ВВЕДЕНИЕ
Норма административного права, как
и норма любой другой отрасли
права, представляет собой правило
общего характера, определенную меру (масштаб)
должного или возможного поведения,
установленную государством и охраняемую
специальными государственными средствами.
Административно-правовая норма - это
норма права, регулирующая общественные
отношения в сфере государственного
управления, а также отношения
управленческого характера, возникающие
в иных областях государственной
деятельности. Виды административно-правовых
норм: материальные и процессуальные,
обязывающие, уполномочивающие, запретительные
и поощрительные, территориальные, межтерриториальные
и местные, срочные и бессрочные. Элементами
(составными частями) административно-правовых
отношений являются: субъекты, объекты
и юридические факты. Вопрос о субъектах
отрасли права относится к числу наиболее
важных и сложных в юридической науке.
Его правильное решение влияет на предмет
и метод правового регулирования, четкое
определение адресатов правовых норм,
объема их прав и обязанностей, пределов
действия правовых норм отрасли и ее принципов.
Научные исследования, посвященные гражданам
как субъектам административного права,
способствуют выработке рекомендаций
для законодательной и правоприменительной
деятельности, они также необходимы для
организации научной работы ученых.
Целью работы является рассмотрение
индивидуальных субъектов и раскрытие
их административно-правового статуса.
Задачи
курсовой работы:
- более широко осветить различные взгляды на административно–правовой статус субъектов административно–правовых отношений.
- определить место участников административно–правовых отношений в системе административного права Республики Беларусь.
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС
СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Правовой статус субъектов административного
права образуют нормы общие для
всех субъектов, например, нормы о
соблюдении правил пожарной безопасности.
Правовой статус многих субъектов административного
права объединяет нормы, которые
реализуются только данным субъектом,
например, есть правила, обращенные только
к религиозным объединениям или
только к охотникам. Таким образом,
в зависимости от вида и объема
полномочий субъекты административного
права могут быть классифицированы
на группы и виды.
По своему административно-правовому
статусу субъекты административного
права делятся на две группы: физические
лица и юридические лица (организации).
Физические лица в свою очередь охватывают
три вида субъектов: гражданин, иностранный
гражданин и лицо без гражданства. В основу
этой классификации принята степень связи
лица с данным государством и производный
от этого объем прав и обязанностей конкретного
лица.
Организации как субъекты административного
права прежде всего надо разделить
на государственные и негосударственный
организации. Различие их состоит в
том, что государственные организации:
1) выполняют задачи, функции и
полномочия, порученные им государством,
2) они базируются на государственной
собственности, 3) управляются государством.
К числу государственных организаций
относятся органы государственного
аппарата — представительные, исполнительные,
судебные, органы прокуратуры и др.,
государственные предприятия, учреждения
и организации — производственные, культуры,
массовой информации, учреждения здравоохранения
и т.д.
Организации негосударственные отличаются
тем, что они не выполняют задач
и функций государства, хотя могут
и способствовать этому. Они не финансируются
государством и не испытывают на себе
непосредственного государственного
управления. К таким организациям
можно отнести объединения граждан
— профсоюзы, спортивные общества,
творческие союзы, партии, религиозные
организации и т.д., а также
коммерческие организации — частные,
кооперативные, акционерные, смешанные
и др.
1.1 Правовой статус граждан
Республики Беларусь
Административно-правовой статус граждан
Республики Беларусь является, с одной
стороны, элементом более широкой
правовой категории, именуемой «правовое
положение», или «правовой статус»
гражданина (эти понятия используются
в юридической литературе, как
правило, как синонимы). С другой
стороны, он является частью такого важного
правового явления, как «правовой
статус личности». Этим понятием, по мнению
большинства авторов, занимающихся
проблемой, охватываются все институты,
определяющие место и роль гражданина
в обществе и государстве. По сути,
данная категория представляет собой
комплексный государственно-правовой
институт, а административно-правовой
статус граждан в этом случае является
его подинститутом. Однако административно-правовой
статус граждан может рассматриваться
и как самостоятельный институт,
включающий в совокупность предоставленных
гражданам прав, свобод и гарантий
их реализации в сфере административного
права. Содержание и сущность административно-правового
статуса граждан проявляются
в ряде признаков.
Во-первых, он складывается в рамках
системы «государство (прежде всего,
в лице его административных органов)
— гражданин». При этом данные отношения
и связи носят основополагающий
характер и выражают взаимную связь
государства и гражданина.
Во-вторых, эти отношения осуществляются
гражданами в сфере государственного
управления.
В-третьих, содержание этих
отношений зависит от ряда
причин, среди которых состояние
политико-правовой системы государства,
его экономики, правовая культура
граждан.
Административно-правовой статус
граждан характеризуется также
и единством равных прав и
обязанностей: наряду с правами
и свободами граждан в сфере
административного права существуют
и конституционно закрепленные
обязанности, одной из которых
в соответствии со ст. 52 является
обязанность соблюдать Конституцию,
законы и уважать национальные
традиции[1].
Содержание правового статуса
граждан в сфере административного
права (административная правосубъектность)
зависит от объема и содержания
административной правоспособности
и дееспособности.
Административная правоспособность,
то есть способность граждан
быть носителем прав и обязанностей
в административно-правовой сфере,
является основополагающим элементом
в характеристике административно-правового
статуса гражданина. По общему
положению, правоспособность граждан
— неотъемлемое качество, возникающее
с момента рождения человека.
Объем и содержание административной
правоспособности определяются
законами и соответствующими
подзаконными актами, в которых
содержатся конкретные нормы
административного права. Объем
административных прав, свобод и
обязанностей граждан определяется
рядом обстоятельств: возрастом,
состоянием здоровья, наличием соответствующего
образования и др. Так, например,
право на получение жилья возникает
у граждан с момента рождения
и принадлежит им всю жизнь,
право на управление автотранспортом
— с 18 лет, причем реализация
этого права зависит, в свою
очередь, от ряда условий: сдачи
соответствующего экзамена, состояния
здоровья и т.д. Административная правоспособность
граждан не может быть отчуждаема или
передаваема, добровольный отказ от нее
не имеет силы, и объем ее может изменяться
только законом.
Правоспособность граждан в
ряде предусмотренных законодательством
случаев может ограничиваться. В
частности, это происходит в
связи с совершением административных
правонарушений, за которые закон
предусматривает санкции в виде
лишения специальных прав. Ограничение
административной правоспособности
имеет место и в случае возникновения
особых условий (стихийных бедствий,
эпидемий, эпизоотий), которые требуют
введения специального режима
территории, предусматривающего ограничения
свободы передвижения, свободы проведения
митингов, демонстраций, въезда и
выезда с территории и др.
Административная дееспособность,
то есть способность гражданина
своими действиями приобретать
и осуществлять предоставленные
ему законом права, выполнять
установленные обязанности и
нести юридическую ответственность
в административно-правой сфере,
также связана с возрастом
и в ряде случаев с состоянием
здоровья (наличием психического
расстройства, вследствие которого
гражданин не может понимать
значения своих действий или
руководить ими). Несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет, а также
малолетние в возрасте от 6 до
14 лет наделены частичной административной
дееспособностью. Полная дееспособность
в сфере административного права
наступает с совершеннолетием.
Административная деликтоспособность
граждан наступает при достижении
ими 16 лет. Именно с этим
возрастом КоАП Республики Беларусь
связывает возможность привлечения
к административной ответственности[3].
1.2 Правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства
В соответствии с Конституцией Республики
Беларусь иностранные граждане и
лица без гражданства пользуются
на территории нашей страны правами
и свободами и исполняют обязанности
наравне с гражданами Республики
Беларусь, если иное не определено Конституцией,
законами и международными договорами.
Правовой статус данной категории лиц
регулируется также законом «О правовом
положении иностранных граждан
и лиц без гражданства в
Республике Беларусь».
В целом объем их административной
правоспособности уже правоспособности
граждан Республики Беларусь: иностранные
граждане и лица без гражданства
не имеют всех тех прав, которыми
обладают граждане Республики
Беларусь. Исключением являются
те случаи, когда в соответствии
с международными договорами, заключенными
Республикой Беларусь, этим лицам
предоставляется более широкий
круг прав и свобод.
В соответствии с Конституцией
Республики Беларусь, а также
законом «О правовом положении
иностранных граждан и лиц
без гражданства в Республике
Беларусь» иностранным гражданам
и лицам без гражданства, которые
находятся в Республике Беларусь,
гарантируются неприкосновенность
личности и жилья, другие личные
права и свободы.
Вместе с тем для иностранных
граждан установлен ряд ограничений,
в частности, в сфере избирательного
права (участие в референдумах).
Кроме того, они не могут назначаться
на отдельные должности или
заниматься трудовой деятельностью.
На это указывает, например, ст.
16 данного Закона, в которой говорится
о том, что иностранные граждане
и лица без гражданства не
могут выбирать и быть избранными
в выборные органы Республики
Беларусь, а также принимать участие
в референдумах.
В ряде случаев (в целях
обеспечения государственной безопасности,
охраны общественного порядка,
здоровья, защиты прав и законных
интересов граждан Республики
Беларусь) законом устанавливаются
некоторые ограничения, в частности,
на въезд иностранных граждан на территорию
Республики Беларусь.
Также может быть ограничен
срок пребывания иностранных
граждан и лиц без гражданства
на территории Республики Беларусь,
а в ряде случаев они могут
быть выдворены за пределы
страны. Пользуясь указанными в
Конституции Республики Беларусь
многочисленными правами и свободами,
эти лица несут и соответствующую,
предусмотренную законодательством
Республики Беларусь ответственность.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, проживающие
на территории Республики Беларусь,
освобождены от выполнения ряда
обязанностей, возлагаемых на граждан
Республики Беларусь, в частности
от несения воинской службы, которая
в соответствии со ст. 57 Конституции
Республики Беларусь возложена
лишь на последних[1].
1.3 Правовой статус организаций
Принципы демократии, заложенные в
Конституции Республики Беларусь, реализуются
в различных формах народовластия,
в числе которых участие общественных
объединений в управлении государством.
Право на свободу объединений, закрепленное
в ст. 36 Конституции Республики Беларусь,
нашло свое отражение в законе Республики
Беларусь «Об общественных объединениях»,
в соответствии с которым общественным
объединением является добровольное формирование
граждан, которое они образовали на основе
общности интересов, и имеет своей целью
совместную реализацию гражданских, экономических,
социальных и культурных прав[1].
Законодательством предусмотрена возможность
создания на территории Республики Беларусь
международных, республиканских и местных
общественных объединений. Их административно-правовой
статус имеет свою специфику: они создаются
и действуют на основе принципов добровольности,
самостоятельности и гласности и осуществляют
свою деятельность согласно уставу (внутреннему
нормативному положению, определяющему
правовое положение лишь членов этой организации),
в соответствии с Конституцией и иными
актами законодательства Республики Беларусь.
Государство обеспечивает сохранение
и защиту прав и законных интересов всех
общественных объединений, в том числе
и административно-правовых.
Вмешательство государственных органов
и должностных лиц в деятельность общественных
объединений, равно как и обратное, не
допускается, кроме случаев, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь.
Государство может оказывать в установленном
законодательством порядке помощь общественным
объединениям в осуществлении ими уставной
деятельности.