Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является совокупность норм права регулирующих охрану окружающей среды и природопользования, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность правоохранительных органов России по охране окружающей среды.

Целью курсовой работы является системное исследование вопросов касающихся административного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования.

Работа содержит 1 файл

дминистративное правоо подходит.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

          Так, например, Главное управление обеспечения  общественного порядка (ГУООП) МВД  РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств, регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

          ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной  инспекцией по безопасности дорожного движения. Главным управлением по борьбе с экологической преступностью. Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

          Так же создаются постоянно действующие  комиссии по экологическим проблемам  из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах.

          Наиболее  распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным  органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору  и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

          Таким образом, органы внутренних дел относятся  к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории РФ. 
     
     
     
     
     
     

       4.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.

          Важнейшим звеном в сложном государственном  механизме надзора за исполнением  экологического законодательства являются органы прокуратуры.

          Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

          Надзор  за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды  является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ.

          В соответствии с Законом о прокуратуре  РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

          При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов  прокуратуры, независимой от местных  органов, чего нет у других природоохранных  структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.

          Все это не означает, что прокуратура  подменяет в этих вопросах соответствующие  контрольные природоохранные органы. Основные усилия и действия прокуроров концентрируются прежде всего там, где исчерпываются полномочия контролирующих органов, на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и затрагивающих интересы большого количества населения.

          Каждый  год прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологических преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.

          Спектр  допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.

          В связи с этим первоочередной задачей  прокуратуры является дальнейшее повышение  эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным  и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.

          Другой  важной задачей прокуратуры следует  считать организацию взаимодействия с этими органами.

          При этом следует исходить из следующего. Во-первых, природоохранные органы обладают всеми необходимыми правами и возможностями по выявлению, пресечению и устранению нарушений природоохранительного законодательства и ведомственных актов, привлечению к ответственности виновных лиц и принятию мер к возмещению причиненного материального ущерба. Во-вторых, прокуроры, как уже отмечалось, не вправе подменять природоохранные органы, дублировать их деятельность, выполнять функцию контроля. В-третьих, прокурорский надзор, обладая признаками всеобщности и надведомственности, распространяется и на контрольную деятельность, осуществляемую природоохранными органами. А это означает, что прокуроры вправе требовать от указанных органов совершения определенных действий: проведения проверок, выделения специалистов для этого, предъявления исков в суды и арбитражные суды, представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений. Таким образом, прокуроры, с одной стороны, правомочны проверять исполнение законов природоохранными органами и, с другой — призваны всячески способствовать активизации и совершенствованию их деятельности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране природы. Это положение характеризуется следующими особенностями.

          Прокурорский  надзор может осуществляться всегда, когда исполняется законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вместе с тем следует помнить, что, когда нарушается любое законодательство, вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности. И, наконец, всегда, когда возникает вопрос, кому проводить проверку исполнения природоохранительного законодательства, решающее слово принадлежит прокурору. Поэтому при поступлении сведений о нарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает, кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, ее проведение следует поручать природоохранным органам. Для этого прокуроры должны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия.

          Прокуроры обязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал правовых средств для своевременного и полного выявления и устранения нарушений природоохранительного законодательства, от кого бы они ни исходили, принимать предусмотренные законом меры по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, по привлечению к ответственности правонарушителей, в том числе и уголовной, преследуя основную цель — предупреждение нарушений указанного законодательства. Для этого они должны широко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования, предоставленные им Законом о прокуратуре.

          Воздействие в какой-либо форме на прокурора  с целью повлиять на принимаемое  им решение или воспрепятствовать  его деятельности влечет за собой  установленную законом ответственность.

          Прокурор  не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его  производстве дел и материалов, а  также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как  в случаях и порядке, предусмотренном  федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

          В зависимости от характера нарушений  природоохранительного законодательства, их причин, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление.

          Кроме того, прокуроры обязаны принимать  меры к обеспечению возмещения материального  ущерба, причиненного нарушениями природоохранительного  законодательства. Прокурор вправе предъявлять  и поддерживать в суде или арбитражном  суде иск в интересах пострадавших.

          Ко  всему прочему прокуроры обязаны  осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов  прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в  полном объеме. При необходимости  им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.

          Законом о прокуратуре РФ предусмотрена  ответственность за неисполнение требований прокурора.

          К задачам органов прокуратуры  следует также отнести необходимость широкого разъяснения ими природоохранительного законодательства. Вся деятельность прокуратуры должна проводиться в условиях гласности.

          Наиболее  активной реакции органов прокуратуры  в настоящее время требует  проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии, захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов и приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п.

          Особой  задачей прокуратуры является систематическая  проверка исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.

          Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем.

          Проверки  исполнения законов проводятся на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Информация о работе Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования