Административный надзор. Понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что правовые формы осуществления административного надзора отличаются большой спецификой, и он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различ¬ных разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управ¬ления.
Цель курсовой работы – комплексный анализ административного надзора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3


ГЛАВА 1. Содержание административного надзора………………………………………………………………………стр.4

1.1 Сущность и основные особенности административного надзора ……стр.4
1.2 Полномочия органов административного надзора ……………………стр.11



ГЛАВА 2 Административная ответственность………………………стр.16
2.1 Понятие административной ответственности и ее структура………… стр.16
2.2 Административные наказания: понятия и виды ………………………… стр.22





Заключение…………………………………………………………………стр.30

Список использованной литературы…………………………..……….стр.31

Работа содержит 1 файл

Административный надзор. Понятие и виды..doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Административные  наказания применяются в качестве мер основных и дополнительных. Возмездное изъятие, конфискация и административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, другие административные наказания могут применяться в качестве только основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказания, например, ч.1 ст. 8.37 КоАП предусмотрены штраф с конфискацией или без таковой за нарушение правил охоты либо лишение права охоты5.

     Административные  наказания следует делить далее  на абсолютно определенные и относительно определенные. Примерами первого вида теперь служат штрафы за ряд правонарушений в области безопасности дорожного движения, поскольку их размеры выражены в сумме точной, т.е. абсолютно определенной.

     Перейдем  к рассмотрению административных взысканий  в порядке, определенном Кодексом.

     1. Предупреждение — административное  наказание, выносимое в письменной форме и выражающее официальное порицание физического или юридического лица (ст. 3.4).

     По  сравнению с другими административными  наказаниями доза карательного воздействия в предупреждении минимальна, оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер. По этой причине законодатель счел неэффективным и потому нецелесообразным использование предупреждения в качестве административного наказания за ряд правонарушений, где оно ранее предусматривалось (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения; занятие проституцией; нарушения правил в области воинского учета и др.).

     Кроме того, предупреждение как меру административного наказания следует отличать и от одноименной административно-правовой санкции, предусмотренной в арсенале мер контроля над деятельностью отдельных некоммерческих организаций. Совершение общественными объединениями, религиозными организациями, политическими партиями нарушений законодательства влечет их письменное предупреждение по линии органов юстиции, однако такое предупреждение под режим правил КоАП не подпадает, т.к. административной ответственностью по действующему законодательству не является.

     2. Административный штраф как мера  юридической ответственности широко применяется не только в административном праве, но и в других отраслях права: уголовном, гражданском, налоговом и т.д. Поэтому для отграничения от санкций иной отраслевой природы новый КоАП употребляет термин «административный штраф».

     В системе административных наказаний  штраф — самая распространенная мера: лишь два состава административных правонарушений предусмотренных КоАП, не наказываются на сегодняшний день административным штрафом. Это наказание имущественного характера в денежной форме в доход государства (т.е. «денежное взыскание» — по определению ст. 3.5 КоАП). Поэтому степень его воздействия на нарушителя определяется размером штрафа в рублях.

     Штраф — основное административное наказание, он широко применяется в сочетании с дополнительными мерами, особенно конфискацией (по многим административным правонарушениям в области связи и информации, предпринимательской деятельности, таможенного дела и др.).

     Размер  административного штрафа не может  быть менее одной десятой МРОТ и превышать при его наложении на граждан — 25 МРОТ, на должностных лиц — 50 МРОТ, на юридических лиц — 1000 МРОТ. При этом за отдельные виды правонарушений (в сфере экологического, антимонопольного, валютного  и другого законодательства) законодатель предусматривает возможность повышения максимального предела штрафа: для должностных лиц — до 200 МРОТ, для юридических лиц — до 5000 МРОТ.

     В санкциях статей Особенной части  КоАП преобладает установление административного штрафа, исчисляемого именно в зависимости от МРОТ. При этом в них обычно определена и так называемая «вилка» штрафа: его нижняя и верхняя планки, предусмотренные за то или иное конкретное правонарушение. В КоАП представлены разнообразные варианты таких штрафных «вилок» — около 50 для физических лиц (1-2 МРОТ, 1-5 МРОТ, 5-50 МРОТ и т.д.) и примерно 30 для юридических лиц (50-100 МРОТ, 100-200 МРОТ, 200-300 МРОТ и т.д.). Максимальный размер административного штрафа, исчисляемого из стоимости предмета административного правонарушения (например, похищенного имущества при мелком хищении или товаров и транспортных средств   при нарушениях таможенных правил), КоАП ограничивает трехкратной стоимостью соответствующего предмета. Максимальный размер штрафа, исчисляемый исходя из суммы незаконной валютной операции, Кодекс не конкретизирует соответствующей кратностью6.

     3.    Возмездное   изъятие   орудия   совершения   или   предмета административного правонарушения является назначаемым судьей административным наказанием, состоящим в принудительном изъятии соответствующих предметов и их последующей реализацией, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию (ст. 3.6). Данное административное наказание может устанавливаться и применяться в качестве основного и дополнительного. Среди санкций статей Особенной части КоАП это пока самое редкое наказание. Кодекс прибегает к нему лишь по трем  составам  административных  правонарушений,  связанным  с нарушениями правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему, их коллекционирования или экспонирования, а также перевозки и транспортирования.

