Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности и видов административного процесса, освещение проблем становления и развития административного процесса, дана характеристика состояния дел в области административно-процессуального права применительно к реалиям сегодняшнего дня.

Работа содержит 1 файл

курсач КоАП.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

     По  сравнению с КоАП РСФСР в КоАП РФ значительно расширена процессуальная часть: введены нормы, направленные на повышение гарантий прав лиц (физических и юридических), привлекаемых к административной ответственности, детализированы процессуальные сроки на всех стадиях движения дел, введён институт отводов субъектов  административной юрисдикции, уточнена их компетенция по рассмотрению дел. В КоАП РФ более чётко определены принципы рассмотрения дел об административных правонарушениях. В этом Кодексе  значительно расширены гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, а  также других лиц участвующих  в деле. В частности, установлен порядок  рассмотрения ходатайств лиц участвующих  в деле: они подлежат обязательному  и немедленному рассмотрению соответствующим  субъектом административной юрисдикции, в производстве которого находится  данное дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться помощью защитника, в качестве которого допускается как адвокат, так  и иное лицо. Потерпевший вправе пользоваться юридической помощью представителя, к которому предъявляются аналогичные требования. Впервые в законодательстве об административной ответственности урегулирован институт отвода субъекта административной юрисдикции, причём в Кодексе определены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьёй, членом коллегиального органа, должностным лицом. Более последовательное закрепление нашли в КоАП РФ процессуальные стадии - возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела как обязательные составляющие любого юридического процесса.

     Характерно, что основной инстанцией для обжалования  постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе  и постановлений, вынесенных мировыми судьями, является районный суд.13 Если же постановление вынесено районным судьёй, оно может быть обжаловано в суд субъекта РФ (вышестоящий суд). Постановление о назначении наказания юридическому лицу или лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд и рассматривается в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Судьи судов общей юрисдикции рассматривают дела об административных правонарушениях, руководствуясь процессуальными правилами, установленными КоАП РФ. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» дал судам исчерпывающее разъяснение по этому вопросу (п. 7).

     Нельзя  не отметить имеющее место противоречия между нормами КоАП РФ и вступившего  в силу с 1 сентября 2002 года Арбитражного процессуального кодекса РФ. В  АПК РФ имеется специальная глава 25 «Рассмотрение дел об административных правонарушениях», включающая два параграфа, определяющих рассмотрение дел по первой инстанции и рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Надо отметить существенные различия двух кодексов не только в терминологии, но и в существе ряда процессуальных норм. Например, согласно ст. 202 АПК РФ дела об административных правонарушениях (они именуются делами о привлечении к административной ответственности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны рассматриваться по общим правилам искового производства с особенностями, установленными упомянутой главой АПК РФ и «в ФЗ об административных правонарушениях». Авторы АПК РФ почему-то побоялись назвать этот ФЗ Кодексом РФ об административных правонарушениях. В отличие от обжалования постановления по делу об административном правонарушении (терминология гл. 30 КоАП РФ) ст. 207-210 АПК определяют порядок рассмотрения дел «об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности». В разделе 6 АПК РФ «Производство по пересмотру актов арбитражных судов» вообще не отражена специфика обжалования решений арбитражных судей по делам об административных правонарушениях. Отмечу, что на практике возникает немало спорных вопросов, которые потребуют согласования позиций ФЗ и разъяснений высших судебных инстанций по поводу применения конкретных статей АПК РФ, КоАП РФ.[3] 

3.3 Административная юстиция и административное судопроизводство

     Третьим видом административного процесса является административное судопроизводство. Об административном судопроизводстве в России впервые в официальном  порядке упомянуто в ст. 118 Конституции  РФ. В ст. 126 Конституции РФ указано  на административные дела, рассматриваемые  судьями общей юрисдикции во главе  с Верховным Судом РФ. Административное судопроизводство - необходимый, органический элемент института административной юстиции. О необходимости введения этого института теперь уже не только научные работники, но и политики, и законодатели не спорят. Проблема заключается в том, в каких организационно-правовых формах наиболее эффективно будет действовать этот институт в современных условиях России, какие полномочия органов судебного контроля за законностью действий и решений публичной администрации должны найти законодательное закрепление. 14Естественно, возникает проблема регулирования процессуальной стороны деятельности соответствующих судов.

     Учреждение  административных судов обусловливает  необходимость создания процессуального  кодекса, который должен определить порядок административного судопроизводства, отразить специфику и принципы административной юстиции и обеспечить эффективную  деятельность будущей новой ветви системы судов. Задачи такого кодекса состоят в том, чтобы обеспечить:

А) облегчённый  доступ гражданину или организации (юридическому лицу) к правосудию путём  установления специальных процессуальных сроков обращения в суд, порядка  подготовки дела к рассмотрению и  самого рассмотрения дела;

Б) оказание помощи гражданину в подаче обращения (административной жалобы) в суд;

В) активную роль суда в защите прав заявителя  жалобы (в отличие от гражданского судопроизводства), имея в виду истребование необходимых доказательств и  документов, которые недоступны гражданину; осуществление судом иных мер  по собственной инициативе;

Г) возложение бремени доказывания на орган  публичной администрации, поскольку  процессуальное положение сторон в  публично- правовом (административном) споре должно компенсировать определённое неравенство в положении субъектов  публичного права;

Д) обеспечение  справедливого разрешения возникшего публично- правового (административного) спора и оперативного исполнения судебного решения.

     Представляется, что в структуре кодекса могли  бы быть выделены Общая и Особенная  части. В Общей части необходимо определить основные понятия и принципы административного судопроизводства, предметную и территориальную подсудимость дел административным судам, правовой статус участников процесса; систему  доказательств, процессуальные сроки; систему судебных инстанций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

Информация о работе Административный процесс