Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:09, статья
Для десятков, сотен тысяч и даже миллионов людей гражданство из малоощутимой в повседневности вещи вдруг превратилось в необыкновенную жизненную ценность. И редко, наверное, какой-нибудь другой институт не по их собственной воле способен вдруг вырасти для огромных масс людей в принципиальную юридическую проблему — проблему собственной судьбы. Но здесь-то и обнаруживается, что испытанный, казалось бы, институт гражданства нуждается все-таки в дальнейшем доктринальном обсуждении. Так ли безупречны те представления, которые были привнесены в соответствующие вопросы отечественным правоведением? Не оказалось ли, что рассуждения на тему гражданства были уж слишком приспособлены к известным спокойным временам, но рискуют быть поколебленными практикой последних лет?
Белкин, А. А.
О
некоторых доктринальных
вопросах института
гражданства
//Правоведение.
1995. № 6. С. 3 - 12
Для десятков, сотен тысяч и даже миллионов людей гражданство из малоощутимой в повседневности вещи вдруг превратилось в необыкновенную жизненную ценность. И редко, наверное, какой-нибудь другой институт не по их собственной воле способен вдруг вырасти для огромных масс людей в принципиальную юридическую проблему — проблему собственной судьбы. Но здесь-то и обнаруживается, что испытанный, казалось бы, институт гражданства нуждается все-таки в дальнейшем доктринальном обсуждении. Так ли безупречны те представления, которые были привнесены в соответствующие вопросы отечественным правоведением? Не оказалось ли, что рассуждения на тему гражданства были уж слишком приспособлены к известным спокойным временам, но рискуют быть поколебленными практикой последних лет?
При
обращении к доктринальным
Во втором произведении в существований гражданства видится уже не одно только обыкновение, а некая фатальность, гражданство связывается здесь как непременный атрибут с государственной организацией общества, хотя его логические основания остаются, пожалуй, нераскрытыми. «Постоянное проживание» — это необязательная предпосылка определенного национального гражданства конкретного индивида, но не логическая суть этого института. И к тому же «проживание» — это слишком слабый тезис для объяснения тех конструкций, с которыми связывается данный политико-правовой институт в современном мире. «Проживание» более уместно как логическое основание для предыстории современного гражданства, когда его трактовка сопровождалась и соответствующим историческим акцентом во взгляде на государство, как, например, в следующем утверждении: «Существование международного общения необходимо предполагает общепризнанное, санкционированное международным правом, разграничение соответственных сфер господства отдельных государств. Разграничительными моментами при определении этих сфер международное право о. признает территориальное и личное начало».3
Предварительным
пунктом для понимания
Гражданство
действительно разделяет
В
сказанном превалирует
Во-первых, говоря о гражданстве как институте, оформляющем субстрат современного государства в качестве корпоративного субъекта (или субъекта Нового и Новейшего времени), мы всего лишь повторяем те тезисы, которые неоднократно излагались в работах по истории и теории гражданства, но были, пожалуй, особенно лаконично сформулированы Г. В. Чичериным в докладе о союзном гражданстве на сессии ЦИК СССР в 1924 г.: «Декларация прав человека и гражданина в 1791 году заменила понятие подданного, то есть объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти, понятием гражданства, то есть участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемом в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявления трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в Советском государстве».5
«Политичность»
гражданства в смысле наделенности
политическими правами
Данный принцип стал всеобщеправовым. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».7 Однако эта формула имела по преимуществу социально-философский характер. Во всяком случае, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. закрепил уже определенным образом скорректированную формулу: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации. . . и без необоснованных ограничений право и возможность: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей; б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. . .».8
Несомненно, что второй документ более реалистичен и более юридизирован. Гуманистический романтизм, взращенный Второй мировой войной, уже поблек, зато отягощение развитых стран миграцией и другими проблемами резко возросло. Политические права, как видим, приписываются уже не человеку, а гражданину. Государство «понимает», что его субстрат должен быть формально определен в соответствии с заданностью сохранения данного государства. Несмотря на обилие интеграционных экспериментов, мировой рынок и экономические свободы все же уступают пока что стойкости национальных государств и их гражданства, что становится особенно заметным в переломных для тех или иных стран ситуациях.
