Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:01, реферат
Успешное выполнение правоохранительных задач в условиях формирования новой социально-экономической и политической ситуации в стране неразрывно связано с обеспечением эффективности управляемыми органами внутренних дел, способствующие созданию нормальных условий для функционирования всей инфраструктуры общества. Известно также, что стабильный правопорядок в стране образует соответствующие общественные предпосылки для социально-экономического и научно-технического прогресса, духовном и нравственном развитии.
1. Система информации и информационное обеспечение управления в ОВД
2. Роль и значение социальной информации в деятельности ОВД.
3. Аналитическая работа в ОВД.
Заключительная часть (подведение итогов)
Система органа
внутренних дел как аппарата управления
характеризуется рядом
Во-первых, она
охватывает все необходимые виды
и подвиды информации, находящие
применение в конкретной области управления.
По существу, речь идет о совокупности
сведений и данных используемых в основном
для изучения оперативной обстановки,
а точнее - для анализа и оценки состояния
преступности и правопорядка, расстановки
сил и средств органов внутренних дел,
разработки мер по предотвращению причин
и условий способствующих совершению
преступлений и других правонарушений.
Во-вторых о системе
информации можно говорить лишь в
том случае, если имеют место двусторонние
информационные связи: прямая и обратная.
Необходимость их осуществления объясняется
в известном смысле, замкнутостью процесса
управления, механизм действия которого
состоит в следующем.
Субъект управления
(например, руководитель ГОРОВД) как
управляющий орган вырабатывает
и направляет объекту управления
(подчиненные службы) соответствующие
управленческие решения. В свою очередь,
объект управления, например служба охраны
общественного порядка, представляет
управляющему органу информацию о ходе
и результатах выполнения решения. По
такой схеме и организуется прямой и обратный
обмен информацией в системе управления.
В организации
информационной работы, а в целом
и в управлении органами внутренних
дел, обратные связи имеют особое
значение, поскольку они способствуют
не только укреплению служебной и
исполнительной дисциплины, но и объективно
указывают на обоснованность принятия
тех или иных управленческих решений,
а главное - на их эффективность.
И, наконец, в-третьих,
система информации предполагает наличие
в системе управления определенной
организации информационных потоков,
связывающих как составляющие ее элименты,
так и систему управления с внешней средой.
Привести исчерпывающий
перечень подобной информации как и
дать ей всеобъемлющее определение
вряд ли возможно и очевидно нецелесообразно.
Получатели этой информации - субъекты
управления в большей мере заинтересованы
в наличии конкретной информации, классифицированной
по основаниям, обеспечивающим выполнение
оперативно-служебных задач и функций.
Иными словами специфическое содержание
социальной информации должно быть адекватно
тем объектам отражения, на которые оказывает
свое управляющее воздействие субъект
управления.
По существу
речь идет о системах информации (информационных
системах), в основе построения которых
положен тот или иной объект отражения
- конкретный классифицированный признак.
Возникает вопрос,
в каком соотношении находятся
понятия "система информации"
и "информационная система"? Ответ
на него можно получить если признать
ту или иную систему в качестве
совокупности априорно выделенных подсистем,
а в свою очередь систему информации -
совокупности подсистем информации, каждая
из которых и образует соответствующую
информационную систему.
Например, если
понятие "система информации"
охватывает всю информацию, используемую
субъектом управления (например, информацию
по линии следственного комитета МВД Российской
Федерации), то понятие "информационная
система" ограничивается либо региональными
рамками деятельности следственных подразделений
органов внутренних дел, либо отдельными
вопросами предварительного расследования
преступлений.
В научной литературе
по проблемам социального
Так одни ученые
под "системой информации" понимают
совокупность различных видов информации,
обеспечивающих взаимодействие между
собой и выполняемыми системой управления
задачами и функциями.
Сторонники противоположной
точки зрения под системой информации
понимают не информацию как таковую,
а механизм ее функционирования. Применительно
к управлению в органах внутренних дел
эта позиция разделяется Г.А. Тумановым
следующим образом: "Система информации
в органах внутренних дел складывается
из ряда взаимосвязанных элементов: источников
получения информации, каналов связи и
передачи средств хранения и обработки.
По нашему мнению,
систему информации нельзя ограничивать
исключительно функциональной частью
(источники информации, методы и
средства ее обработки и т.д.), она
необходимо предполагает и содержательную
сторону, т.е. собственно информацию.
Представляется
что понятие системы информации
включает как совокупность видов
информации, наполненных соответствующим
содержанием, так и информационные
процессы, связанные со сбором, обработкой,
преобразованием, потреблением информации.
Такими объектами
отражения ( а равно и классификационными
признаками специфической социальной
информации) в наиболее общем виде
могут быть информационные системы,
сконцентрированные в соответствии
с основными направлениями
Система информации
как целое и информационные системы
как ее составные части имеют
сложную внутреннюю структуру, состоящую
из источников получения информации, носителей
этой информации, технических средств
сбора, обработки, анализа, выдачи информации,
персонала, обеспечивающего интеллектуальное
и техническое функционирование данной
системы информации либо отдельной информационной
системы.
Источниками поступления
информации, используемой в процессе управления
органа и внутренних дел, являются граждане,
органы государственной власти и управления,
общественные организации, периодическая
печать, радио, иные средства массовой
информации.
