Административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Административное правонарушение, как противоправное деяние имеет ряд признаков, большинство которых содержатся в официальном определении, закрепленном в КоАП РФ. Данные признаки, такие как противоправность, виновность, действие или бездействие и наказуемость образуют лишь формальную сторону деяния и не раскрывают всю сущность воздействия их на общество в форме общественной вредности и опасности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..
1. Понятие и признаки административного правонарушения….……….…….
2. Соотношение административных правонарушений с другими видами деяний……………………………………………………………………………..
3. Виды и классификация административных правонарушений…..…….......
Заключение…………..…………………………………………………………...
Список использованной литературы….………………………………………...

Работа содержит 1 файл

оля.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, большинство административных правонарушений отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности, практическим отсутствием значительного вреда для общества. Они не представляют угрозы для основ государственного строя, но опасны для правового порядка в обществе.

      Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка сводится в особых взаимоотношениях субъектов  власти-подчинения и опосредуется наличием трудовых, служебных отношений. 

      3. Виды и классификация административных правонарушений 

      Несмотря  на общность признаков, совершаемые  правонарушения разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей поведения, особенностями жизненных ситуаций и т.п. Такая широкая палитра актов противоправного поведения позволяет классифицировать их по самым различным основаниям28.

      В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают: а) правонарушения в экономике; б) правонарушения в управленческой деятельности; в) правонарушений в семейно-бытовой сфере и др.

      В зависимости от характера стоящей  перед правонарушителем цели можно  выделить: а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей.

      Профессор Л.Л. Попов использует комплексный критерий классификации видов административных правонарушений, который включает родовой объект посягательства и отраслевую направленность правонарушения29.

      На  основе данного критерия все виды административных правонарушений можно объединить в следующие классификационные группы (главы), такие как: посягающие на права граждан; посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; на транспорте; в области дорожного движения; в области связи и информации; в области предпринимательской деятельности; в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; в области таможенного дела (нарушения таможенных правил); посягающие на институты государственной власти; в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; против порядка управления; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; в области воинского учета.

     Данная  классификация позволила сгруппировать правонарушения, но, для выделения признаков позволяющих определить существенные различия между правонарушениями этого недостаточно. Теоретически проработанным и обоснованным критерием деления административных правонарушений по видам является состав, что позволяет уяснить смысл группировки административных правонарушений, выяснить различие существенных характеристик в зависимости от принадлежности к группе.

     По  данному критерию можно выделить следующие виды административных правонарушений:

  1. Правонарушения, имеющие формальный состав.
  2. Правонарушения, имеющие материальный состав.

      Формальными считаются административные правонарушения, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий30. Ответственность наступает независимо от материальных последствий. В данном случае достаточно факта нарушения определенных правил, например, управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и др.

     Материальными являются административные правонарушения, объективную сторону которых "помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление общественно опасных (вредных) последствий"31. К числу таких правонарушений можно отнести уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ), мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) и др. Для выявления таких правонарушений и привлечения виновных к ответственности необходимо установить причинную связь между противоправным деянием и наступившими последствиями. При отсутствии такой связи ответственность за материальные административные правонарушения не наступает.

     Проведя анализ содержания КоАП РФ можно классифицировать административные правонарушения по способу изложения содержания:

     1) Простые административные правонарушения – представляют собой норму, за выполнение требований которой для лица наступают неблагоприятные последствия, при этом, основные признаки деяния лица содержатся непосредственно в КоАП РФ и, для их понимания, нет необходимости для обращения к другому нормативному правовому акту (например, мелкое хулиганство ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, управление транспортным средством не прошедшим государственного технического осмотра ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ и др.).

      2) Сложные (бланкетные) административные правонарушения – в отличие от простых, для правильного понимания признаков деяния отсылают к другому нормативному правовому акту. Вменение данного вида правонарушения вызывает определенные сложности у правоприменителей, так как обязывает обратиться к другому нормативному правовому акту с целью установления правил должного поведения и выявления конкретных нарушений данного правила. Например, для привлечения лица за административное правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)" правоприменителю необходимо, в первую очередь, обратиться к нормативному правовому акту регулирующему определенный вид деятельности, например к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"32, Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии"33, Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"34 и др.

      В заключение рассматриваемого вопроса  отметим, что критериев классификации административных правонарушений много. Мнения авторов по данному вопросу различные и не сходятся в едином целом. В действующем КоАП РФ с целью улучшения эффективности работы правоприменителей законодатель объединил деяния, имеющие общий родовой объект в главы.

Заключение 

     Подведем  основные итоги и сделаем выводы в результате проведенного нами курсового  исследования.

     Согласно  Кодексу административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

     Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.

     Исходным  в характеристике признаков правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.).

     Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

     По  своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

     Противоправность  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога - нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

     Виновность  деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак  административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

     Признаки  административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности.  
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативные правовые акты:

      1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

      2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1984. – № 27. – Ст. 909.

      3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 № 112-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1) – Ст. 1.

      4. "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях" от 23 октября 1980 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1980. – № 44. – Ст. 909.

      5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 № 16-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25 – Ст. 2954. 

Учебники, учебные пособия и лекции:

      6. Агапов А.Б. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2004. – 928 с.

      7. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 703 с.

      8. Административное право: Часть вторая. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 280 с.

      9. Административное право: Часть первая. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 428 с.

      10. Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 399 с.

      11. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. – М.: Норма, 2004. – 303 с.

      12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816 с.

      13. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерки теории). – М.: Центр ЮрИнфоР, 2001. – 174 с.

      14. Габричидзе Б.Н. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 623 с.

      15. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 1008 с.

      16. Капитонов С.А. Правообеспечительная функция милиции. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004 – 336 с.

      17. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 554 с.

      18. Кучеров И.И. Уголовная ответственность за налоговые преступления: Комментарий / Под ред. И.И. Кучерова. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2004. – 121 с.

Информация о работе Административные правонарушения