта. Причем в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год самых высоких достижений в экспорте) снизился на 22,7 процентов, а импорт вырос в 3,6 раза

     Процесс выполнения Стратегии может осуществляться по нескольким сценариям развития отрасли, различающимся  прогнозируемыми объемами выпуска продукции, уровнем и сроками обновления ассортимента и технологий, количеством реализуемых мероприятий и экономических мер, объемами инвестиций и показателями эффективности.

     В Стратегии приняты два альтернативных варианта  функционирования легкой промышленности - инерционный и инновационный  сценарии развития.

      Инерционный сценарий базируется на показателях первого варианта развития российской экономики до 2020 года, рассчитанного Минэкономразвития России. Данный  сценарий - пассивная модель поведения бизнеса, инерционная динамика инвестиционного процесса и низкая инновационная активность.

     Инновационный сценарий, соответствует варианту 3с развития российской экономики до 2020 года (рассчитанного Минэкономразвития России), инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности.

     Инновационный сценарий предполагает значительно  более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса5.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3.3. Авиационная промышленность.

    Реализация  настоящей Стратегии должна обеспечить вклад авиационной промышленности в решение следующих общенациональных задач современного этапа экономического развития России:

  • Удвоение ВВП за десятилетний период. Для этого за счет высоких темпов роста (не менее 12-15% в год) отрасль должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития страны сверх тех значений, которые могут быть достигнуты с помощью инструментов макроэкономического регулирования в преимущественно сырьевой экономике.
  • Удовлетворение потребности российских Вооруженных Сил в новейшем авиационном вооружении, как в количественном, так и в качественном отношении, при одновременном сохранении позиций России на мировом рынке вооружений.
  •   Решение двух из семи системных проблем, а именно:
      • преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний;
      • развитие высокотехнологичного сектора российской экономики с точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности.
  • Развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса (частно-государственного партнерства). Расширение роли заинтересованного в подъеме отрасли бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме рационально определяемых ограничений, связанных с обороной и безопасностью страны6.

      2.3.4.Транспортное машиностроение.

     К транспортному машиностроению относится производство подвижного состава для сети железных дорог, организаций трамвайного движения и метрополитенов, оказание сервисных услуг.

     Для обеспечения возрастающих потребностей российской экономики и населения  в перевозках железнодорожному транспорту требуется ежегодно приобретать более 935 единиц локомотивов, 58,5 тысяч единиц грузовых вагонов и 1790 единиц пассажирских вагонов, а также большое количество запасных частей для изношенного подвижного состава, вынужденно остающегося в эксплуатации.

     Потребность в подвижном составе определена на основе прогнозов роста грузо- и пассажироперевозок с учетом различных  вариантов развития экономики страны.

     Сценарии  развития российского транспортного  машиностроения зависят от методов поддержки отрасли государством. Анализ перспектив развития отрасли показал наличие двух вариантов:

     Инерционный вариант – отсутствие целевых мер государственной поддержки отрасли и сохранение тенденций развития отрасли в сложившихся финансово-экономических условиях.

     Целевое состояние отрасли при реализации инерционного варианта будет характеризоваться  следующими показателями:

  • доля отечественных производителей на внутреннем рынке сократится до 20%;
  • экспорт продукции отрасли будет иметь незначительные объемы;
  • количество занятых в отрасли сократится до 25 тыс. человек.
 

     Умеренно-оптимистический  вариант – применение целевых мер государственной поддержки отрасли в дополнение к общим механизмам поддержки промышленных производителей, закрепленных в действующем законодательстве.

     Целевое состояние отрасли при реализации умеренно – оптимистического варианта будет характеризоваться следующими показателями:

     - доля отечественных производителей на внутреннем рынке возрастет до 90%;

     - объем экспорта вырастет до 15% от объема производства продукции  отрасли;

     - количество занятых в производстве  нового подвижного состава вырастет  с 96 тыс. до 162 тыс. человек.

     При этом будет обеспечено соответствие мировому уровню показателей надежности, производительности и экономичности подвижного состава. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Промышленная политика  в Пермском крае.

      3.1. Промышленный потенциал,  основные проблемы  развития промышленной  политики в Пермском крае.

      Пермский  край исторически является промышленным регионом. В крае расположены предприятия, таких отраслей как машиностроения, химии и нефтехимии, металлургии, топливно-энергетической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

      Поэтому стимулирование и поддержка промышленных предприятий края является приоритетным направлением деятельности Правительства  Пермского края.  Министерство ведет работу по нескольким направлениям, в числе которых разработка законов и нормативных актов, реализация приоритетных проектов Министерства, развитие производственных кластеров и помощь предприятиям при участии в федеральных целевых программах.

      Экономика города занимает ведущие позиции  среди городов России и играет первостепенную роль среди муниципальных  образований Пермского края по многим показателям. В Перми производится более 35% выпуска промышленной продукции  края. Особенностью пермской экономики являются тесные технологические и экономические связи городских предприятий и фирм с предприятиями соседних регионов. Город демонстрирует ведущие в крае показатели предпринимательской активности.

Промышленный  потенциал.

      Наибольший  удельный вес в промышленности занимают следующие отрасли: топливная - 22,5%, машиностроение и металлообработка - 16,6%, химия и нефтехимия - 16%, электроэнергетика - 13,2%. Машиностроение представлено предприятиями приборостроения, станко и судостроения, авиационной, электротехнической, кабельной промышленности. Пермский край - мировой лидер по производству жидкостных ракетных двигателей, применяемых на ракете-носителе "Протон-М".

      Проектирование  и изготовление газотурбинной техники  для энергетики, нефтяной и газовой промышленности является одним из наиболее динамично развивающихся направлений деятельности предприятий Пермского края.

Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе