Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 08:56, курсовая работа
Административное правонарушение, как противоправное деяние имеет ряд признаков, большинство которых содержатся в официальном определении, закрепленном в КоАП РФ. Данные признаки, такие как противоправность, виновность, действие или бездействие и наказуемость образуют лишь формальную сторону деяния и не раскрывают всю сущность воздействия их на общество в форме общественной вредности и опасности.
Введение…………………………………………………………….……………..
1. Понятие и признаки административного правонарушения….……….…….
2. Соотношение административных правонарушений с другими видами деяний……………………………………………………………………………..
3. Виды и классификация административных правонарушений…..…….......
Заключение…………..…………………………………………………………...
Список использованной литературы….………………………………………...
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение…………..……………………………………
Список использованной
литературы….………………………………………...
Введение
Около
сорок лет назад один из видных
советских ученых-
Административное правонарушение, как противоправное деяние имеет ряд признаков, большинство которых содержатся в официальном определении, закрепленном в КоАП РФ. Данные признаки, такие как противоправность, виновность, действие или бездействие и наказуемость образуют лишь формальную сторону деяния и не раскрывают всю сущность воздействия их на общество в форме общественной вредности и опасности.
В
данной работе мы попытаемся определить,
как законодатель на современном этапе
развития науки административного права
дает определение понятию административного
правонарушения, разобрать какими признаками
обладает административное правонарушение,
как один из основных оснований привлечения
к административной ответственности,
осветить основные отличия административного
правонарушения от преступления и разобрать
виды классификаций административных
правонарушений.
Одним из важнейших признаков каждого из существующих видов юридической ответственности является наличие самостоятельного фактического основания применения санкций. Единственным основанием привлечения субъекта административно-правовых отношений к административной ответственности является совершение им административного правонарушения.
Определение
понятия административного
В
определении понятия
В современной дефиниции административного правонарушения лишь отсутствуют объекты охраны действовавшего КоАП РСФСР и дополнительно включена возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц. Однако, формальные юридические признаки административного правонарушения, установленные в КоАП РСФСР, в КоАП РФ сохранились без изменения. Такое акцентирование в определении понятия административного правонарушения формально-юридических признаков, характеризующих лишь внешнюю правовую форму явления, и его последующая юридическая разработка не могут вскрыть природу, сущность данного явления, принципы и законы его развития, что, собственно, и составляет предмет любого теоретического исследования.
В
юридической литературе решению
этого вопроса уделялось
Имеются
и другие определения, подчеркивающие
различные аспекты
Имеющиеся признаки составляют содержание выработанного административно-правовой наукой понятия административного правонарушения и обобщаются в его определениях, данных в юридической литературе с различной степенью полноты, в различной последовательности, различного количества и наименования.
Начнем с того, "что правонарушение всегда представляет собой деяние, т.е. акт волевого поведения"9. В данном случае, любой акт волевого поведения может выражаться как в форме действия, так и бездействия. Деяние исходит от сознания и воли человека, и только благодаря сознанию действие обретает характер человеческого поведения.
Конечно же, основополагающим признаком правонарушения является причинение вреда охраняемым правом общественным отношениям либо же угроза наступления таких последствий. Вредность "обуславливается рядом факторов: способом совершения деяний, направленностью на объект, потенциально или реально причиненным вредом"10.
Вопрос об общественной вредности административного правонарушения в административном праве является одним из наиболее важных и, в то же время, менее разработанным, а потому "не объединяющий единого мнения ученых-административистов"11.
Общественная вредность административных правонарушений состоит в том, что, являясь отрицательными явлениями в обществе, они не влекут тяжких последствий причиняющих серьезный ущерб охраняемых законом объектам. В большинстве случаях административные правонарушения не влекут вредных последствий, а содержат лишь возможность их наступления. На наш взгляд, главная причина в том, что они являются нарушением различных общеобязательных правил, установленных в целях профилактики, недопущения вредных последствий.
"Общественная вредность, являясь материальным признаком правонарушения, находит свое юридическое выражение в противоправности деяния, т.е. признаке, в котором законодатель с большей или меньшей степенью полноты фиксирует социальные свойства правонарушения и, когда это возможно, наполняет признак противоправности количественными характеристиками, позволяющими правоприменительному органу правильно квалифицировать конкретное правонарушение"12.
Принятый КоАП РФ, в ч. 1 ст. 2.1, содержащей понятие административного правонарушения, указывает не на факт посягательства, а на непосредственные материальные признаки: противоправность, виновность, наказуемость. Данный факт как будто был предугадан ученым-административистом В.Е. Севрюгиным. В своей работе, он пишет: "В связи с этим представляется, что вряд ли можно утвердительно говорить о том, что если в официальном определении понятия проступка отсутствует прямое указание законодателя на признак общественной вредности правонарушения, то в реальной жизни оно перестает быть таковым. Здесь следует иметь в виду, что правонарушение общественно вредно не само по себе как единичный фактор (например, переход улицы в недозволенном месте или на красный сигнал светофора в отсутствие транспорта как случайный фактор не является общественно опасным). Лишь в условиях распространенности, массовости этого явления данный вид правонарушения становится либо вредным, либо опасным для общества, для охраняемых правом общественных отношений, дезорганизующим урегулированность и порядок общественной жизни. Иными словами, правонарушение содержит общественную опасность (или общественную вредность) "в себе", потенциальный и реальный вред или угроза его причинения превращается лишь в условиях относительно массового распространения в обществе"13.
На наш взгляд, административные правонарушения являются также общественно опасными деяниями. Качественное различие между ними проявляется в степени общественной опасности, которая у административных правонарушений значительно ниже, чем преступлений. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 12.24 КоАП РФ "Нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" является общественно опасным. В данном случае мы опираемся не только на степень последствий совершенного деяния, а также и объективную характеристику действий.
Следовательно, независимо от отсутствия в официальном определении административного правонарушения прямого указания законодателя на признак общественной опасности или общественной вредности, в реальной жизни нет таких правонарушений, которые не представляют никакой вредности либо опасности для общества или не создают угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
Юридической формой выражения общественной вредности или общественной опасности правонарушения является противоправность. В качестве основного признака официального определения административного правонарушения она тесно взаимосвязана с их общественной вредностью. Если общественная вредность характеризует содержательную сторону деяния, то противоправность – его юридическую форму.
Противоправность деяния состоит в том, что определенное лицо совершает действия, запрещенные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях, или не совершает действия, предписанные нормой права, в результате чего на лицо может быть наложено соответствующее наказание. В случае совершения деяния, не предусмотренного законодательством, оно не может считаться правонарушением даже в случае пробела закона.
Анализ административно-правовых норм позволяет достаточно верно подойти к определению границ противоправности в сфере административного права. Противоправность обусловливается преимущественно диспозицией соответствующих статей Особенной части КоАП РФ, но только в совокупности Общей и Особенной частей можно правильно понять и уяснить материальное содержание правонарушения и степень его адекватного отражения в соответствующей юридической форме. Вместе с тем внешнее противоправное поведение не может быть признано в качестве административного правонарушения, пока общественная вредность не найдет своего раскрытия с позиции виновности субъекта, совершающего деяние14.