Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 06:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Для достижения цели исследований были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено организационное построение потребительской кооперации;
- определены основные отрасли деятельности потребительской кооперации;
Все
отрасли потребительской
Основная задача современной экономической политики Российского государства — формирование социально ориентированной рыночной экономики.
Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации — потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).
Потребительская кооперация — социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель — социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации:
Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
В этом определении четко выражена социальная миссия — главная цель системы потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.
Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):
Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе потребительской кооперации.
Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение — удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко — удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью.
Социальная миссия — это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций.
Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы — каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.
Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков.
Конкретная социальная миссия потребительской кооперации
(потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов и др.) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.
Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы — осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.
Таким
образом, применение кооперативных
принципов в деятельности потребительской
кооперации усиливает её социальную
направленность.
Торговля, как одна из основных отраслей деятельности потребительской кооперации имеет много различных направлений развития.
Розничная торговля потребительской кооперации должна быть конкурентоспособной и занимать прочные позиции на потребительских региональных рынках.
В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года намечены основные направления совершенствования розничной торговли.
Одно из главных направлений — изменение ассортиментной политики в розничной торговле потребительской кооперации. Ассортиментная политика направлена на расширение ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации с учетом потребностей сельского населения. Особое внимание обращается на обеспечение населения товарами первой необходимости. Ассортиментная политика должна быть дифференцированной, в каждом магазине необходимо иметь обязательный ассортиментный перечень. Такие перечни разрабатываются с учетом сложившегося спроса, источников поступления товаров, доходов населения, его социального статуса, миграции населения, объемов строительства, а также факторов, обеспечивающих рентабельность торговых предприятий.
В Концепции намечено дальнейшее развитие розничной торговой сети потребительской кооперации.
Совершенствование размещения торговых предприятий предусматривает, во-первых, создание удобств сельским покупателям при приобретении товаров; во-вторых, расширение торговой сети в городах.
Намечено осуществлять реконструкцию действующих предприятий и строительство новых.
Мини-маркеты должны стать распространенным типом магазина в рядовом сельском населенном пункте.
Универмаги и торговые дома — основные типы магазинов в районных центрах.
Супермаркеты и специализированные магазины по продаже продовольственных и непродовольственных товаров размещаются как в районных центрах, так и в крупных селах.
В перспективе намечено развивать сеть палаток, киосков, магазинов на дому, авто-магазинов. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями предприятиями питания. Широкое распространение получат магазины, совмещающие торговлю и другие виды деятельности — магазин -приемозаготовительный пункт. Такой; магазин является центром кооперативного участка и наряду с торговлей выполняет следующие функции: закупи) всех видов сельскохозяйственной продукции, прием заказов на бытовые услуги (ремонт сложной бытовой техники, часов и др.), предоставление некоторых услуг в магазине, информирование пайщиков.
Повышение культуры обслуживания и имиджа предприятий розничной торговли. Магазины потребительской кооперации должны выделяться среди предприятий других форм собственности; иметь привлекательный внешний вид и интерьер; обеспечивать вежливое обслуживание покупателей с соблюдением правил торговли; часы работы магазинов должны учитывать сезонность работ в сельском хозяйстве; целесообразно расширить перечень услуг и рекламу.
Магазин должен стать местом общения пайщиков по вопросам кооперации. С этой целью в магазине оформляется уголок пайщика, в котором имеются: устав потребительского общества; сведения о составе и деятельности комиссии кооперативного участка; информация, необходимая для пайщиков, по вопросам их участия в экономической деятельности потребительского общества; газета «Российская кооперация»; объявления о проведении собраний и другая информация для пайщиков.
Развитие розничной торговли потребительской кооперации в значительной степени зависит от состояния оптовой торговли. Поэтому в перспективе намечено улучшить работу оптовых баз и складов, создавать оптовые продовольственные рынки. Особое значение имеет совершенствование взаимодействия оптовой и розничной торговли потребительской кооперации. Задача оптовой торговли — улучшить снабжение магазинов и других предприятий розничной торговли необходимым ассортиментом товаров.
В рыночной экономике особое значение в торговле приобретает маркетинг. Руководители и специалисты организаций потребительской кооперации должны осуществлять маркетинговую деятельность: изучать спрос на товары и услуги; организовывать сбыт товаров и услуг новыми методами; проводить рекламные мероприятия; осуществлять стимулирование продажи товаров и услуг пайщикам.
Для дальнейшего развития розничной и оптовой торговли потребительской кооперации необходимы специалисты, владеющие знаниями рыночной экономики, маркетингом, компьютерной технологией, способные обеспечить прибыльную работу.
Реализация мероприятий, намеченных Концепцией, позволит увеличить оборот розничной торговли потребительской кооперации в 2010 г. по сравнению с 2001 г. более чем на 40 %.
Таким образом, основными направлениями перспективного развития розничной торговли потребительской кооперации являются:
Заключение
Изучив все вопросы плана, в работе были сделаны определённые выводы:
Потребительские общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации. Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюз РФ.
В хозяйственной деятельности потребительской кооперации основными отраслями деятельности являются: торговля, общественное питание, заготовки, промышленность, услуги. Потребительская кооперация — общественная организация, созданная пайщиками для удовлетворения своих нужд и потребностей. Ее жизненность доказана 170-летним существованием в различных социально-экономических условиях. Следует отметить, что около 10 млн человек взрослого сельского населения являются пайщиками — членами потребительских обществ. Пайщики особенно заинтересованы в том, чтобы торговое обслуживание их семей осуществляли организации потребительской кооперации, услугами которых они пользуются на протяжении многих лет.
Социальная направленность отрослей - удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов потребительских кооперативов. А применение кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации усиливает её социальную направленность.
Основными направлениями перспективного развития розничной торговли потребительской кооперации являются:
Объединяясь, потребительские кооперативы, сельское население получает выгоды в удовлетворении своих потребностей в товарах и услугах.
Повышение
эффективности работы каждого магазина
является ключевой задачей, решаемой в
ходе хозяйственной деятельности любой
кооперативной организации. Это
требует совершенствования