Договор строительного подряда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной курсовой работы является изучение правового регулирования договора строительного подряда. Основными задачами, исходя из этого, являются:

1) изучить общую характеристику договора строительного подряда (понятие, признаки и виды договора строительного подряда, источники правового регулирования, стороны и содержание договора строительного подряда);

2) изучить порядок заключения договора строительного подряда;

3) изучить права и обязанности сторон по договору строительного подряда;

4) изучить порядок исполнения и прекращения договора строительного подряда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

1.1 Понятие, признаки, виды и правовое регулирование договора строительного подряда

1.2 Стороны и содержание договора строительного подряда

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

2.1 Порядок заключения договора строительного подряда

2.2 Обеспечение исполнения договора строительного подряда

2.3 Порядок изменения и расторжения договора подряда

3. ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ 2010.docx

— 72.12 Кб (Скачать)

     Правовое  регулирование отношений в области  капитального строительства осуществляется обширным перечнем обязательных для  его участников нормативных правовых актов. Важнейшее место среди  них занимают:

     1. Гражданский кодекс Республики  Беларусь – параграфы 1 и 3 главы  37;

     2. Инвестиционный кодекс Республики  Беларусь, регламентирующий отношения  между субъектами инвестиционной  деятельности, которая осуществляется  на практике преимущественно  в рамках строительного подряда;

     3. Об архитектурной, градостроительной  и строительной деятельности  в Республике Беларусь: закон  Республики Беларусь от 05.07.2004 г.  № 300-З (ред. от 05.01.2008), который  содержит исходные начала законодательного  регулирования ведения строительных  работ и выполнения архитектурных проектов, осуществления государственного архитектурного и градостроительного надзора;

     4. О проведении подрядных торгов  в строительстве и признании  утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики  Беларусь: указ Президента Республики  Беларусь от 07.02.2005 г. № 58 (ред.  от 20.01.2009);

     5. О мерах по упорядочению ценообразования  и расчетов за выполненные  работы в строительстве: постановление  Кабинета Министров Республики  Беларусь от 28.03.1995 г. № 156 (ред.  от 30.12.2004);

     6. Положение о порядке приемки  объектов в эксплуатацию, утв.  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 29.11.1991 г.  № 452 (ред. от 09.08.2006);

     7. Положение о порядке проведения  государственной экспертизы градостроительных,  архитектурных и строительных  проектов, обоснований инвестирования  в строительство и Положение  о порядке согласования и утверждения  проектной документации, утверждения  градостроительных проектов, утв.  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 08.10.2008 г.  № 1476;

     8. Положение о заказчике (застройщике)  в строительстве, утв. приказом  Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь от 22.06.1999 г.  № 174 (ред. от 12.11.2008);

     9. Положение о генеральном подрядчике  в строительстве, утв. приказом  Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь от 31.08.1999 г.  № 260 (ред. от 25.08.2006);

     10. Инструкция о застройщике, заказчике  в строительстве, утв. приказом  Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь от 22.06.1999 г.  № 174 (ред. от 12.11.2008);

     11. Правила заключения и исполнения  договоров (контрактов) строительного  подряда, утв. постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450 (ред.  от 01.11.2006).

     12. Правила приемки выполненного  вида (комплекса) строительных работ,  утв. приказом Министерства архитектуры  и строительства Республики Беларусь  от 30.08.1999 г. № 255 (ред. от 29.03.2007) и др.

     Законодательство  о капитальном строительстве  содержит значительное количество нормативно-технических  предписаний, в число которых  входят строительные нормы и правила, государственные стандарты Беларуси в области строительства, правила  по проектированию и ведению строительно-монтажных работ, технические требования к используемым в строительстве материалам, деталям, конструкциям и т.п.

     Организация и ведение работ по заключению и контролю за исполнением договоров подряда возлагаются на соответствующие отделы и службы заказчика и строительной организации. 

1.2 Стороны и содержание  договора строительного  подряда

     Сторонами договора подряда выступают заказчик и подрядчик. Однако в реализации конкретных строительных проектов во всех случаях кроме заказчиков и  строительных организаций участвует  множество других лиц (инженер, архитектор и др.).

     Понятие заказчика (застройщика), его полномочия изложены в Инструкции о застройщике, заказчике в строительстве, утвержденной приказом Министерства архитектуры  и строительства Республики Беларусь от 22 июня 1999 г. № 174.

     Заказчик (застройщик) – инвестор или лицо, уполномоченное инвестором, привлекающее подрядчика для реализации инвестиционного  проекта путем заключения договора строительного подряда. Заказчик под  свою ответственность задумывает строительное дело и реализует свой план. Это  имеет существенное значение для  определения его статуса. Поскольку  заказчик несет финансовый риск, и  строящийся объект должен соответствовать  его намерениям, он имеет обширные полномочия формулировать указания относительно действий всех других участников строительства, является для них  решающей инстанцией.

     В роли заказчиков могут выступать  физические и юридические лица Республики Беларусь и других государств. Застройщик, при наличии необходимых лицензий, вправе осуществлять строительство  объекта собственными силами без  привлечения подрядчика. В этом случае он выполняет обязанности и заказчика и подрядчика. Однако функции заказчика зачастую требуют специальных знаний. Поэтому, согласно п. 7 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, заказчик часть своих обязанностей, вытекающих из законодательства или договора подряда, а также полномочий по принятию от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может передать соответствующему субъекту хозяйствования, заключив договор на оказание услуг. В ст. 704 ГК такой особый специалист именуется инженером (инженерной организацией), в функции которого входит подготовка, осуществление надзора и контроля за выполнением строительного проекта, обеспечение применимости результатов строительных работ в будущем и соответствие их требованиям технических норм. Он может осуществлять общее руководство проектом и консультирование заказчика.

     Договор на инженерные услуги заключается письменно  в форме единого документа. Заказчик не может передавать инженеру функции, касающиеся: принятия решения о строительстве  объекта, выполнении работ; утверждения  проектно-сметной документации; проведения подрядных торгов и утверждения  их результатов; передачи подрядчику строительной площадки; утверждения состава приемочной комиссии и акта приемки объекта  от подрядчика. Указанные функции  выполняются исключительно самим  заказчиком.

     Застройщики являются, как правило, инвесторами. Инвестор может сам выступать  в роли застройщика или возлагать  соответствующие функции на других лиц. В этом случае между инвестором и застройщиком заключается инвестиционный договор, по которому инвестор обязуется  передать, а застройщик обязуется  принять инвестиционное имущество  в целях реализации инвестиционного  проекта собственными силами либо путем  заключения договора строительного  подряда. Таким образом, опираясь на инвестиционный договор, лицо заключает с исполнителем работ договор строительного подряда, выступая в нем в качестве заказчика.

     Подрядчиками  являются организация либо индивидуальный предприниматель, имеющие разрешение (лицензию) на выполнение соответствующих  видов строительно-монтажных работ  и заключившие договор строительного  подряда с заказчиком. Это, как  правило, строительные концерны, тресты, строительные и проектно-строительные объединения, домостроительные комбинаты, фирмы, кооперативы и другие формирования, являющиеся юридическими лицами.

     Ведя  речь о сторонах договора строительного  подряда, следует иметь в виду, что в силу специализации на каждой строительной площадке работает, как  правило, не одна, а несколько подрядных  строительных и монтажных организаций. Вместе с тем, чтобы использовать преимущества специализации строительного  производства и наладить должный  порядок, требуется наличие на каждой строительной площадке единого организатора всей работы, выступающего в лице генерального подрядчика, т.е. заказчик заключает  договор на выполнение всех работ  только с одной подрядной организацией – генеральным подрядчиком.

     В целом функции генерального подрядчика изложены в Положении о генеральном  подрядчике в строительстве, утвержденном приказом Министерства архитектуры  и строительства Республики Беларусь от 31 августа 1999 г. № 260. Согласно п.1.2 Положения  генеральный подрядчик – это  подрядчик, привлекающий для выполнения отдельных своих обязательств других лиц по договорам субподряда. Исполнение функций генерального подрядчика возможно при наличии соответствующей  лицензии.

     В случае если на стройке имеется несколько  генеральных подрядчиков (это может  быть вызвано строительством крупных  производственных, жилых комплексов, дорог и т.д.), то заказчиком заключается  договор строительного подряда  с каждым из них. Каждому генподрядчику  для производства определенного  вида работ выдается соответствующая  проектно-сметная документация. Следует  иметь в виду, что при заключении договоров строительного подряда  выбор подрядчика не всегда проводится по усмотрению заказчика, а чаще всего  на основе конкурса, результатом которого являются подрядные торги. Так, для  объектов, по которым согласно законодательству проводятся подрядные торги, подрядчик  определяется по их результатам, а для  тех объектов, по которым торги  не проводятся, выбор подрядчика осуществляется по усмотрению заказчика. В свою очередь, генеральный подрядчик привлекает к выполнению отдельных комплексов работ специализированные строительные и монтажные организации, заключая с ними договоры субподряда. Он же и  несет ответственность перед  заказчиком за выполнение всех работ, производимых и им самим, и привлеченными  им субподрядчиками.

     Выступая  в качестве организатора всей работы на строительной площадке, генподрядчик имеет право, не вмешиваясь в оперативную, производственную и хозяйственную  деятельность подрядчиков, давать им обязательные к исполнению распоряжения, касающиеся очередности выполнения работ (сдачи  проектов) в пределах сроков, предусмотренных  договором.

     Разумеется, не исключены случаи, когда специализированные строительные и монтажные организации  выполняют работы по прямым договорам, заключаемым с заказчиком. Заключение таких договоров со специализированными  предприятиями, как следует из Положения  о генеральном подрядчике в строительстве, допускается, если это не было оговорено условиями торгов, только с согласия генподрядчика.

     В тех случаях, когда строительство  выходит за рамки одного года, заказчик с генеральным подрядчиком заключает  генеральный договор на строительство  в целом. Затем на основе генерального договора ими ежегодно могут заключаться  годовые договоры на весь объем работ  планируемого периода. Это связано  с тем, что в титульных списках  определяются весь объем работ по данному строительству в целом  и его общая сметная стоимость, а также суммы средств, выделяемых на это строительство, и годовые  объемы работ.

     При строительстве крупных объектов (вокзал, метро) задействуются специалисты  самых разнообразных отраслей. Для  своевременного и качественного  осуществления подобных операций требуется  стабильное участие многих предпринимателей. Особое юридическое значение в таком  строительстве приобретает разделение рисков между участниками. В связи  с этим вполне обоснованно вести  речь об образовании юридически оформленного общества для реализации производственного  договора строительного подряда, которое  может быть определено как объединение на договорной основе предпринимателей с целью осуществить строительный проект в нескольких производственных отраслях.

     Содержание  договора. В соответствии с п. 16 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450 в  договоре подряда указываются следующие  данные и обязательные условия:

     1) наименование сторон и необходимые  реквизиты (юридические адреса  в соответствии с учредительными  документами или паспортные данные, расчетные счета обслуживающих  банков, учетные номера налоговой инспекции, номера свидетельств о государственной регистрации, номера и сроки действия лицензий подрядчика);

     2) предмет договора подряда (наименование  и местоположение объекта строительства,  виды строительных работ);

     3) сроки (месяц и год) начала  и завершения строительства объекта,  выполнения видов строительных  работ;

Информация о работе Договор строительного подряда