Анализ индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса.
Задачи курсовой работы:
более широко осветить различные взгляды на административно–правовой статус субъектов административно–правовых отношений.
определить место участников административно–правовых отношений в системе административного права Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

Общественные объединения пользуются рядом прав, в числе которых право:

1) беспрепятственно получать и  распространять информацию, имеющую  отношение к их деятельности; учреждать собственные и пользоваться  в установленном порядке государственными  средствами массовой информации; осуществлять издательскую деятельность;

2) представлять и защищать права  и законные интересы своих  членов (участников) в государственных,  хозяйственных и общественных  органах и организациях;

3) образовывать в необходимых  случаях за счет собственных средств структурные подразделения;

4) осуществлять производственно-хозяйственную  деятельность, направленную на решение  уставных целей и задач.

Предоставляя права и свободы  общественным объединениям, государство  вместе с тем осуществляет контроль за тем, чтобы деятельность тех или  иных общественных образований не носила антисоциальный характер. В частности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законом «Об общественных объединениях» не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение  либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и  безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды[1]. 
Роль и место общественных объединений в сфере государственного управления в целом определены законодательством и конкретизированы их уставами (защита законных интересов работников, членов профсоюза, охрана окружающей среды и животного мира, оказание помощи инвалидам и т. д.). 
Одним из важных условий осуществления общественными объединениями управленческих функций является наличие у них соответствующей административной правоспособности. Она наступает с момента регистрации объединения в установленном законом порядке и определяется комплексом принадлежащих ему юридических прав и обязанностей в сфере государственного управления, реализуемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Определяя границы административной правоспособности общественных объединений, государство тем самым определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они  могут выступать.

В процессе реализации своих полномочий общественные объединения вступают в различные внутренние и внешние  отношения, которые, как правило, не регулируются нормами административного  права, так как общественные объединения  реализуют в них прежде всего  свои уставные задачи и функции. Однако в ряде случаев внешние отношения  определяются законодательством, в  частности те, в рамках которых  общественные объединения осуществляют отдельные функции государственного характера. Так, профсоюзы осуществляют государственный контроль в области  охраны труда, и в подобных случаях  соответствующие действия общественных объединений подпадают под административно-правовое регулирование. 
С участием общественных объединений могут возникать различные административно-правовые отношения. Например, основанные на обязанности органов государственного управления согласовывать свои решения с органами общественных объединений, совершать юридические действия с их согласия (при увольнении работника по инициативе администрации в соответствии с положениями, установленными трудовыми договорами, требуется согласие профсоюза).

Общественные объединения в  административно-правовых отношениях могут быть стороной, выполняющей  общеобязательные правила, установленные  компетентными органами государственного управления. Кроме того, они могут  также формулировать определенные предложения и требовать их исполнения от органов государственного управления, контролировать работу государственных  предприятий, учреждений и организаций, их администрации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2 ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

 

Вопрос о классификации субъектов  административного права имеет  скорее прикладное значение, поскольку  ответ на него помогает определить представительный состав потенциальных  участников административных правоотношений, без претензии на какую-либо его  обязательность или однозначность. Авторы многочисленных учебников и  учебных пособий по административному  праву предлагают разнообразные  классификации субъектов административного  права. Приведем наиболее типичные.

 В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин  и З.А. Багишаев разделяют субъектов  административного права на две  группы: физические лица и организации  (в основу такого разделения  положены как различия в выражении  воли и интереса (одно лицо  и коллектив лиц), так и в  наборе, комплексе полномочий субъектов). Физические лица, в свою очередь,  подразделяются авторами на четыре  вида, за основу выделения которых  приняты связь лица с данным  государством и производный от  этого объем прав и обязанностей  лица:

    • личность;
    • гражданин;
    • иностранный гражданин;
    • лицо без гражданства.

 Организации как субъекты  административного права также  разделены на виды и группы:

    • государственные (выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством): органы государства, государственные предприятия и учреждения;
    • негосударственные (не выполняют государственных задач и функций, не финансируются государством и им не управляются): общественные объединения граждан (профсоюзы, спортивные организации и другие), кооперативные объединения, объединения по другим интересам и т.д.

 Ю.А. Старилов предлагает  аналогичную классификацию субъектов.  В ней субъекты подразделяются, прежде всего, на индивидуальные  и коллективные субъекты административного  права.

Индивидуальными субъектами являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также государственный служащий или должностное лицо. Коллективные субъекты административного права понимаются автором как группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными). Организация - это совокупность людей, обладающая следующими признаками: осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами; определение цели и задач организации; наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений); соответствующие процедуры (правила) деятельности; формирование структуры (образуемые подразделения); нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих должностных лиц (служащих, сотрудников). Все организации также подразделяются автором на государственные и негосударственные, при этом к числу первых относятся государственные органы.

 Однако в литературе встречаются  внешне схожие с вышеприведенными, но отличные в принципе классификации  субъектов административного права.  Так, Д.Н. Бахрах, подразделяя субъектов  административного права и административного  правоотношения на индивидуальных  и коллективных, мотивирует это  неадекватностью термина гражданин  для определения состава индивидуальных  субъектов (что вполне закономерно), а также тем, что помимо организаций  в административных правоотношениях  участвуют также трудовые коллективы  и структурные подразделения юридических лиц. Следовательно, автором чрезвычайно расширен перечень субъектов административного права, что, на наш взгляд, не совсем оправдано. Отмечая для себя то обстоятельство, что ни факультет, ни таможенный пост, ни общественный суд не обладают правоспособностью вообще, поскольку не могут быть юридически идентифицированы в качестве субъектов права, мы, тем не менее, вынуждены признать, что такие, например, коллективные субъекты административного права, как некоторые общественные объединения, приобретают административно-правовой статус независимо от статуса гражданско-правового.

 С другой стороны, можно  встретить и такую классификацию,  которая, как кажется, и вовсе  не стремится отразить реальный  спектр субъектов административного  права. Так, Б.Н. Габричидзе  и А.Г. Чернявский считают, что  достаточно в учебных целях  объединить субъекты административного  права в следующие группы:

    • органы государственной власти;
    • общественные объединения;
    • администрации предприятий и учреждений;
    • граждане (физические лица).

 Думается, что классификация  субъектов, произведенная совсем  без классификационного критерия, вряд ли отвечает целям образовательного  процесса.

 Итак, субъекты административного  права - это: 

    • физические лица, наделенные конкретным административно-правовым статусом или их совокупностью (гражданин, государственный служащий, пенсионер, преподаватель и т.п.);
    • юридические лица, наделенные конкретным административно-правовым статусом (орган исполнительной власти, политическая партия, средство массовой информации и т.п.), и другие коллективные субъекты административного права.

 В современном административном  законодательстве (или системе источников  административного права) все  чаще встречается вместо устаревшего  "предприятия, учреждения и  организации" более корректное  с точки зрения юридической  техники "юридические лица". Такую трансформацию законодательной  терминологии следует рассматривать  как положительную тенденцию  в рамках правовой системы  Республики Беларусь, поскольку нормативно-правовой акт должен отличатся четкостью формулировок, а в целом хорошо организованная система права характеризуется единством понятийного аппарата. И нет ничего особенного в том, что термины "юридическое лицо", "физическое лицо" имеют гражданско-правовые истоки. Частное право всегда идет в авангарде правовой системы, поскольку на него возложена нелегкая задача регулирования самых простых и важных - бытовых - взаимоотношений между людьми. Административное право должно подхватить установившуюся терминологию и использовать ее с пользой для системы отрасли и всей системы права страны.

 В дальнейшем в настоящей  главе мы будем рассматривать  не субъектов административного  права, а наиболее характерные  для административного права  правовые статусы его субъектов. 

 Среди статусов физических  лиц наибольший интерес представляют  статусы гражданина Республики Беларусь и лица без гражданства, поскольку они лишены режимной организации в рамках административного права и, следовательно, не могут быть проанализированы в рамках особенной части настоящего курса. Среди статусов юридических лиц и других коллективных субъектов административного права - статусы:

а) в отношении государственных  органов и организаций, наделенных властными полномочиями в сфере  государственного управления:

    • органов исполнительной власти, а именно: Правительства Республики Беларусь, местных органов исполнительной власти и т.д.);
    • органов и организаций, наделенных отдельными властными полномочиями в сфере государственного управления (местных исполнительных органов, выполняющих государственные функции; некоторых организаций);

 б) в отношении негосударственных  коллективных субъектов: 

    • коммерческих организаций;
    • некоммерческих организаций (общественных объединений, благотворительных организаций, религиозных организаций);
    • средств массовой информации;
    • налогоплательщиков;
    • бюджетных организаций;
    • некоторые другие.

 Особое место в системе  административно-правовых статусов  занимает статус Президента Республики Беларусь, который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Республики Беларусь.

Следует четко отдавать себе отчет  в том, что перечень указанных  статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество  совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права  административно-правовых режимов  позволит оценить многообразие статусных  сочетаний. Именно поэтому указанные  статусы не нужно воспринимать как  виды или группы субъектов административного  права, хотя в конкретный момент времени  определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Цель  курсовой работы достигнута, в ходе работы я осуществил исследование административно–правового статуса субъектов административно–правовых отношений. Поставленные задачи решены: более широко освещены различные взгляды на административно–правовой статус субъектов административно–правовых отношений, определено место участников административно–правовых отношений в системе административного права Республики Беларусь.

Субъект права в любой отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства. В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.

Права и  обязанности, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения. Права и обязанности субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т. д. Есть права и обязанности, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Права и обязанности, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.

Информация о работе Анализ индивидуальных субъектов и раскрытие их административно-правового статуса