Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 06:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Для достижения цели исследований были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрено организационное построение потребительской кооперации;
- определены основные отрасли деятельности потребительской кооперации;
Свойство
системности потребительской
Так же потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
б) по социальному или профессиональному составу членов:
Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюз РФ.
Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
Таким
образом, потребительские общества
и потребительские союзы образуют четырехуровневую
или трехуровневую организационную структуру
системы потребительской кооперации (прил.
1, прил. 2).
Основными задачами потребительской кооперации, которые определены ее законом, являются:
технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
и бытовых услуг.
Для выполнения социальной миссии и задач, предусмотренных Законом «О потребительской кооперации...», потребительским обществам и их союзам (некоммерческим организациям) разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Коммерческая деятельность потребительской кооперации тесно связана со становлением и развитием рыночной экономики
Организации потребительской кооперации осуществляют многоотраслевую хозяйственную деятельность. Основными отраслями хозяйственной деятельности потребительской кооперации являются торговля, общественное питание, заготовки, промышленность и предоставление услуг (рис. 1).
Так же потребительская кооперация осуществляет деятельность в сферах производства и товарного обращения.
Она
занимается производством
На
ряду с основными отраслями
Розничную торговлю в стране осуществляют разные формы организаций: товарищества, хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, организации системы потребительской кооперации — потребительские общества и потребительские союзы.
Основными организациями, осуществляющими розничную торговлю в системе потребительской кооперации, являются потребительские общества
Рис. 1. Основные отрасли
хозяйственной деятельности
(районные, сельские, городские) и райпотребсоюзы. На потребительские общества и районные потребительские союзы приходится около 90% оборота розничной торговли. Этим организациям принадлежит большая часть розничных торговых предприятий, в них трудится большинство работников потребительской кооперации.
Розничная торговля потребительской кооперации обеспечивает
удовлетворение спроса на товары и услуги пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельских жителей. Поэтому потребительская кооперация в экономике страны имеет важное значение как сельская торговая система. В общей численности сельского населения (38,9 млн чел.) доля населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, составляет около 70%.
Прибыль от коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов. В этом заключается существенное отличие коммерческой деятельности потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.
Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.
Все
отрасли потребительской
Каждая
отрасль хозяйственной
Розничная торговля и общественное питание непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах.
Розничная торговля предоставляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.
Общественное питание организует производство и потребление продуктов на своих предприятиях (в столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.
Заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья способствуют обеспечению производственных предприятий потребительской кооперации сырьем, а населения — продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания.
Промышленность производит как продовольственные, так и другие необходимые населению товары, которые доставляются в магазины для продажи населению.
Сельское хозяйство является источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли, общественного питания, так и для промышленности.
Транспорт осуществляет доставку товаров на предприятия торговли, общественного питания и непосредственно населению.
Строительство как отрасль хозяйства, создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно-массовых мероприятий.
Услуги, предоставляемые населению, приобретают все большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации.
Около 10 млн человек взрослого сельского населения являются пайщиками — членами потребительских обществ. Пайщики особенно заинтересованы в том, чтобы торговое обслуживание их семей осуществляли организации потребительской кооперации, услугами которых они пользуются на протяжении многих лет.
Основным показателем розничной торговли является оборот розничной торговли, который показывает объем продажи товаров населению через розничные торговые предприятия. За 2002 г. объем оборота розничной торговли потребительской кооперации превысил 66,7 млрд р. В общем объеме товарооборота потребительской кооперации удельный вес оборота розничной торговли в сельской местности составил 66,1%. Большая часть розничных торговых предприятий потребительской кооперации расположена в сельской местности — 80,0% от их общего количества.
Сложность обслуживания сельского населения связана с его расселением. Большая часть сельских поселений — это небольшие по числу жителей населенные пункты.
Общее количество сельских населенных пунктов в стране — 152,9 тыс. единиц, в том числе:
с числом жителей до 50 человек — 74,8 тыс. единиц;
с числом жителей с 51 до 500 чел. — 58,2 тыс. единиц;
с числом жителей от 501 до 1000 чел. — 11,5 тыс. единиц;
с числом жителей свыше 1001 чел. — 8,4 тыс. единиц.
В небольших населенных пунктах потребительская кооперация содержит магазины, торговая деятельность которых не приносит прибыли, т. е. убыточные магазины.
Чтобы обеспечить безубыточную торговую деятельность в небольших сельских населенных пунктах, потребительская кооперация организует магазины на дому; магазины, совмещенные с заготовительными пунктами;
магазины совмещенные с хлебопекарнями; киоски обслуживает население автомагазинами и другим специально оборудованным транспортом.
Потребительская кооперация свою многоотраслевую деятельность осуществляет в основном в сельской местности и по этому тесно связана с предприятиями отраслей аграрно-промышленного комплекса (АПК): сельского хозяйства, промышленности, заготовок, транспорта, торговли и др. (рис. 2).
Особое значение в условиях сокращения продовольственных ресурсов и снижения реальных доходов населения приобретает проблема по обеспечению населения продовольствием. Потребительская кооперация участвует в решении этой проблемы через торговлю продовольственными товарами, сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности. Для реализации разнообразной социально-экономической деятельности потребительская кооперация располагает многочисленными предприятиями, формирующими социальную и производственную инфраструктуру села.
Таким образом, потребительская кооперация в соответствии с приведенными показателями является сельской торговой системой, удовлетворяющей cпрос на товары и услуги пайщиков и обслуживаемого населения.
Взаимосвязь отраслей агропромышленного комплекса (АКП) и потребительской кооперации.
Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков. Прибыль от коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов.