Административный надзор. Понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что правовые формы осуществления административного надзора отличаются большой спецификой, и он связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам различ¬ных разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющим им реализовать свои субъективные права в той или иной сфере государственного управ¬ления.
Цель курсовой работы – комплексный анализ административного надзора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.3


ГЛАВА 1. Содержание административного надзора………………………………………………………………………стр.4

1.1 Сущность и основные особенности административного надзора ……стр.4
1.2 Полномочия органов административного надзора ……………………стр.11



ГЛАВА 2 Административная ответственность………………………стр.16
2.1 Понятие административной ответственности и ее структура………… стр.16
2.2 Административные наказания: понятия и виды ………………………… стр.22





Заключение…………………………………………………………………стр.30

Список использованной литературы…………………………..……….стр.31

Работа содержит 1 файл

Административный надзор. Понятие и виды..doc

— 150.00 Кб (Скачать)

   К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, рыбного, пожарного, геодезического и др.), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

   Некоторые органы исполнительной власти можно  назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Федеральной налоговой службы. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

   Деятельность  органов административного надзора  направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель — обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции и услуг.

   Указом  Президента РФ «О государственных надзорных  органах»  установлено, что федеральные надзоры России относятся к организационно-правовым формам федеральных органов исполнительной власти. Компетенция федеральных надзоров России, как и других надзорных органов, по предупреждению, пресечению правонарушений, а в определенных случаях и привлечению к ответственности виновных лиц установлена соответствующими нормативными правовыми актами. Многие надзорные органы наделены полномочиями по разработке и утверждения правил в своей области деятельности.

   Указом  Президента РФ от 21 января 1997 г. установлено, что органами государственного регулирования  ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании ядерной энергии являются Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, министерство здравоохранения РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России и Министерство внутренних дел РФ2.

   Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с Положением о нем надзирает за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, организациями и гражданами законодательства в части обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

   Министерство  топлива и энергетики РФ, согласно Положению о нем, утвержденному  постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г., обеспечивает государственный контроль и надзор за рациональным использованием нефти, газа, угля, горючих сланцев и продуктов их переработки, электрической и тепловой энергии, качеством торфа.

   Должностные лица органов управления и подразделений  Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора, как это установлено Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г., имеют право:

  • организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
  • давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;  налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности и принимать другие меры, указанные в Законе3.

     Особенности административного надзора состоят  в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует  организационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

     Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих  обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения.

     Основной  задачей органов административного  надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.

     1.2. Полномочия органов  административного  надзора

 

     Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.

     Действующие нормативные акты закрепляют несколько  групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

1. Полномочия  по предупреждению правонарушений.

2. Полномочия  по пресечению правонарушений.

3. Полномочия  по привлечению к ответственности  виновных лиц.

4. Полномочия  по нормотворчеству.

     Полномочия  по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений.

     Осуществляя деятельность по предупреждению правонарушений органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетенцию, получать при этом необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов; давать разрешение на производство отдельных работ, а также заключения по проектам строительства производственных и непроизводственных объектов (зданий, сооружений); на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов питания; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необходимости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др. Такие полномочия закреплены во многих положениях об органах административного надзора, например, в Положении о Федеральном горном и промышленном надзоре России, в Положении о Государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.

     В целях профилактики правонарушений органы административного надзора осуществляют методическое руководство деятельностью поднадзорных объектов по вопросам своей компетенции, координируют ее, разрабатывают мероприятия по ее совершенствованию.

     Вторую  группу составляют полномочия по пресечению правонарушений. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий.

     Обладая данными полномочиями, органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости, связанной с угрозой жизни людей, они сами останавливают такие работы. На основании вынесенного постановления они приостанавливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений; запрещают эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, изготовление промышленных товаров и продуктов питания, опасных (вредных) для жизни и здоровья граждан; приостанавливают действие ранее выданного разрешения на правоведения определенного вида деятельности; отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, систематически нарушающих соответствующие нормы, правила и др. Такими полномочиями наделены Государственная автомобильная инспекция, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, Государственная противопожарная служба и др.

     Реализуя  полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений, органы административного надзора выносят в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения в установленные сроки предписания об устранении обнаруженных нарушений, причин и условий их совершения.

     Подавляющее большинство органов административного  надзора наделены правом - привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей компетенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания.

     Действующим законодательством, определенным органам  административного надзора предоставлено право - налагать штрафы на юридических лиц. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 года «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» органы Государственного архитектурно-строительного надзора налагают штрафы на предприятия, учреждения, организации и объединения. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации за нарушение таможенных правил таможенные органы вправе налагать штрафы на юридических лиц.

     Те  органы административного надзора, которые не наделены правом - налагать административные взыскания, направляют материалы о правонарушении народным судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

     Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Они реализуются органами административного надзора различными путями. Ряд этих органов самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технико-юридические нормы, соответствующие правила. Так, например, Федеральный горный и промышленный надзор организует разработку и утверждает федеральные правила и нормы по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования; Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию по вопросам государственного надзора за техническим состоянием и соблюдением правил технической эксплуатации машин и оборудования. Подобными полномочиями обладают органы государственного ветеринарного надзора и др.

     Некоторые органы административного надзора  утверждают нормы и правила совместно с другими органами. Так, Государственная противопожарная служба утверждает совместно с заинтересованными организациями обязательные для исполнения требования, нормы и правила в области пожарной безопасности, производства пожарной техники и огнетушащих средств; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности разрабатывает совместно с заинтересованными организациями и утверждает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности.

     Одной из форм участия органов административного  надзора в нормотворческой деятельности является подготовка ими проектов нормативных актов, которые утверждаются (принимаются) другими органами. Так, Государственный таможенный комитет Российской Федерации подготавливает проекты законодательных и иных правовых актов о таможенном деле, участвует в разработке правового механизма реализации таможенной политики Российской Федерации.

     В ряде случаев с органами административного  надзора согласовываются проекты правовых актов, принимаемых другими органами,  Федеральный горный и промышленный надзор рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы территориальных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования.

Информация о работе Административный надзор. Понятие и виды