Государственная должность: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Должность обычно создается на постоянной основе, т. е. для удовлетворения постоянной потребности государственной администрации в выполнении определенных функций и решении конкретных задач. Важным условием является также способ замещения должности (назначение, конкурс, избрание, зачисление), согласно которому служащий вводится в штат государственной службы (служащих) и получает специальное звание, ранг, классный чин (квалификационный разряд). Получение квалификационного разряда является первым этапом в служебной карьере штатного государственного служащего.

Содержание

Введение 3стр.
Глава 1 Понятие государственной должности 5стр.
1.1Понятие и основные элементы государственной должности 5 стр.
1.2 Правовое закрепление института государственная
должность 11 стр.
Глава 2 Виды государственной должности 24стр.
2.1 должности федеральной государственной гражданской
службы 30 стр.
2.1.1 должности государственной гражданской службы 30 стр.
2.1.2 воинские должности 32 стр.
2.1.3 должности правоохранительной службы. 35 стр.
2.2 должности государственной гражданской службы
субъектов РФ 35 стр.
2.2.1 должности государственной гражданской службы
субъекта РФ на примере г. Москвы 36 стр.
Заключение 40стр.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Северо.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Закон РФ об основах государственной службы умалчивает об "иных государственных органах" субъектов РФ, имеющих законные основания для образования их и учреждения в них государствен­ных должностей.

Таким образом, по букве и смыслу Закона об основах государ­ственной службы государственную службу осуществляет юридичес­ки ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы.[5]

За этот круг выведены лица, реально концентрирующие в сво­их руках власть, определенную компетенцией соответствующих органов ("элита власти"), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции.

Однако Закон об основах государственной службы также не является актом, содержащим универсальную трактовку понятия го­сударственной службы, исключающим иные аспекты раскрытия этого понятия. Например, Законом РФ от 18 марта 1998 г. "О воин­ской обязанности и военной службе"[6] военная служба определяет­ся "как особый вид государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней развед­ки и федеральных органах государственной безопасности". Для та­кого понимания государственной службы имеются объективные предпосылки, заключающиеся прежде всего в целях, характере задач и статусе военнослужащих, призванных их выполнять.

Из этого следует, что  что государственная должность — это учрежденная компетентным органом (законами или иными актами законодательства) в установленном порядке первичная структурная единица государственного органа с соответствующим правовым статусом, определяющим место и роль работника государственного аппарата в решении задач, стоящих перед данным органом, и предъявляющим к этому работнику определенные требования.

Таким образом, законодательно закрепляются следующие составляющие этого понятия: 1) должность — это структурная единица государственных органов, 2) она учреждается в установленном законодательством порядке; 3) устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа; 4) включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

1.2 Правовое закрепление института государственная должность.

Правовое закрепление института государственной должности заложено   прежде всего в Конституции Российской Федерации, Федеральном е «О системе государственной службы Российской Федерации», ФЗ « О государственной гражданской службе в РФ», законах и нормативных актах субъектов РФ, так же основы заложены в индивидуальных инструкциях для определённой группы должностей в соответствующем органе, где эта должность установлена.Должности закрепляются в реестрах.

В соответствии со ст. 5 ФЗ №29 от 27.07.2004
Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

  1) Конституцией Российской Федерации;

  2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";

  3) настоящим Федеральным законом;

  4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

  5) указами Президента Российской Федерации;

  6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

  7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

  8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

  9) нормативными правовыми актами государственных органов.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

 

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут учреждаться федеральными законами, законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Специальные федеральные законы о видах государственной службы и законы субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ будут распределять должности государственной службы по группам и (или) категориям. В указе Президента РФ будет устанавливаться соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы. Федеральные законы или указы Президента РФ определяют соотношение должностей федеральной государственной гражданской и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов РФ.Квалификационные требования к должностям государственной службы устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также федеральными и региональными правовыми актами. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[7] устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст. 12). В их число входят: требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Одним из важнейших правовых источников развития и конкретизации конституционных основ государственной службы является принятый Президентом РФ Указ «О государственных должностях Российской Федерации»[8], который устанавливает Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. В нем содержится перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Выделяются, например, государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Федерального министра, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора Российской Федерации,Председателя Счетной палаты, Председателя ЦИК РФ, председателя федерального суда, судьи федерального суда.Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 9) устанавливает, что утверждаемый Президентом РФ реестр должностей федеральной государственной службы включает в себя перечни: 1) должностей федеральной государственной гражданской службы; 2) типовых воинских должностей; 3) типовых должностей правоохранительной службы. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Оба указанных реестра (реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ) составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Пункт 6

Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет, что в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ могут предусматриваться должности, которые не являются должностями государственной службы. Законодательство РФ о труде регламентирует трудовую деятельность работников, замещающих эти должности. Такие должности учреждаются практически в каждом государственном органе как федеральной, так и региональной государственной власти.

Все три категории государственных должностей устанавливаются в Реестре государственных должностей в Российской Федерации. Закон предусматривает создание еще одного перечня Реестра государственных должностей государственной службы РФ, который утверждается Президентом РФ и является частью Реестра государственных должностей в РФ. В Реестр государственных должностей государственной службы РФ включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

Только государственные должности категории "Б" и "В", включенные в Реестр государственных должностей государственной службы РФ, являются государственными должностями государственной службы. Таким образом, среди государственных должностей закон выделяет государственные должности государственной службы. Следовательно, по замыслу законодателя, лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В", является государственной службой (ст. 2 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации")[9]. На лиц, замещающих государственные должности категории "А", положения ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" не распространяются. Их правовой статус устанавливается специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Законодатель устанавливает для этих лиц и правоограничения: например, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 3 ФЗ от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"[10] народными заседателями не могут быть лица, замещающие государственные должности категории "А", а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом. Государственные должности в государственных органах субъектов Федерации учреждаются законами и иными актами законодательства Российской Федерации, а также законами и иными правовыми нормативными актами субъекта Федерации.

Требования к должности могут определяться паспортом государственной должности или должностной инструкцией, утверждаемой компетентным органом (коллегиальным органом либо единолично руководителем).

В современной практике каждая должность образуется в распорядительном порядке. Ее назначение, место в служебной иерархии, порядок замещения определяются правовыми актами компетентных государственных органов. Должность включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих (единую тарифную сетку).

Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.[11] (которое в целях упорядочения правового регулирования федеральной государственной службы было отменено Указом и. о. Президента РФ от 19 января 2000 г. № 72)[12], определяло государственную должность как содержание и объем должностных полномочий по реализации компетенции государственного органа. Впервые в Российской Федерации государственные должности были разделены на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. При этом Положение не регулировало порядка учреждения государственных должностей и их различия по содержанию и объему полномочий.

Одним из важнейших правовых источников развития и конкретизации конституционных основ государственной службы является принятый Президентом РФ Указ от 11 января 1995 г. № 32 "О государственных должностях Российской Федерации", который устанавливает Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации[13]. В нем содержится перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, а также действовавшими в то время законами РФ и РСФСР; выделяются, например, государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Федерального министра, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора РФ, Председателя Счетной палаты, Председателя ЦИК РФ, председателя федерального суда, судьи федерального суда[14].

Теперь Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих утверждает перечень наименований государственных должностей. Часть 1 Реестра включает наименования государственных должностей федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности лиц, избранных или назначенных на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами: Президента РФ и Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания и его заместителей, Председателя Государственной Думы, его заместителей и органов Государственной Думы Федерального Собрания, Правительства РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Конституционного Суда РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителей, судьи-секретаря Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместителей, Председателя Центральной избирательной комиссии и его заместителей, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты.

Часть 2 Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих определяет должности кадрового корпуса федеральных государственных служащих категории "Б" и "В", т. е., как правило, непосредственных специалистов-управленцев, ориентированных на службу государству, а не какому-либо частному лицу или какой-то конкретной политической партии.

В эту часть Реестра государственных должностей государственной службы РФ были внесены существенные изменения Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы"[15]. Этим Указом Президента РФ устанавливалось, что Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33, в отношении лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренных в перечнях, утвержденных Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981, после вступления его в силу не применяются.

Информация о работе Государственная должность: понятие и виды