Федеративное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………... 3
Глава 1. РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО…………… 6
1.1. Понятие, содержание и значение принципов федеративного устройства России…………………………………..... 6
1.2. Черты конституционно-правового статуса Российской Федерации…………………………………………………………………….. 11
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ……………………………………………………………………………… 16
2.1. Общие черты конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации...……………………………… 16
2.2. Своеобразие конституционно-правового статуса республик, краев областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.…………………… 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 67.03 Кб (Скачать)

Равноправие и  самоопределение народов. Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших  достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права14.

Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и  по своей инициативе, но всегда с  согласия и, при поддержке государственных  органов Российской Федерации. Так  возникли, например, Башкирская и Бурятская  республики и многие другие. Самоопределение  в составе Российской Федерации  помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации  как суверенного государства15.

Именно историческое прошлое  и настоящее учитывались в  ст. 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

В Конституции РФ также  сказано, что «Российская Федерация  гарантирует всем ее народам право  на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и  развития» (ч. 3 ст. 68).

Кроме того, в этом контексте  важно отметить, что согласно ст. 69 Конституции РФ, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

 

1.2.  Черты конституционно-правового  статуса Российской  Федерации.

Российская Федерация  имеет международно-правовой статус в мировом сообществе государств и конституционно-правовой статус. Первый определяется международным  правом (общепризнанными принципами и нормами международного права, многосторонними и двусторонними  договорами, в которых участвует Россия), второй — внутренним конституционным правом, которое тоже может иметь одним из своих источников договор. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. (в части, не противоречащей Конституции РФ), а наиболее полно — Конституцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.

Основные черты конституционного статуса РФ. Как государство, она имеет свою территорию,   режим границы РФ установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"16, а также другими федеральными актами и международными соглашениями. Территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации («подвижная территория» - ее крайне незначительная часть) и составляет государственное единство, государственную целостность. Как говорилось, она включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы такой высоты в международном праве не определены. Обычно считается: до высоты геостационарной орбиты искусственных спутников Земли. В состав государственной территории входят также недра земли на доступную глубину, являющиеся в соответствии с Законом 1993 г. государственной собственностью. Это – пространственный предел государственного суверенитета. Суверенитет распространяется также на условную территорию.

Кроме того, российское государство  имеет суверенные права и осуществляет юрисдикцию в отношении других частей Земли –это континентальный шельф и исключительная экономическая зона. В соответствии с федеральными законами о континентальном шельфе (1995) и об исключительной экономической зоне (1998) субъекты Федерации не вправе без разрешения федеральных властей осуществлять на шельфе и в исключительных экономических зонах хозяйственную деятельность. Из положения о государственной целостности федеральной территории вытекает правило, что субъекты Федерации не вправе решать без ее участия вопросы об уступке территории зарубежным государствам, о приобретении территории у них, об изменения федеральной границы.

Из суверенитета Федерации  вытекает ее право внешнеполитических и иных международных отношений с иностранными государствами. Внешнеполитические отношения — исключительная компетенция Федерации. Осуществляя такую деятельность, как и внешние отношения по другим вопросам, Федерация представляет и защищает интересы всей страны и интересы каждого из ее субъектов. Она заключает международные и межгосударственные договоры, соглашения, участвует в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в межгосударственных союзах.

Во внешнеэкономических  и некоторых других международных  отношениях могут участвовать и  субъекты Федерации, но в определенных пределах и с ведома соответствующих органов Федерации.

Важный элемент конституционно-правового  статуса Российской Федерации —  единое гражданство. Об этом уже говорилось выше. Хотя некоторые субъекты РФ (республики) могут иметь собственное гражданство, оно является неразрывной частью гражданства Федерации: гражданин любой республики в составе Федерации автоматически является гражданином РФ. Вопросы гражданства РФ, основания приобретения, утраты, обжалования решений по вопросам гражданства, порядок разрешения споров по вопросам гражданства между Федерацией и ее субъектами регулируются на основе Конституции РФ Федеральным законом о гражданстве 2002 г. Защита интересов граждан РФ за рубежом осуществляется органами Федерации, ее дипломатическими и консульскими представительствами.

Неотъемлемой чертой конституционно-правового  статуса РФ является создание общих для всей Федерации органов государственной власти: законодательных, исполнительных, судебных. Федерация имеет главу государства — Президента РФ, Федеральное Собрание — парламент РФ, Правительство, Конституционный Суд, систему общих судов, прокуратуру. Местные органы суда и прокуратуры являются федеральными органами, основы деятельности мировых судей также регулируются федеральным законом 1998 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2005 г., Конституция РФ говорит не только о разделении властей, но и о единстве системы органов государственной власти.

