Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:17, реферат
Термин "должностной регламент" и идея подготовки должностных регламентов впервые нашли отражение в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, утв. распоряжением Президента РФ от 15 августа 2001 г. N 436-РП, а позднее - в Концепции административной реформы, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-Р*(82), а также в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-Р.
Взаимосвязь и "взаимодействие"
должностных регламентов и
Должностные
регламенты завершающее звено системы
административных регламентов государственного
органа. Они представляют собой "низовые"
элементы системы административных
регламентов государственного органа,
в которых операции различных
процедур группируются вокруг группы
должностей или одной должности.
Так, должностной регламент
Допуская некоторое преувеличение, можно утверждать: должностные регламенты "автоматически" генерируются из административных регламентов. Это вытекает из следующего: деятельность государственных служащих обусловлена функциями органа исполнительной власти, предметной спецификой его задач и управленческих методов, полномочиями, особенностями нормотворческой деятельности органа, а также его связями с иными звеньями государственной власти как по вертикали, так и по горизонтали. В этом плане можно согласиться с утверждением: "...основным "адресатом" административных регламентов... были и остаются государственные служащие".
Должностные регламенты основываются, прежде всего, на административных регламентах органов исполнительной власти и вступают в силу только после их утверждения. В них находят конкретизацию "...все функции, которые реализует гражданский служащий в отношении предметов государственного управления органов исполнительной власти". Это условие является необходимым, но недостаточным.
Формирование
должностных регламентов
Должностные регламенты не только содержательно, но и юридически зависят от административных регламентов. Это нормативные правовые акты разного иерархического уровня. Должностные регламенты - локальные нормативные правовые акты и по отношению к административным регламентам являются поднормативными.
Однако "поднормативное" положение должностного регламента в системе административных регламентов не лишает его нормативной природы. Должностной регламент - нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления профессиональной служебной деятельности государственными служащими и реализации ими полномочий органа исполнительной власти. В нем предусматриваются требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую должность государственной службы.
Должностные
регламенты не содержат процедуры и
требования к организации и деятельности
органов исполнительной власти. Эффект
должностных регламентов в
Должностные
регламенты означают не максимальную
формализацию государственных функций,
а увеличение степени детализации
их содержания и процедур их осуществления,
предусмотренных
Вместе
с тем служебные процедуры, конкретизирующие
административные процедуры, лишь часть
должностных регламентов. Они имеют
более широкое предназначение: являются
одним из ключевых механизмов управления
служебной деятельностью
В своей
совокупности должностные регламенты
призваны содействовать правильному
подбору, расстановке и закреплению
кадров, повышению их профессиональной
квалификации, совершенствованию
Положения
должностного регламента должны учитываться
при проведении: конкурса на замещение
вакантной должности
Оценка соответствия результатов деятельности государственных служащих требованиям административных и должностных регламентов является постоянной задачей органов исполнительной власти, поскольку без результатов такой оценки невозможно эффективно осуществить необходимые кадровые технологии, важнейшими из которых являются конкурс на вакантную должность, формирование кадрового резерва, оценка профессиональной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, решении вопросов о поощрении служащего или применении санкций.
Органы
исполнительной власти, проводя оценку
соответствия деятельности государственного
служащего требованиям
Практика
подготовки и применения должностных
регламентов свидетельствует об
актуальности проблемы соответствия должностных
регламентов государственных
Должностные
регламенты должны уточняться по мере
необходимости в связи с
Органами исполнительной власти создаются методики и электронные средства поддержки разработки должностных регламентов государственных служащих, а также методики пересмотра при утверждении или изменении административных регламентов исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг.
Важным направлением является создание законодательной и методической базы по вопросам досудебного обжалования гражданами и организациями несоблюдения государственными служащими административных процедур, предусматриваемых должностными и административным и регламентами.
В этих целях органам исполнительной власти и их должностным лицам необходимо:
- обеспечивать реализацию норм Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- регламентировать
порядок рассмотрения жалоб и
обращений в утверждаемых
- своевременно
принимать решения по
2.
Классификация
В деятельности
органов исполнительной власти используются
разнообразные административные регламенты.
Некоторые авторы, опираясь на определенную
общность административных регламентов,
и, прямо (но мягко) скажем, не очень "определенную
правовую основу" вводят "...понятие
единого административного
Предпосылки для формулирования такого понятия в свое время имелись. Так, в законопроекте "Об административных регламентах в исполнительных органах государственной власти Российской Федерации" (20 января 2005 г.) предлагалось установить административные регламенты: государственных функций; взаимодействия органов исполнительной власти; "собственно исполнительных органов государственной власти". Все вместе намечалось именовать "сводным административным регламентом исполнительного органа государственной власти", в который будут входить и должностные регламенты государственных служащих. Но законопроект "не состоялся", как видно, в рассматриваемой части неполный и ошибочный, предлагавший неопределенную и рыхлую конструкцию административного регламента.
В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ч. 1 ст. 47) определяется, что должностной регламент является составной частью административного регламента государственного органа. Но что имеется в виду под понятием "административный регламент государственного органа", не ясно. Во всяком случае в Законе не говорится о едином административном регламенте государственного органа.
В более определенном виде понятие "административный регламент федерального органа исполнительной власти" употребляется в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (п. 1.2). В контексте указанного документа понятием "регламент федерального органа исполнительной власти" охватываются: регламент федерального органа исполнительной власти, административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты, гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти.
А.В. Яцкин полагает, что в приведенном абзаце втором п. 1.2 Типового регламента "...закреплена структура регламента федерального органа исполнительной власти" и, следовательно, названные в нем регламенты являются структурными частями единого регламента органа исполнительной власти. Однако далее, вопреки этому утверждению, автор, на наш взгляд, делает правильный вывод: "Таким образом, выделяется несколько типов регламентов, каждый из которых обладает определенной спецификой".
Поддерживая
этот вывод, в свою очередь полагаем:
приведенные нормативно-
Вместе
с тем нельзя согласиться и
с утверждением, что эта "конструкция
носит во многом искусственный характер
и имеет в лучшем случае сугубо
теоретико-декларативное
Теоретическое
значение понятия "регламент органа
исполнительной власти" состоит
в следующем: им обозначается особый
тип административных актов, предметом
регулирования которых являются
исключительно административные процедуры.
В нем, как родовом понятии, не
отражаются особенности административных
регламентов конкретных видов, отличающие
их друг от друга, а сохраняется только
то, что у них есть общего, а
именно: предмет регулирования. Но реальное
содержание этого общего предмета разнообразно.
Одно дело - процедуры организации
деятельности органа исполнительной власти,
другое - процедуры исполнения государственных
функций, и совершенно иное - процедуры
предоставления государственных услуг.
Указанные процедуры
Различные виды административных регламентов объединяются по родовому предмету не в единый административный регламент органа исполнительной власти, а в систему административных регламентов органа исполнительной власти, и это позволяет производить их классификацию по ряду критериев.
В литературе обосновываются различные классификации административных регламентов.
К.В. Давыдов классифицирует административные регламенты по критериям, принятым для классификации административных актов в научной и учебной литературе по административному праву. Такого рода классификация бесспорно имеет познавательное значение, но не выделяет административные регламенты, как особый род административных актов.
С этой точки зрения наиболее приемлемой представляется группировка административных регламентов, предложенная В.И. Кузнецовым. Она основывается на действующем законодательстве. Автор выделяет:
- административные
регламенты государственных
- административные
регламенты федеральных