Государственная промышленная политика в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Содержание

1.Теоретические подходы к формированию государственной промышленной политики……………………………………………………………………..…….стр. 3-7
2. Особенности проведения промышленной политики в России.
2.1. Введение в проблему………………………………………………..…….стр. 8-10
2.2.Цели промышленной политики……………………………………..….стр. 11-16
2.3.Основные стратегии промышленной политики в России
2.3.1 Металлургическая промышленность………………………...….….стр.17-20
2.3.2. Легкая промышленность……………………………………………..стр. 21-22
2.3.3. Авиационная промышленность……………………………………...….стр. 23
2.3.4.Транспортное машиностроение……………………………………..стр.24-25
3. Промышленная политика в Пермском крае.
3.1. Промышленный потенциал, основные проблемы развития промышленной политики в Пермском крае…………………….…………………………….стр.26-28
3.2.Приоритетные проекты Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края…………………………………………………….….стр. 29-35
Заключение……………………………………………………………….………..стр. 36
Список использованной литературы………………………………………..стр. 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

      С одной стороны, задачу конъюнктурной  модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. А с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Цели промышленной политики

      Вырабатывая и реализуя государственную промышленную политику, Министерство промышленности и энергетики Российской федерации ориентируется на достижение четырех стратегических целей, расположенных в смежных, отчасти пересекающихся сферах.

      Для каждой из стратегических целей сформулированы тактические задачи, решение которых позволит обеспечить достижение целей.

Цель 1. Развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промышленно-энергетического сектора экономики.

Задача 1.1.  Содействие образованию и развитию эффективных экономических субъектов в промышленности и энергетике.

Одной из важных задач Министерство считает  создание справедливых условий для  конкуренции на внутрироссийских рынках промышленной продукции, а именно:

  • обеспечение субъектам рынка равноправного доступа к потребителям и ресурсам,
  • исключение демпинга и разного рода «серых схем» импорта,
  • сокращение доли монопольных секторов,
  • установление четких и прозрачных «правил игры».

Задача 1.2.  Поддержка разработки конкурентоспособной техники и технологий, модернизации и реконструкции производственных мощностей.

Комплекс мер, включающий в себя:

  • реализацию общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;
  • повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
  • развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
  • создание особых экономических зон и технико-внедренческих парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики.
 

Задача 1.3.  Разработка и реализация мер по энерго- и ресурсосбережению в промышленно-энергетическом секторе и сфере потребления

      Для решения данной задачи предусматривается  проведение комплекса программных  мероприятий, направленных на реализацию имеющегося потенциала энергосбережения в промышленности путем создания правовых, экономических и технических механизмов, стимулирующих энергосбережение и позволяющих снизить себестоимость производимой продукции. Важнейшей задачей является привлечение инвестиционных средств, острая нехватка которых не позволяет производить техническое перевооружение и внедрение новых энергосберегающих технологий.

      Эта цель относится, прежде всего, к сфере  конкурентных отношений на внутреннем и внешних рынках промышленной продукции  и энергетических рынках в условиях открытой экономики, и опосредованно (через создание рабочих мест, увеличение доходов работников, развитие «человеческого капитала» и расширение доступного набора товаров и услуг) – к социальной сфере. Промышленность и энергетика рассматриваются здесь как две тесно связанные подсистемы единой системы – промышленно-энергетического сектора экономики, – долговременное устойчивое развитие которых, в отрыве друг от друга, невозможно.

Цель 2. Повышение эффективности топливно-энергетического комплекса и обеспечение энергобезопасности.

Задача 2.1.  Проведение структурных преобразований в энергетике (рынки электроэнергетики, угля и газа).

      Данная  задача включает в себя продолжение  преобразований в отраслях топливно-энергетического  комплекса России и затрагивает, прежде всего, вопросы реформирования естественных монополий в отраслях ТЭК и реструктуризация угольной промышленности.

Задача 2.2.  Рационализация добычи и использования ресурсов на предприятиях ТЭК, развитие перспективных направлений энергетики.

      Для осуществления этой задачи Минпромэнерго России реализует следующий комплекс мер:

  • содействие технологическому перевооружению предприятий ТЭК;
  • совершенствование нормативно-правовой базы функционирования ТЭК;
  • мониторинг текущих показателей функционирования ТЭК;
  • разработка и внедрение норм и стандартов, соответствующих мировому уровню.

Задача 2.3.  Диверсификация и региональное развитие топливно-энергетической инфраструктуры.

  • разработка перспективной генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года;
  • разработка и реализация программ первоочередных мероприятий по недопущению дефицита электрической мощности. (в настоящее время разработаны такие программы в Москве, Санкт-Петербурге и регионах Западной Сибири, которые предусматривают совместные действия сетевых, генерирующих компаний и региональных органов власти);
  • обеспечение бесперебойных поставок газа на долгосрочной основе.
 

Задача 2.4.  Стимулирование опережающего воспроизводства ресурсно-сырьевой базы.

      Данная  задача частично затрагивает вопросы, затронутые в части повышения энергоэффективности ТЭК, но является самостоятельной частью политики Минпромэнерго России по отношению к энергобезопасности страны.

