Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа
Актуальность данной темы определяется тем, что правовые формы осуществления административного надзора отличаются большой спецификой, и он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различ¬ных разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управ¬ления.
Цель курсовой работы – комплексный анализ административного надзора.
Введение……………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1. Содержание административного надзора………………………………………………………………………стр.4
1.1 Сущность и основные особенности административного надзора ……стр.4
1.2 Полномочия органов административного надзора ……………………стр.11
ГЛАВА 2 Административная ответственность………………………стр.16
2.1 Понятие административной ответственности и ее структура………… стр.16
2.2 Административные наказания: понятия и виды ………………………… стр.22
Заключение…………………………………………………………………стр.30
Список использованной литературы…………………………..……….стр.31
ГЛАВА 2 Административная ответственность
2.1 Понятие административной ответственности и ее структура
Характеристику понятия «административная ответственность» следует начать с того, что она собой представляет. Это один из двух видов административного принуждения и в то же время один из видов юридической ответственности наряду с дисциплинарной, уголовной и т.д. В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности: государственное осуждение (порицание) поведения правонарушителя, выражающееся в наступлении для него отрицательных последствий (в виде санкций — штрафа, конфискации и т.д.).
Отличительных признаков административной ответственности два: фактическое основание административной ответственности (административное правонарушение) и меры ответственности (административные наказания), которые по своей правовой природе относятся к числу административных карательных «штрафных» санкций, означающих специфичные неблагоприятные имущественные и иные последствия для лиц, виновных в правонарушениях и обязанных эти последствия претерпевать. Перечень административных наказаний — исчерпывающий. Он сформулирован в ст. 3.2 КоАП и различные административно-правовые санкции, не включенные в него, законодателем административной ответственностью не признаются. Эти два признака отличают административную ответственность от иных видов юридической ответственности. Другие признаки юридической ответственности — вина, противоправность деяния и т.д. — присущи всем ее видам и отличаются лишь по некоторым внутренним свойствам (формы вины, противоправность или общественная опасность и т.д.).
Следует различать установление административной ответственности и ее применение. Установить административную ответственность, значит возвести в норму права правило, за нарушение которого определяется административная ответственность в виде предупреждения, штрафа и т.д. Разумеется, правило это должно содержать все необходимые элементы ответственности: объект посягательства, субъект ответственности и др.
Установление административной ответственности является правотворческой, точнее — законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном (в КоАП РФ) и региональном (в законах субъектов РФ).
Что же касается применения административной ответственности, то оно заключается в правоприменительной юрисдикционной деятельности — фиксировании в установленном законом порядке конкретного правонарушения, конкретного правонарушителя и назначении ему определенного КоАП РФ или законом субъекта РФ наказания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм. Как и в других видах ответственности, в административной ответственности имеются свои особенности, начиная со структуры.
С учетом изложенного можно определить понятие «административная ответственность» следующим образом: это — один из видов юридической ответственности, установленный в КоАП РФ и в соответствии с ним в законах субъектов РФ и состоящий в претерпевании лицами, совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий назначенных административных наказаний, отнесенных к таковым перечнем ст. 3.2 КоАП РФ.
Структуру административной ответственности составляют следующие элементы:
субъекты;
Если обратиться к другим видам юридической ответственности, то можно увидеть там эти же самые элементы. Да, действительно принципиальная структура всех видов юридической ответственности едина. Однако содержание каждого элемента в том или ином виде юридической ответственности — свое, этим и различаются виды юридической ответственности. Например, санкции в административной ответственности одни, а в дисциплинарной ответственности — совсем другие. Различны, разумеется, и нормативно-правовые источники этих двух видов ответственности, как и содержание (состав) противоправных действий, подлежащих соответствующей ответственности.
Круг субъектов административной ответственности представлен теперь в КоАП и законодательстве субъектов РФ следующим образом:
1. Общие субъекты: а) физические лица (вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и б) юридические лица (резиденты и нерезиденты вне зависимости от организационно-правовых форм).
2.
Специальные субъекты - физические
лица: а) должностные лица (представители
власти и руководители, выполняющие организационно-
3. Специальные субъекты – юридические лица: различные коммерческие и некоммерческие организации, особенные признаки статуса или профиля деятельности которых обозначены многими статьями Особенной части в качестве специальных признаков соответствующих составов правонарушений: избирательные объединения, средства массовой информации, торговые организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги населению, биржи, банки и иные кредитные организации, организации — получатели бюджетных средств и т.д.