Российская Федерация  обладает единой правовой системой. Она включает нормативные акты федеральных органов, акты субъектов федерации и акты органов местного самоуправления. Это единство не исключает локальных правовых систем в субъектах, поскольку они принимают свои конституции, законы, кодексы законов и иные акты. В рамках муниципальных образований тоже может действовать местная система правовых актов, основанная на уставе муниципального образования. Эти акты могут по-своему регулировать те или иные отношения. Однако в силу верховенства федеральной Конституции и верховенства федерального права местное правотворчество, в конечном счете, развивается в соответствии с принципами федеральных правовых актов, оно не может противоречить им, должно согласовываться с ним. В этом состоит суть единства права в РФ.

Принципиальная черта  России как федерального государства  — установление Конституцией РФ единства экономического пространства. Это значит, что на территории России не допускается установление таможенных границ между субъектами Федерации, установление ими таможенных пошлин, сборов, каких-либо препятствий для свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Составной частью единого экономического пространства является единство денежной и кредитной политики. Официальной денежной (валютной) единицей на территории РФ является рубль, введение каких-либо других денежных единиц или денежных суррогатов запрещено. Эмиссия денежных знаков, введение их в обращение и изъятие из обращения возлагается исключительно на Банк России (Центральный банк РФ), одна из основных целей Центрального банка РФ - это защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. 

Одна из важнейших характеристик  конституционно-правового статуса  России — единые Вооруженные Силы. Только Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику, решает вопросы войны и мира, производит, продает и покупает оружие, боеприпасы, военную технику. Федерация осуществляет призыв на военную службу, распоряжается Вооруженными Силами.             Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является федеральный государственный язык. Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Признание русского языка государственным означает, что на нем ведется работа в законодательных и исполнительных органах государственной власти, в судах, прокуратуре, он обязательно изучается в общеобразовательных учреждениях, на нем публикуются официальные документы. Законом о языках народов РСФСР 1991 г. установлено также, что он является основным средством межнационального общения народов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ

2.1 Общие черты  конституционно-правового статуса  субъектов Российской Федерации.

   Проблема конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации в науке конституционного права до настоящего времени остается весьма актуальной. В связи, с чем важен и вопрос о том, какое значение для федеративного устройства России имеет определение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Термин «статус» упоминается в Конституции РФ 1993 года в п. 1, 2 и 5 ст. 66. Однако само содержание понятия «статус» Конституцией РФ не раскрывается.

    Некоторые ученые, например А.Т. Карасев17, М.С. Саликов18, Н.М. Добрынин19 в характеристиках правового статуса субъекта Российской Федерации выделяют следующие элементы: наличие собственной территории; самостоятельное установление своего наименования, наличие системы органов государственной власти; обладание собственной правовой системой; своя официальная символика; возможность быть участниками международных и внешнеэкономических связей, а также равноправие субъектов и отсутствие сецессии.

    Важнейший принцип, закрепленный в ст. 5 Конституции России, – это принцип равноправия, который одновременно является и важнейшим признаком конституционно-правового статуса субъектов РФ. Различия правовых статусов субъектов РФ, ведет к их конституционному неравноправию. Принцип равноправия субъектов РФ, провозглашенный в федеральной Конституции, находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в совете Федерации Федерального собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов РФ.20

Правовое положение субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Российской Федерации  обладают элементами учредительной  власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации  и с этой целью принимать нормативные  акты, регламентирующие его статус. Что касается автономий, то они обладают дополнительным правом, в отличие  от других субъектов федерации. В  соответствии с п. 3 статьи 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Этот закон самостоятельно разрабатывается ими и представляется на рассмотрение в Федеральное Собрание соответствующими законодательным и исполнительным органами. В ходе законотворческого процесса проект, надо полагать, может быть и отозван автономиями.

Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  — с той лишь разницей, что  наряду с Конституцией Российской Федерации  он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом. При этом следует отметить, что уставы и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике — и тот и другой нормативно-правовой акт регулируют сходные виды правоотношений. При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Субъект Российской Федерации  не может в одностороннем порядке  изменить свой статус. Конституции  республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы  Российской Федерации, не могут противоречить  Конституции РФ, которой отведено главенствующее место в определении  статуса субъектов. Вместе с тем  в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся  у них особенности, в числе  которых специфические особенности  их территории и проживающего на ней населения, в том числе особенности его национального состава. Конституция РФ в п. 5 статьи 66 закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта. Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, например области в республику, или объединение субъектов может привести и к их переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации возможно только в рамках п. 1 статьи 5 Конституции РФ. По смыслу п. 5 статьи 66 Конституции РФ изменение статуса субъекта федерации допустимо: в пределах Российской Федерации, форм и принципов ее устройства, которые закреплены в п.1 статьи 5 Конституции РФ по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта, пожелавшего изменить статус в соответствии с федеральным конституционным законом. Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона, его принятие предусматривается Конституцией Российской Федерации.