Ближайший наглядный пример этого представляют собой сегодня бывшие Прибалтийские республики СССР. Вот показательный документ—Декларация Совета по культуре творческих союзов о гражданстве Латвийской ССР, опубликованный еще в 1989 г. и даже до принятия Декларации о государственном суверенитете Латвии. «Необходимо также объяснить, — говорилось в этой Декларации, — что гражданами Латвии не могут быть люди, которым неприемлема идея самоопределения латышского народа».9 В отличие от документов, издаваемых от имени государства и обычно витиеватых и закумуфлированных, эта декларация работников культуры указывала на проблему совершенно откровенно: от определения круга граждан зависит судьба Латвии как независимого самоопределившегося государства.
Прошло несколько лет, и применительно к другой бывшей союзной республике — Эстонии, автор пишет: «Нас долгое время спрашивали, в том числе и приезжающие в Нарву иностранные эмиссары: готовы ли русские здесь к интеграции в эстонское общество? Возможно, что иностранцы искренне заблуждались, а может быть, сознательно вводили нас в заблуждение. Ибо трудно поверить, что дипломаты, юристы, ученые не могли разобраться в сущности законов, которые и ранее, и теперь не нацелены на интеграцию. Их содержание в русском языке имеет иное название: отторжение».10
Эти несхожие между собой термины — «самоопределение» и «отторжение» характеризуют тем не менее один и тот же процесс формирования субстрата государства, правда, формирования, протекающего в крайне сложных обстоятельствах, унаследованных от прошлого.11
В связи с этим заметим, во-вторых, что исторически гражданство было не просто институтом формирования субстрата государства, но одновременно и юридическим инструментом преодоления сословного государства. Гражданство по самой своей природе несет в себе критерий социально-этнической всеобщности, какие бы конкретные национальные пертурбации ни были свойственны истории той или иной страны. И эта черта гражданства — всеобщность — вполне естественно связывается с этим институтом и сегодня, когда исторические посылки всеобщности давно уже умерли.
Но
почему же естественность всеобщности
гражданства вдруг оказалась
неестественной для стран Балтии?
Причина этому проста. Всеобщность
гражданства оказалась
И здесь мы должны, в-третьих, отметить еще одну «историческую» характеристику гражданства, которая, кажется, не просматривалась в отечественных работах советского периода, но опять-таки «оживилась» в последние годы.
Комментируя опубликованный в июле 1989 г. проект Закона о гражданстве Латвийской ССР, т. е. еще при самом начале процесса дезинтеграции СССР, Ю. Р. Бояре писал, в частности: «. . . каждое государство для эффективного осуществления своих функций должно опираться на особый контингент лиц, на верность которых оно может рассчитывать в любое время. Граждане, попросту говоря, патриоты и хозяева государства, несущие за него основную политическую и экономическую ответственность». И далее: «Большинство современных государств мира являются национальными, они образовались в результате политического самоопределения соответствующих наций и народов, поэтому одной из основных целей как государств, так и институтов их гражданства является сохранение и защита как самоопределения нации, давшей название государству, так и ее национальной самобытности».13
Мотив верности, легко возводимый к еще монархическим временам, вызывал, однако, и ранее сомнение в своей безусловной причастности к гражданству. Специально исследуя этот вопрос по материалам германской государственно-правовой литературы, В. М. Гессен сделал следующий вывод: «Категория „верности", по самому своему существу, относится не к области публичного права, а к области политической морали. Не из юридического понятия подданства, а из этического патриотизма может и должна быть выводима обязанность верности. Только повиновение закономерным велениям государственной власти является категорией государственного права. Конечно, одним повиновением не исчерпывается отношение гражданина к государству. Но наука государственного права и не может охватить этого отношения в его целости: его этическая сторона, несмотря на всю свою важность, необходимо имеет метаюридический характер. Не подлежит сомнению, что патриотизм — жизненный элемент всякого здорового государства; он не может быть, однако, вмещен в формальную категорию права».14
Итак, «верность» не может быть переведена в юридические конструкции.15 Но столь же несомненно, что современный институт гражданства все-таки требует для себя какого-то морально-политического дополнения. И если категория «верность» выглядит сегодня, пожалуй, анахронизмом, то существуют и другие ««подходящие» категории, например «гражданственность», обращение к которой не было чуждо и правоведам.
Так,
в одной из юридических публикаций
говорилось: «Социалистическая