На современном
этапе все большее распространение находит
такой источник информации, как социологические
опросы различных категорий населения,
интервьюирование сотрудников органов
внутренних дел по проблемам укрепления
правопорядка.
Следует отметить
что общественное мнение о деятельности
органов внутренних дел крайне важно не
только для коррекции управления, оно
служит объективным источником информации
о социальной реакции внешней среды на
организацию и результативность борьбы
с преступностью и охраны общественного
порядка.
Источниками статистической
информации являются первичные статистические
учеты, различные формы статистической
отчетности о работе органов внутренних
дел либо иных государственных органов,
общественных организаций, предприятий,
учреждений, за определенный период времени.
Ценность и функциональное значение статистики
как источника информации состоит в том,
что она обеспечивает возможность провести
сравнительный анализ результатов деятельности
органа внутренних дел, выявить определенные
тенденции в изменениях оперативной обстановки,
дать количественную оценку состояния
дел.
Носителями информации
как правило, являются какие - либо документы:
заявления, постановления, решения, экспертные
заключения, различные обзоры, аналитические
справки, нормативно-методические документы,
направляемые по подчиненности нижестоящим
органом. Они играют важную роль в контроле
за исполнением ранее принятых решений,
наполняют координационные и субкоординационные
связи органов управления информационным
содержанием.
Таким образом,
система информации (информационная система)
- это организованная в соответствии со
специально разработанными классифицированными
признаками деятельность по сбору, хранению,
обработке, анализу и выдаче информации
получателям в целях обеспечения нормального
функционирования субъекта управления
и эффективного воздействия на объект
управления.
Все виды и источники
информации о деятельности органов
внутренних дел и ее результаты должны
отвечать определенным требованиям. К
ним, в частности, относятся требования
объективности, комплексности, оптимальности,
конкретности, непрерывности и др. Главным
из этих требований является требование
объективного подхода, которое предъявляется
ко всей социальной информации, отражающей
общественные и личные интересы и потребности.
Это означает, что любая информация служащая
базой для выработки управленческих решений,
должна отражать реальное положение дел
в правоохранительной сфере государственного
управления, действительное состояние
борьбы с преступностью, охраны прав и
свобод и законных интересов граждан.
Решение проблем
укрепления законности и правопорядка
на любом уровне управления предполагает
учет и анализ как позитивных так
и негативных обстоятельств, факторов
и явлений, глубокое, всестороннее и
непредвзятое их изучение. Иными словами,
информация должна быть объективна и служить
гарантией выработки обоснованном управленческого
решения, а в конечном счете - правильной
организации управленческого процесса.
Отсюда вытекает
следующее важное требование к социальной
информации - комплексность, системный
подход к оценке социальных явлений и
процессов. Это требование применительно
к организации управления органа внутренних
дел находит свое выражение, в частности
в том, что при оценке состояния оперативной
обстановки нельзя опираться на отдельно
взятые, быть может даже весьма веские
факты. Необходимо выявить природу возникновения
этих фактов причем это относится ( к положительным
и отрицательным фактам), ответить на вопрос,
образуются и складываются ли за ними
те или иные явления, тенденции и лишь
после этого принимать во внимание при
выработке управленческих решений.
При сборе и
анализе информации, используемой в
процессе управления органами внутренних
дел, следует руководствоваться
требованием оптимальности и, в
частности, избегать двух крайностей -
обилия и дефицита информации. Иными словами,
с одной стороны, нельзя подменять качество
информации ее количеством, а с другой
- переоценивать значение каких-либо данных
и сведений в ущерб другим, необоснованно
суживать информационную базу анализа
состояния правопорядка. Полнота, репрезентативность
информации дают возможность отразить
главные стороны изучаемого вопроса, повышают
качество управленческих решений за счет
учета различных факторов, прямо или косвенно
влияющих на результативность работы
органов внутренних дел.
Следует отметить,
что определение оптимума информации
в смысле обеспечения ее полноты
во многом обусловлено уровнем
Как видно с
требованиями оптимальности органически
связано требование конкретности информации.
Для организации управленческой
деятельности - это требование особенно
актуально. Неопределенные, непроверенные
данные будучи положенные в основу оценки
оперативной обстановки, приводя к принятию
неверных содержащих серьезные ошибки
управленческих решений, которые подчас,
могут иметь отрицательные последствия
для всей управляющей системы, а в конечном
счете - для выполнения конкретных задач,
стоящих перед данным органом внутренних
дел.
Конкретность
информации нельзя рассматривать в
отрыве от требования непрерывности
ее поступления. Только лишь при данном
условии можно говорить о достаточно
высоком уровне организации системы
информации и действительности информационных
потоков. Вне регулярного, систематического
поступления информации (как от субъекта
управления к объекту управления, так
и наоборот) процесс управления начинает
терять эффективность, поскольку становится
затруднительно, а порой и просто невозможно,
выявлять тенденции и причины позитивных
и негативных явлений, своевременно разрабатывать
и принимать меры по оперативному реагированию
на осложнение оперативной обстановки.
По существу
информационное обеспечение управления
представляет собой специфический вид
управленческой деятельности по созданию,
организации функционирования и развития
информационных систем.
Понятие информационное
обеспечение может иметь
Информационное
обеспечение крайне важно для
главного субъекта управления - руководителя
органа внутренних дел, координирующего
действия подчиненных, эффективность
деятельности которого находится в прямой
зависимости от имеющихся в его распоряжении
и удовлетворяющих его информационные
потребности информационных систем.