4. Особые субъекты – физические лица: а) военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов (обладают частичным иммунитетом от административной юрисдикции); б) судьи, прокуроры, депутаты и некоторые другие должностные лица, выполняющие определенные государственные функции (имеют дополнительные процедурные гарантии своего должностного статуса при применении к ним мер процессуального обеспечения и административных наказаний); в) другие физические лица, наделенные не включенными в состав правонарушения особыми признаками их правового статуса, влияющими не на квалификацию деяния, а на материально-правовые и процессуальные особенности привлечения их к административной ответственности (несовершеннолетние, беременные женщины, инвалиды I и II групп, иные лица).
5. Особые субъекты – юридические лица: организации-правопреемники реорганизованных в форме присоединения юридических лиц-правонарушителей, вместо которых первые (присоединившие юридические лица) несут административную ответственность (ч.4 ст. 2.10) КоАП.
Характерной для Кодекса является новая тенденция к объединенному наименованию специальных субъектов административных правонарушений одним обобщающим термином, относящимся одновременно к гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам и, соответственно, к должностным лицам последних — работодатель, землепользователь, пользователь воздушного пространства, эмитент, профессиональный участник рынка ценных бумаг, держатель реестра, перевозчик (при нарушении таможенных правил), рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель и т.д.
При всем многообразии в круге субъектов административной ответственности Кодекс и региональное законодательство об административных правонарушениях субъектами последних чаще всего признают три вида лиц: граждан, должностных лиц и организации.
Граждане этой категорией субъектов, если законом специально не оговорено иное, охватываются для целей административного наказания: 1) собственно граждане Российской Федерации (включая должностных и приравненных к ним лиц, так сказать, в быту, т.е. совершивших административные правонарушения вне связи со своей служебной или предпринимательской деятельностью) и 2) иные физические лица, пребывающие на территории России: иностранные граждане и лица без гражданства ( при условии, что они не являются лицами должностными или приравненными к ним).
В указанном смысле граждане — это, прежде всего те физические лица, которые совершили административное правонарушение вне рамок своей профессиональной, предпринимательской или служебной деятельности (например, мелкое хулиганство, стрельба из оружия или безбилетный проезд). Именно такое понимание термина «граждане» (в смысле субъектов административной ответственности) устойчиво сохранял прежний КоАП РСФСР, признававший ответственность отдельных «не должностных» субъектов административных правонарушений только как ответственность специальных субъектов, не относящихся ни к гражданам, ни к должностным лицам, например, работников организаций торговли и общественного питания.
2.2 Административные наказания: понятия и виды
Административные наказания в соответствии со ст. 3.1. КоАП являются установленными государством мерами административной ответственности, применяемыми в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами4.
Кодекс в ст. 3.2 закрепил следующие восемь видов административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация
орудия совершения или
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение;
8) дисквалификация.
Процентное
соотношение предусмотренных
Новый КоАП РФ в принципе сохраняет почти в неизмененном виде тот перечень мер административной ответственности, который был предусмотрен КоАП РСФСР. Новеллы здесь состоят в следующих моментах: а) исключении из этого перечня исправительных работ, являвшихся по существу тем же штрафом, но в рассрочку; б) введении дисквалификации; в) корректировке количественных характеристик отдельных административных наказаний (размеров штрафа, сроков лишения специального права и др.).
Административное наказание, во-первых, обозначает, подтверждает факт административной ответственности (поскольку, без наказания нет и самой ответственности) и, во-вторых, административное наказание определяет вид ответственности (что она в данном случае административная, а не какая-либо иная).
Последнее обстоятельство имеет большое значение не только для отграничения административной ответственности от ответственности гражданско-правовой, уголовной и налоговой. Если учесть, что новый КоАП уже не содержит прежнего правила о возможности установления в законодательстве помимо перечня КоАП иных административных наказаний, то следует признать, что некоторые сходные с административными наказаниями меры административного принуждения (аннулирование лицензий, принудительная ликвидация юридических лиц и др.) мерами административной ответственности не являются и на них по аналогии материально-правовые и процессуальные правила КоАП теперь не распространяются.