Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 06:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Для достижения цели исследований были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено организационное построение потребительской кооперации;
- определены основные отрасли деятельности потребительской кооперации;
Введение
Потребительская кооперация – ключевое звено рыночной экономики и своего рода финишный комплекс по созданию производства товаров повседневного спроса и доведению товара до потребителя. Процессы обновления, происходящие ныне в потребительской кооперации, ориентированы на сохранение и поддержание кооперативной системы, соответствующей условиям рыночных отношений.
Актуальность данной темы состоит в том, что хозяйственная деятельность потребительской кооперации предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. И с одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, а с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель – удовлетворение спроса населения. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах.
Целью данной курсовой работы является изучение хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Для достижения цели исследований были поставлены и решены следующие задачи:
Объём курсовой работы составил 26 стр. Имеется 2 рисунка, 2 приложения.
Для
исследования данной темы, было использовано
10 источников, основным из которых является:
Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации.
– М.: Вита-Пресс, 2001.
Современная потребительская
Именно
из социально-экономической
Первое - организационно-правовая форма
- узаконенная форма предприятия
как хозяйственного субъекта
с правами юридического лица,
который, используя
Второе - управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры:
а) внутри потребительского общества;
б) в системе «потребительское общество -- союз»;
в) в системе «союз - союз».
Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты:
-
обеспечивает правовую
-
включает данное производство
в систему единого
-
организационно закрепляет
-
определяет систему внутренних
и внешних финансовых
-
регламентирует механизм
В
этой связи организационные формы
потребительской кооперации отличает
кооперативная самобытность, то есть
статус некоммерческой организации, выполняющей
социальную миссию и организующей свою
экономическую деятельность на основе
кооперативной идеологии, принципах
и ценностях, что и определяет
их потенциал и преимущества по сравнению
с другими рыночными
Потребительская
кооперация как некоммерческая организация,
с одной стороны фиксирует
и закрепляет сложившуюся в ней
систему экономических
Правовые основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой правовых основ деятельности разных коммерческих и не коммерческих организаций, в том числе кооперативных.
В
настоящее время основой
Правовое регулирование кооперативных организаций осуществляется на основе кооперативных законов Российской Федерации:
Правовое регулирование всех организаций, в том числе и потребительской кооперации, осуществляется также на основе законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации.
Важное значение для правового регулирования имеют уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций).
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц) как равноправных субъектов рыночной экономики.
Важно, что законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку.
Таким образом, правовые основы потребительской кооперации формировались одновременно с формированием правовых основ деятельности организационно-правовых форм организаций, в том числе кооперативов видов.
Особое значение для потребительской кооперации имеет Закон «О
потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)
в Российской Федерации».
Значение закона состоит в том, что он наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах Российской Федерации» состоит из и девяти глав.
В преамбуле определены цели и задачи потребительской кооперации.
Глава 1 — «Общие положение».
Глава 2 — «Образование потребительского общества».
Глава 3 — «Членство в потребильском обществе».
Глава 4 — «Органы управления потребительского общества»
Глава 5 — «Имущество потребительского общества».
Глава 6 — «Основы деятельности потребительского общества».
Глава 7 — «Реорганизация и ликвидация потребительского общества».
Глава 8 — «Союз потребительских обществ».
Глава 9 — «Переходные положения».
Закон определяет цели и задачи потребительской кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и потребительских союзов.
По закону потребительские общества и потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные учреждения, филиалы и представительства, а также другие права.
Потребительские общества создают союзы. Союзам дано право
осуществлять
контрольные и распорядительные
функции в отношении
В законе предусмотрено, что отношения между государством и организациями потребительской кооперации строятся на принципе независимости, что определяет самостоятельность и свободу деятельности организаций системы. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития; самостоятельно решают вопросы о расходовании средств, максимальных размерах заработной платы, размерах выплат пайщикам и другие вопросы.
Современное
российское законодательство характеризует
потребительскую кооперацию как
систему потребительских
Следовательно, она включает в себя следующие организационные формы:
-
сельскохозяйственные
-
специализированные
-
потребительские общества, осуществляющие
торговую, заготовительную,
-
потребительские союзы (
-
хозяйственные общества, товарищества
на вере, медицинские, образовательные
и иные учреждения, а также
потребительские общества, которые
сами могут быть участниками
хозяйственных обществ,
кооперации
дает основание выделить ее основные
свойства, которые и составляют содержание
хозяйственной и социальной функций
организационных форм потребительской
кооперации. На сегодняшний день таковыми
являются самоорганизация, системность,
адаптация, цикличность и
Свойство
самоорганизации - это главный способ
образования кооперативных