Однако, обладая равностатусностью, Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус, хотя при необходимости она может иметь еще и специальный именной федеральный закон. Его принятие относится к усмотрению автономной области.

При обретении субъектом  федерации нового статуса необходимые  изменения вносятся в ч. 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации. Пункт 1 ст. 137 Конституции РФ устанавливает  особые случаи внесения изменений в  ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, которые вносятся на основании федерального конституционного закона об изменении  конституционно-правового статуса  субъекта Российской Федерации. Исходя из вышесказанного, Еврейская автономная область может изменить статус в  процессе принятия федерального конституционного закона.

Внесение на основании  ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменений  в перечень субъектов Федерации  не носит характера конституционной  поправки и потому не требует реализации процедуры, предусмотренной статьей 136 Конституции РФ, которая в соответствии с толкованием, данным в Постановлении  КС РФ от 31.10.1995 N 12-П21, завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

В соответствии со статьями 5 и 65 Конституции РФ статус «автономной  области имеет только один субъект» - Еврейская автономная область и  изменение ее статуса может потребовать  внесения изменений в первую главу  Конституции РФ, что влечет за собой  принятие новой Конституции. Поэтому  практически данное изменение статуса  вряд ли возможно. Конституционное  Собрание вряд ли поддержит данный законопроект, даже если он будет поддержан тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание, скорее всего, подтвердит неизменность Конституции Российской Федерации, отказав в положительном решении вопроса (да и самого Конституционного Собрания, как такового, еще нет). Это дает основание говорить о неравноправии субъектов, которое выражается в особенностях конституционно-правового статуса некоторых субъектов.

До недавнего времени  наиболее проблематичным в вопросе о территориях субъектов являлось положение п. 4 ст. 66 Конституции РФ, которое допускает вхождение одного «равноправного» субъекта в состав другого, что вызывало сомнения в их «равноправности». Большинство автономных округов признавали свое вхождение в состав краев, областей, это порождало определенные проблемы во взаимоотношениях «сложносоставных субъектов» федерации. Укрупнение субъектов Российской Федерации позволило решить многие вопросы государственного устройства России.

Следующей особенностью, подтверждающей неравностатусность субъектов РФ, является наличие в их нормативно-правовых актах юридических категорий федерального значения (государство, государственный язык, суверенитет). В названиях одних субъектов используется «государственная» категория «республика» (Республика Саха (Якутия), Республика Коми и т. д.), а в названиях других – чисто «административные» категории: области, края, города; также и в терминах «столица» и «административный центр». В соответствии с п. 2 ст. 68 Конституции РФ за республиками в составе Российской Федерации закреплено право устанавливать свой государственный язык. Это вполне объяснимо, поскольку республики образованы по национальному признаку. Но ведь автономные округа тоже образованы по национальному признаку, тем не менее, эти «равноправные» субъекты права на свой государственный язык не имеют. Что касается краев, областей, городов федерального значения, то для них вопрос о собственном государственном языке и не стоит. На указанных территориях действует общефедеральный государственный язык – русский. Безусловно, субъекты РФ обладают атрибутами государственной власти (герб, гимн, флаг, республики также вправе установить государственный язык). Заметим, что Конституция РФ использует формулировку «государственный язык субъекта РФ», а не «язык официального общения» или «национальный язык». Представляется нелогичным в этой связи утверждение о равностатусности субъектов.


 2.2. Своеобразие конституционно-правового статуса республик, краев областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области

Деление субъектов Российской Федерации на типы - не формальный момент, оно вытекает из сложившегося на практике их различного статуса. Это закреплено в Конституции Российской Федерации, где статус конкретных типов субъектов  Федерации определяется строго очерченными  видами нормативных правовых актов.

Так, в случае республик  это Конституция Российской Федерации и конституции республик. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Кроме того, есть особый качественный статус субъекта Федерации - "автономный округ", входящий в состав края или области. Разностатусность субъектов Федерации - факт, но одновременно Конституцией закрепляется и равноправие субъектов Федерации.

 

Республики в составе Российской Федерации

     В состав Российской  Федерации в качестве ее субъектов  в настоящее время входит 21 республика (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ). Они существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и по другим показателям. Население Республики Башкортостан более чем в пять раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз — население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.

     Республика в составе  Российской Федерации — это государства в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ22.    Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами — республиками в ее составе.

     Конституционно-правовой  статус республики в составе  Российской Федерации характеризуется,  прежде всего, тем, что республика  является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

Информация о работе Федеративное устройство России