     Возмездное  изъятие следует отличать от конфискации как административного наказания и от реквизиции как меры административного принуждения, не являющейся административным наказанием. Реквизиция имущества, предусмотренная прежним и действующим гражданским законодательством (ст. 242 ГК РФ)7, а теперь и Конституцией (ст. 35), означает принудительное отчуждение или временное изъятие имущества только на возмездной основе, т.е. как и возмездное изъятие. Разница, однако, в том, что возмездное изъятие — мера административного наказания за правонарушение, в то время как основание для реквизиции не правонарушение, а государственная необходимость (например, условия режима военного положения).

     4.  Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является назначаемым судьей административным наказанием, состоящим в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей. Признак безвозмездности отличает конфискацию от других, смежных видов административно-принудительного изъятия имущества — от реквизиции (возмездное изъятие при отсутствии правонарушения) и от административного наказания в виде возмездного изъятия. Нормы КоАП предусматривают конфискацию во многих санкциях статей Особенной части: в них конфискация занимает второе после штрафа место. Объектом конфискации может выступать различное имущество: средства финансовой и материальной поддержки избирательной компании; этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также использованные для их производства оборудование, сырье и полуфабрикаты; предметы, добытые в результате археологических раскопок; орудия добывания животных и растений, орудия охоты и рыбной ловли, суда; контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения; оружие и патроны к нему и т.д.

     Конфискация как мера ответственности предусмотрена  не только административным, но и уголовным правом, притом, если административная конфискация может быть назначена в качестве как основной, так и дополнительной меры, конфискация в качестве меры уголовного наказания назначается только как дополнительная и распространяется на имущество, являющееся собственностью осужденного (ст. 52 УК РФ)8.

     5. Лишение специального права — назначаемое судьей административное наказание, состоящее во временном лишении физического лица ранее предоставленного ему специального права (права управления транспортными средствами; права управления трактором, самоходной машиной и иными видами техники; права управления судном; права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; права охоты). Такое наказание применяется на срок до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования данным правом. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца.

     Речь  в данном случае идет не о гражданских  социальных правах, а правах гражданина, которые законодательством определены как права особые, приобретенные гражданином по своему желанию для профессиональной, любительской, спортивной и другой деятельности. Эти права оформляются документально, т.е. выдачей соответствующих удостоверений (разрешений, билетов) и могут подлежать временному ограничению в случае административных правонарушений путем изъятия выданных документов на определенный срок, устанавливаемый санкцией статьи КоАП.

     6. Административный арест — назначаемое судьей административное наказание, которое заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.

     Административный  арест является кратковременным  лишением лица свободы с его содержанием под стражей — в специальных приемниках «в закрытых на замки камерах под постоянной охраной». Такой характер данного наказания обусловливает то, что оно устанавливается и применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Срок административного ареста ограничен 15 сутками, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористических операций — до 30 суток. При этом в срок ареста включается срок административного задержания.

     Поскольку нижний предел административного ареста в законе прямо не указан, а новый КоАП более не содержит правила, согласно которому продолжительность его исчисляется в сутках, административный арест может быть назначен и на срок менее одних суток, например, определяться в количестве часов фактического административного задержания правонарушителя перед рассмотрением дела судьей.

     Административный  арест назначается по КоАП за следующие деяния: получение посреднического дохода от занятия проституцией; оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия; пропаганду и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символик и др.

     7. Административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства является административным наказанием, заключающимся в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы страны либо в контролируемом самостоятельном выезде этих лиц из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП). Данное наказание применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за совершенные ими административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания указанных лиц на территории России. К таковым правонарушениям относятся: нарушение режима государственной границы РФ, а также в пунктах пропуска через нее; нарушение режима пребывания в Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы и нарушение иммиграционных правил.

     8. Дисквалификация — назначаемое судьей административное наказание, заключается во временном лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление им в иных случаях, предусмотренных законодательством.

 

Заключение

     Таким образом, административный надзор как разновидность контроля представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, осуществляемую независимо от ведомственных границ и форм собственности, направленную на обеспечение, с использованием мер административного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

     Итак, административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления предписанного порядка и привлечения, виновных к административной ответственности.

 

Список  использованной литературы

Нормативная литература

 
  1. Конституция Российской Федерации. Офиц. текст, комментарий. – М.: Юрайт, 2002.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации – М.: ИНФРА,2001.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: НОРМА,2003.
  4. Кодекс РФ "Об административных правонарушениях". – М.: Юристъ, 2004.
  5. Указ Президента РФ «О государственных надзорных организациях»  от 21.01.1999г. (в ред. 01.07.2002) // Собрание законодательства. – 2002. - №10.
 

Основная литература

  1. Административное право: Учебник / под ред. Д.Н. Бахрах. – М.: БЕК, 2000.
  2. Административное право: Учебник / под ред. А.В. Севрюгина. – М.: Юристъ, 2001.
  3. Административное право: Учебник / под ред. Ю.М. Козлова, А.Л.  Попова. – М.: Юрид. Литература, 2002.
  4. Административное право: Учебник / под ред. П.Т. Василенко. – М.: Юристъ,2001.
  5. Севрюгин В.Е. Проблемы  административного права: Учебное пособие. – Тюмень: ТГУ,1999.
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации под, ред. Гусева А.Н., Садикова О.Н. – М.: КОНТАКТ, 2000.
  7. Карташев П.Д. Надзор и контроль над органами власти \\ Государство и право. -  2002. - № 4. - с. 8-14.
  8. Ломакина Р.А. Надзорные организации в России // Юрист. – 2003. - №2. – с. 12-16.
  9. Малахов Л.В. Комментарий к Кодексу об  административных правонарушений // Государство и право. – 2002. - №5. – с. 15-23.

Информация о работе Административный надзор. Понятие и виды