Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:09, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности и видов административного процесса, освещение проблем становления и развития административного процесса, дана характеристика состояния дел в области административно-процессуального права применительно к реалиям сегодняшнего дня.
Прокурор
извещается о месте и времени
рассмотрения дела об административном
правонарушении, совершенном
ГЛАВА III. Виды административного процесса
Правоприменительный
административный процесс на разрешение
на основе соответствующих норм права
конкретных жизненных ситуаций, в
том числе юридических
1) властно-организующую
деятельность органов
2) деятельность
физических и юридических лиц
по реализации своих прав и
законных интересов, а также
по исполнению возложенных на
них обязанностей в сфере
Деятельность
физических и юридических лиц
по реализации принадлежащих им на
основе правовых норм субъективных прав
и обязанностей, направленная на удовлетворение
их законных интересов, является правореализующим
процессом, который во многих ситуациях
требует одновременной
Иным видом правоприменительного административного процесса является властноорганизующая деятельность компетентных органов государственного управления и должностных лиц, а также деятельность судов по реализации возложенных на них функций по осуществлению мер административного принуждения, в том числе применение мер административного наказания.
Вместе
с тем административный процесс
имеет место при осуществлении
судами функций административной юстиции,
т.е. судебного контроля за законностью
действий органов публичной власти
в отношении граждан и
Таким образом, административный процесс включает три составляющие: административный процедуры, административную юрисдикцию, административную юстицию.7
Административными процедурами являются упорядоченные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и образуемых этими органами государственных учреждений, направленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций8. Административно-процедурная деятельность включает в себя регистрационное производство, лицензионно-разрешительное производство, производство по подготовке правовых актов и управления (правотворческое производство), а так же иные виды административных процедур (по проведению мероприятий, связанных с комплектованием органов исполнительной власти кадрами ; по проведению аттестации государственных служащих; по административному надзору; по приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.) Административно-процедурная деятельность служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. Кратко рассмотрим основные виды процедурных производств. Регистрационное производство - деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти, состоящая в официальном признании определенных юридических лиц и сделок с недвижимостью, регистрация общественных и религиозных объединений, регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляемых органами Министерства юстиции Российской Федерации. Последствием таких регистрационных действий является приобретение различными субъектами дополнительных прав ,например , право заниматься предпринимательской деятельностью для юридических лиц, в полной мере осуществлять гражданские права в отношении объектов недвижимого имущества, права федеральных органов исполнительной применять указанные виды нормативных актов. Примером уведомительных регистрации является регистрационный учет граждан российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ,осуществляемых органами внутренних дел. Данный вид регистрационного учета вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства или пребывания в пределах Российской Федерации. Но при этом наличие или отсутствие фактов регистрации гражданина по месту жительства или пребывания не может служить основанием для ограничения их прав и свобод либо налагать на них дополнительные обязанности. Следует отметить, что регистрационные действия осуществляют и другие органы исполнительной власти. Так, органы государственной радиочастотной службы при Министерстве Российской Федерации по связи и информации осуществляют регистрацию и учет радиочастот и сигналов опознавания радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского применения, органы ЗАГС проводят регистрацию актов гражданского состояния (фактов рождения, смерти человека, заключения и расторжения брака, перемену имени и т.п.), органы Министерства транспорта Российской Федерации осуществляют государственную регистрацию и учет воздушных судов и т.д.
В обобщенном виде процедуру регистрационного производства можно представить в виде следующих этапов:
1. представление
заинтересованным субъектам в
орган, уполномоченный
2. Оценка
соответствующими должностными
лицами представленных
3. Регистрация
определенного юридического
4. Выдача документов, подтверждающих прохождение государственной регистрации – свидетельств.9
Лицензионно–
1. Принятие
от юридических и физических
лиц – соискателей лицензий
заявлений о выдаче лицензии
с указанием необходимых
2. Проведение
экспертизы, на предмет готовности
соискателя осуществлять
3. Принятие
органом исполнительной власти,
уполномоченным осуществлять
Рассматривая
производство по подготовке правовых
актов управления, слушатели должны
изучить общие правила
Характеризуя
данное производство, в целом можно
выделить ряд обязательных стадий:
разработка проекта нормативного акта,
его согласования с иными заинтересованными
ведомствами; принятие правового акта;
доведение правового акта до исполнителей
и иных заинтересованных лиц. Следует
учесть, что подписанный и утвержденный
нормативно – правовой акт подлежит
обязательной государственной регистрации
в Министерстве юстиции Российской
Федерации в случае, если он затрагивает
права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливает
правовой статус организаций либо имеет
межведомственный характер. После Государственной
регистрации нормативно – правовые
акты подлежат официальному опубликованию,
за исключением актов, содержащих государственную
тайну или конфиденциальную информацию.
В регистрации нормативного правового
акта может быть отказано, если при
проведении юридической экспертизы
будет установлено
Административный
процесс - это совокупность определённых
производств, устанавливаемых законами
и подзаконными нормативными правовыми
актами и связанных как с позитивной
деятельностью органов
Отмечу,
что на современном этапе жизни
России особую актуальность приобретает
надлежащее правовое регулирование
всех трёх указанных выше видов административного
процесса.
3.1 Административные процедуры
Административные процедуры представляют собой установленный законом порядок разрешения индивидуальных дел органами публичной власти (должностными лицами) в связи с реализацией прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере государственного управления.10 За последние годы в России приняты ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)» и ряд других ФЗ, в которых в той или иной мере определён процесс рассмотрения обращений граждан и их организаций в органы публичной власти. Отдельные административно-процессуальные нормы содержатся в федеральных законодательных актах об оружии, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, об использовании атомной энергии, в Земельном, Водном, Лесном, Градостроительном, Бюджетном, Налоговом и других кодексах РФ, в ФЗ о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, о качестве и безопасности пищевых продуктов и т.д. Процессуальные правила обращения граждан в органы исполнительной власти содержатся в ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О регистрации актов гражданского состояния», «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Административно-процессуальные нормы содержатся также в ФЗ, определяющих статус общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, благотворительных организаций, религиозных объединений. К этому нужно добавить многочисленные административно-процессуальные правила, содержащиеся в подзаконных нормативных актах Правительства РФ, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, принимаемых в пределах их компетенции. Можно, в частности, сослаться на Закон Краснодарского края «О порядке рассмотрения обращений граждан в Краснодарском крае» (принят 10 февраля 1999), на ведомственные инструкции МВД России, ФСО России, ФСБ России о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, личном приёме граждан. Однако ещё не решена проблема создания ФЗ об основных принципах административных процедур и общих правилах их осуществления, хотя проекты таких законов уже подготовлены и один из них прошёл первое чтение в Государственной Думе. Но пока общие нормы административных процедур, связанных с рассмотрением обращений граждан и их организаций в органы публичной власти, регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР (в ред. от 4 марта 1980 года) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».11
Тихомиров
Ю.А., рассматривая административный процесс
как необходимый процессуальный
элемент управленческого
Козлов
Ю.М., разделяя всю административно-
Как
известно, административное и административно-
3.2 Административная юрисдикция
Самостоятельным
видом административного