Деятельность потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Для достижения цели исследований были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено организационное построение потребительской кооперации;
- определены основные отрасли деятельности потребительской кооперации;

Работа содержит 1 файл

Крсовая по Хоз деятельности.docx

— 56.07 Кб (Скачать)

Введение 

     Потребительская кооперация – ключевое звено рыночной экономики и своего рода финишный комплекс по созданию производства товаров  повседневного спроса и доведению  товара до потребителя. Процессы обновления, происходящие ныне в потребительской кооперации, ориентированы на сохранение и поддержание кооперативной системы, соответствующей условиям рыночных отношений.

     Актуальность  данной темы состоит в том, что  хозяйственная деятельность потребительской  кооперации предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. И с одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, а с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель – удовлетворение спроса населения. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах.  

     Целью данной курсовой работы является изучение хозяйственной деятельности потребительской  кооперации.

     Для достижения  цели исследований были поставлены и решены следующие задачи:

    • рассмотрено организационное построение потребительской кооперации;
    • определены основные отрасли деятельности потребительской кооперации;
    • изучена социальная направленность отраслей;
    • рассмотрено направление развития отраслей экономики потребительской кооперации

     Объём курсовой работы составил 26 стр. Имеется 2 рисунка, 2 приложения.

     Для исследования данной темы, было использовано 10 источников, основным из которых является: Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации. – М.: Вита-Пресс, 2001.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Организационное построение потребительской кооперации
 

       Современная потребительская кооперация  выступает как многоотраслевая  социально-экономическая система,  уставной целью функционирования  которой, является удовлетворение  личных, экономических, социальных  и других потребностей своих  членов-пайщиков в товарах, услугах,  а также обслуживание экономических  интересов объединившихся в ней  товаропроизводителей и достижение  определенных выгод для ее  участников.

     Именно  из социально-экономической природы  кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. Организационная  форма - есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала:

       Первое - организационно-правовая форма  - узаконенная форма предприятия  как хозяйственного субъекта  с правами юридического лица, который, используя закрепленное  за ним имущество, производит  и реализует товары и услуги.

     Второе - управленческая структура, то есть система  последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов  управления. Выделяются управленческие структуры:

     а) внутри потребительского общества;

     б) в системе «потребительское общество -- союз»;

     в) в системе «союз - союз».

     Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие  характерные моменты:

     - обеспечивает правовую регламентацию  хозяйственной деятельности кооперативного  предприятия; 

     - включает данное производство  в систему единого экономического  пространства;

     - организационно закрепляет управление  технологическими процессами и  людьми;

     - определяет систему внутренних  и внешних финансовых взаимоотношений  участников производственного процесса;

     - регламентирует механизм взаимодействия  профессионального менеджмента  и общественного управления.

     В этой связи организационные формы  потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей  социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах  и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению  с другими рыночными субъектами.

     Потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует  и закрепляет сложившуюся в ней  систему экономических отношений  между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной  собственности и распределению  продуктов этой реализации между  членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок  отношений с внешней средой: с  государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации  и т. д. Поэтому потребительская  кооперация, пожалуй, единственная организационная  форма, которая тесно интегрирует  интерес государства с его  социальными группами.

       Правовые  основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой правовых основ деятельности разных коммерческих и не коммерческих организаций, в том числе кооперативных.

       В настоящее время основой правового  регулирования всех организаций  страны, в том числе организаций  потребительской кооперации, являются:

  • Конституция российской федерации;
  • Гражданский кодекс российской Федерации
  • Другие законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты общеобязательного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве.

       Правовое  регулирование кооперативных организаций осуществляется на основе кооперативных законов Российской Федерации:

  • «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.);
  • «О производственных кооперативах» (1996 г.);
  • «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (1997 г.);
  • «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (2001 г.).

       Правовое  регулирование всех организаций, в том числе и потребительской кооперации, осуществляется также на основе законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации.

       Важное  значение для правового регулирования имеют уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций).

       Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц) как равноправных субъектов рыночной экономики.

       Важно, что законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку.

       Таким образом, правовые основы потребительской кооперации формировались одновременно с формированием правовых основ деятельности организационно-правовых форм организаций, в том числе кооперативов видов.

       Особое  значение для потребительской кооперации имеет Закон «О

  потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах)

в Российской Федерации».

       Значение  закона состоит в том, что он наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

       Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах Российской Федерации» состоит из и девяти глав.

       В преамбуле определены цели и задачи потребительской кооперации.

       Глава 1 — «Общие положение».

       Глава 2 — «Образование потребительского общества».

       Глава 3 — «Членство в потребильском обществе».

       Глава 4 — «Органы управления потребительского общества»

       Глава 5 — «Имущество потребительского общества».

       Глава 6 — «Основы деятельности потребительского общества».

       Глава 7 — «Реорганизация и ликвидация потребительского общества».

       Глава 8 — «Союз потребительских обществ».

       Глава 9 — «Переходные положения».

       Закон определяет цели и задачи потребительской  кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и потребительских союзов.

       По  закону потребительские общества и  потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные учреждения, филиалы и представительства, а также другие права.

       Потребительские общества создают союзы. Союзам дано право

осуществлять  контрольные и распорядительные функции в отношении потребительских  обществ.

       В законе предусмотрено, что отношения между государством и организациями потребительской кооперации строятся на принципе независимости, что определяет самостоятельность и свободу деятельности организаций системы. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития; самостоятельно решают вопросы о расходовании средств, максимальных размерах заработной платы, размерах выплат пайщикам и другие вопросы.

     Современное российское законодательство характеризует  потребительскую кооперацию как  систему потребительских обществ  и их союзов, созданных в целях  удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

     Следовательно, она включает в себя следующие  организационные формы:

     - сельскохозяйственные производственные  кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытом сельхозпродукции;

     - специализированные потребительские  кооперативы, которые для своих  участников строят дома, гаражи, подсобные хозяйства, капитальное  строительство, предоставляют кредиты,  оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие  услуги;

     - потребительские общества, осуществляющие  торговую, заготовительную, производственную  и другую деятельность, в том  числе и общественное питание; 

     - потребительские союзы (районный  потребительский союз, областной,  республиканский, краевой союзы,  Центросоюз);

     - хозяйственные общества, товарищества  на вере, медицинские, образовательные  и иные учреждения, а также  потребительские общества, которые  сами могут быть участниками  хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на  вере. Системный характер потребительской

кооперации  дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляют содержание хозяйственной и социальной функций  организационных форм потребительской  кооперации. На сегодняшний день таковыми являются самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность.

     Свойство  самоорганизации - это главный способ образования кооперативных формирований любого вида. В основе самоорганизации  лежит собственная инициатива и  собственные средства людей, которые  они добровольно объединяют между  собой, чтобы решать свои насущные проблемы. Именно самоорганизация позволяет  мобилизовать и включить в хозяйственный  оборот неиспользуемые ресурсы на территориальном, региональном и национальном уровне для скорейшего решения экономических  и социальных задач пайщиков и  некооперативного населения.

Информация о работе Деятельность потребительской кооперации