Федеративное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………... 3
Глава 1. РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО…………… 6
1.1. Понятие, содержание и значение принципов федеративного устройства России…………………………………..... 6
1.2. Черты конституционно-правового статуса Российской Федерации…………………………………………………………………….. 11
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ……………………………………………………………………………… 16
2.1. Общие черты конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации...……………………………… 16
2.2. Своеобразие конституционно-правового статуса республик, краев областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.…………………… 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 67.03 Кб (Скачать)

     Конституционно-правовой  статус республики в составе  Российской Федерации характеризуется  тем, что каждая республика  имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики.

Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов  Российской Федерации. Республика может  иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем государственной границей Российской Федерации. Она определяется международными договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами.

     Границы между республикой  и другими субъектами Федерации,  согласно Конституции РФ (ст. 67), могут  быть изменены с взаимного  согласия соответствующих субъектов.

     Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами Федерации, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

     Являясь относительно  самостоятельной, республиканская  конституционно-правовая система  входит в федеральную конституционно-правовую  систему в качестве ее составной  части. Поэтому конституции, законы  и иные нормативные правовые  акты республик не могут противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам, принятым в пределах  полномочий Российской Федерации. 

     Законодательные (представительные) органы республик пользуются  правом законодательной инициативы  и могут вносить законопроекты  в Государственную Думу (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

     Республики в составе  Российской Федерации самостоятельно  определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.

     Каждая республика  имеет свой законодательный (представительный) орган, главу исполнительной власти  или главу республики, свое правительство,  верховный суд и высший арбитражный  суд. Многие республики имеют  также свой конституционный суд.  Систему органов прокуратуры  в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору РФ.

     Конституционно-правовой  статус республик в составе  Российской Федерации характеризуется  наличием республиканской собственности. Она включает землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей Народов республик.

          Согласно ч. 2 ст. 68--Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком — государственным языком Российской Федерации.     Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие. Например, в Конституции Республики Бурятия (ст. 67) закреплено: «Республика Бурятия гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».

          Республики  в составе Российской Федерации  обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций.     Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

     Наконец, одним из  элементов конституционно-правового  статуса республик является их  право на государственную символику, включающую государственный герб, государственный флаг, государственный гимн, а также на столицу.

     Республики в составе  Российской Федерации не вправе  в одностороннем порядке изменять  свой статус. Вместе с тем статус  республики не может быть изменен  и без ее согласия. В соответствии  с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66) статус  субъекта Федерации может быть  изменен по взаимному согласию  Российской Федерации и субъекта  в соответствии с федеральным  конституционным законом.

Края, области, города федерального значения

     В составе Российской Федерации девять краев, 46 областей и два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с Конституцией РФ (ч, 1 ст. 65) придан статус ее субъектов.

    Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.

     Являясь субъектами  Федерации, края, области и города  федерального значения обладают  определенной учредительной властью.  Они вправе принимать свои  уставы, законы и иные нормативные  правовые акты.

     Устав закрепляет  конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

         Каждый край, каждая область, города Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.23     Следует отметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

     Края, области, города  федерального значения вправе  иметь свою символику.

     Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

     Статус края, области,  города федерального значения  может быть изменен только  по взаимному согласию Российской  Федерации и соответствующего  края, области, города федерального  значения, согласно федеральному  конституционному закону.

Края, области имеют свои, административные центры.  Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные правовые акты.

     Законопроекты по  предметам совместного ведения  направляются краям, областям, городам  Москве и Санкт-Петербургу для  обсуждения и представления предложений.

     Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

     Федеральные органы  исполнительной власти по соглашению  с органами исполнительной власти  края, области, городов Москвы  и Санкт-Петербурга могут передавать  этим органам осуществление части  своих полномочий, если это не  противоречит Конституции и законам  РФ. И наоборот, органы исполнительной  власти края, области, городов  Москвы и Санкт-Петербурга по  соглашению с федеральными органами  исполнительной власти могут  передавать им осуществление  части своих полномочий. 

     Определенными особенностями  характеризуется статус такого  субъекта Федерации, как Москва. Согласно Закону РФ «О статусе столицы Российской Федерации» N 4802-1 от 15.04.1993г в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города:

     1) предоставляют в  установленном законом порядке  федеральным органам государственной  власти Российской Федерации,  представительствам республик в  составе Российской Федерации,  автономной области, автономных  округов, краев, областей, города  Санкт-Петербурга, а также дипломатическим  представительствам иностранных  государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

     2) обеспечивают необходимые  условия для проведения общегосударственных  и международных мероприятий;

     3) участвуют в разработке  и осуществлении целевых федеральных  программ развития города Москвы;

     4) участвуют в содержании  и развитии систем связи, федеральных  автомобильных дорог общего пользования  и иных транспортных систем  на территории города Москвы;

     5) согласовывают проект  генерального плана развития  города Москвы с федеральными  органами государственной власти  Российской Федерации.

     Затраты города Москвы, связанные с осуществлением им функций столицы, компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации.

     Земельные участки, находящиеся в собственности Москвы, предоставляются органами государственной власти города для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти Российской Федерации, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города и программами развития отдельных городских территорий.

     Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся  в собственности Москвы, предоставляются  органами государственной власти  города федеральным органам государственной  власти, представительствам субъектов  Федерации в аренду в порядке,  установленном законодательством  РФ.

В таком же порядке предоставляются  в аренду находящиеся в собственности  Москвы здания, строения, сооружения и  помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами РФ.

Автономная область, автономный округ

     В состав  Российской Федерации в качестве  ее субъектов входят 1одна автономная область и 4 автономных округа.

     Автономный  округ — национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Из 10 ранее существовавших автономных округов сейчас осталось 4, 3 из них в настоящее время входят в состав краев и областей. Непосредственно в состав РФ сейчас входит лишь Чукотский автономный округ, который вышел из состава Магаданской области в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" и входит непосредственно в состав Российской Федераций 24.

Информация о работе Федеративное устройство России