      Вторая  цель предполагает эффективное и  надежное обеспечение топливно-энергетическими  ресурсами и соответствующими инфраструктурными услугами всех групп потребителей, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Цель 3. Развитие научно-технологического и производственного потенциала в интересах повышения уровня национальной безопасности.

Задача 3.1.  Обеспечение разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.

Включает в себя:

  • развитие конкурентоспособного производства;
  • сохранение и дальнейшее развитие научно-технической и производственно-технологической базы, включая развитие промышленных критических технологий;
  • оптимизация состава и структуры оборонно-промышленного комплекса с реструктуризацией и повышением загрузки производственных мощностей;
  • сохранение, поддержание, оптимизация и дальнейшее развитие уникальной стендовой базы и полигонов;
  • принятие нормативно-правовых актов деятельности, создание и финансирование деятельности федеральных казенных предприятий.
 

Задача 3.2.  Научно-техническое и производственно-технологическое развитие мощностей по утилизации обычного и  химического оружия, обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

      Промышленная  утилизация запасов устаревающего  и отработавшего свой эксплуатационный срок вооружения и военной техники  является одним из текущих направлений  деятельности Министерства.

Задача 3.3.  Повышение эффективности государственного управления предприятиями ОПК.

      Повышение эффективности системы управления в области военно-технического обеспечения  обороны и безопасности государства  в целом, и управления предприятий  ОПК в частности, должно стать  основной для их вывода из кризисной ситуации.

      Данная  цель направлена, прежде всего, на военную, экологическую и технологическую  безопасность страны (включая сохранение государственного контроля над ключевыми  для безопасности страны технологиями).

Цель 4. Создание системы технического регулирования,  стандартизации и обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики.

Задача 4.1.  Создание системы технического регулирования.

Создание  системы технического регулирования осуществляется по двум направлениям: разработка технических регламентов (в рамках Правительственной  программы и в инициативном порядке) и создание социальной инфраструктуры технического регулирования.

Задача 4.2.  Развитие национальной системы стандартизации.

В целях  повышения конкурентоспособности  отечественной продукции, облегчения ее доступа на мировые рынки устанавливается  порядок разработки, правила, нормы  и рекомендации в области стандартизации. Разработана Концепция развития национальной системы стандартизации. В соответствии с этой задачей планируется развивать единую информационную систему по техническому регулированию, предназначенную для обеспечения всех заинтересованных лиц достоверной и полной информацией в сфере технического регулирования и метрологии.

Задача 4.3.  Обеспечение единства измерений, развитие эталонной базы.

В ходе решения этой задачи предполагается выполнить комплекс мероприятий  по обеспечению единства измерений, развитию эталонной базы и обеспечению  признания эталонов Российской Федерации на международном уровне. Будут реализованы действия по совершенствованию нормативного правового обеспечения единства измерений, государственного метрологического надзора. В результате должны быть решены проблемы метрологического обеспечения высокотехнологичных производств, обороны страны и безопасности населения, медицины и здравоохранения и других сфер3.  

      2.3.Основные стратегии промышленной политики в России.

     Под стратегией понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в планах мер и комплексных мероприятиях нормативно-правового, экономического, научно-технического и организационного характера, в инновационных, региональных и бюджетных целевых программах,  в отдельных проектах.  

      2.3.1 Металлургическая  промышленность.

      Металлургическая  промышленность, являясь базовой  отраслью, вносит существенный вклад  в экономику России. Успехи в развитии отрасли  в период 2000-2007 гг. были обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, проведенными структурными и институциональными реформами, с другой – исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой вплоть до 2008 г. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания ее экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост ВВП и других макроэкономических показателей.

      В составе металлургической промышленности комплекс  предприятий по добыче и обогащению руд черных и цветных металлов, нерудных материалов, по производству чугуна, стали, проката, труб стальных, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, алюминия, меди, никеля, кобальта, свинца, цинка, олова, сурьмы, ртути, вольфрама, молибдена, ниобия, тантала, редкоземельных металлов, обработке цветных металлов (алюминия, титана, магния, тяжелых цветных металлов), по производству твердосплавной, углеродной, полупроводниковой продукции, по переработке ломов и отходов, производству ряда видов химической продукции, большой комплекс предприятий вспомогательного назначения, а также научно-исследовательские и проектные организации.

      Доля  металлургической промышленности в  ВВП страны составляет около 5 %, промышленном производстве порядка 18%, экспорте – 14 %. Доля металлургической промышленности в налоговых платежах во все уровни бюджетов составляет более 5%. Как потребитель продукции и услуг субъектов естественных монополий металлургия использует от общепромышленного уровня   28,0 % электроэнергии, 5,4 % природного газа от общего потребления, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках –   23 % .

      Главной целью развития металлургической промышленности России на период до 2020 года является обеспечение растущего спроса на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах поставок металлопотребляющим отраслям на внутренний рынок (с учетом перспектив их развития), на рынок стран СНГ и мировой рынок на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения ее экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо-и энергосбережения, конкурентоспособности продукции, импортозамещения и сырьевого обеспечения.

Информация о работе Государственная промышленная политика в России на современном этапе