Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является совокупность норм права регулирующих охрану окружающей среды и природопользования, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность правоохранительных органов России по охране окружающей среды.

Целью курсовой работы является системное исследование вопросов касающихся административного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования.

Работа содержит 1 файл

дминистративное правоо подходит.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

         Введение 

         Гигантский  прогресс науки и техники, усиленная  эксплуатация природных ресурсов и  быстрый рост населения земного  шара сделали проблему отношений  между человеком и природой особенно актуальной. В эпоху научно-технической  революции воздействие человека достигло силы и глобальности, сравнимых с природными. Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, недостаточно экономное использование земель, запасов нефти, газа и угля, непоправимый ущерб, приносимый растительному и животному миру, стали реальным фактом.

         Испытания атомных бомб и неправильное захоронение  радиоактивных отходов приводят к повышенной радиоактивности воздуха, вод, почв. По целям питания, в которых  участвуют планктон, рыбы, рыбоядные  звери и птицы, гнилостные бактерии, растения, животные, человек, радиоактивность передается как в океане, так и на суше. Накопление радиоактивных веществ ведет к раковым и генетическим заболеваниям.

         Увеличение  концентрации углекислого газа в  атмосфере (за последние 100 лет на 10%) вызывает «парниковый эффект» –  повышение температуры воздуха, что может привести к таянию полярных льдов, повышению уровня Мирового океана и затоплению прибрежных земель. Промышленные выбросы повышают концентрацию в атмосфере сернистого газа, что приводит к выпадению осадков с высокой концентрацией серной кислоты («кислотные дожди»), от которых гибнет растительность.

         Что касается Российской Федерации, то она  относится к странам мира с  наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды  достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма.

         Для преодоления экологического кризиса  необходима оценка окружающей среды, человека и общества как единой системы. Сегодня  решение экологической проблемы – актуальная задача человечества.

         Объектом  курсовой работы является круг общественных отношений и система правоохранительных органов, в области защиты и охраны окружающей среды и природопользования.

         Предметом курсовой работы является совокупность норм права регулирующих охрану окружающей среды и природопользования, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность правоохранительных органов России по охране окружающей среды.

         Целью курсовой работы является системное исследование вопросов касающихся административного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования.

          При написании настоящей работы были использованы труды отечественных  правоведов, законодательные и нормативные  акты РФ, материалы специализированной периодической печати и материалы  судебной практики по делам об административных нарушениях; материалы и судебная практика, размещенные в справочно-правовых системах Гарант, Консультант плюс, а также судебная практика, статистические и иные материалы, полученные с официальных сайтов органов власти и иных административных органов в сети Интернет.

           
    I ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

    1. Понятие и признаки административных правонарушений
 

          Единственным  основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушения появилось в 80-х г. Впервые в Кодексе об административных правонарушениях в 1984 г. было сформулировано правонарушение.

          Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, которое посягает на государственный или гражданский порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

          Под административным правонарушением, как  основание административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

          Деяния, классифицированные как административные правонарушения, содержатся в следующих  кодексах: КоАП, КЗоТ, воздушный кодекс, кодекс торгового мореплавания и др. Текущие законы также, устанавливают, какие деяния являются административными правонарушениями. Следует отметить, что в вышеуказанном понятие " административное правонарушение" и " административный проступок" отождествляются, то есть административный проступок не является особой разновидностью административных правонарушений, а признается синонимичным термином.

          Таким образом, можно определить следующие  признаки административного проступка:

          Во-первых, это действие или бездействие. Административное правонарушение – это поведение, которое принимает форму либо действия, либо бездействия. Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения и т.д.). Бездействие – это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания и обучению детей).

          Во-вторых, это общественно опасное деяние. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность  за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок, посягающий на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При чём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Степень общественной опасности является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений.

          В-третьих, это противоправное деяние. Противоправность деяния заключается в том, что определённое лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. На действие либо бездействие признанное общественно опасным устанавливается правовой запрет на их совершение.

          В-четвёртых, виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (либо бездействующего) лица. Вина, при совершении административного проступка, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя является важнейшим и необходимым признаком административного проступка.

          В-пятых, это деяние наказуемое. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

          Для признания административного правонарушения не нужно исследовать стадии приготовления и покушения, то есть в некоторых случаях законодатель устанавливает наличие административного проступка на более ранней стадии, чем оконченное деяние.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Юридический состав административного правонарушения
 

          Квалификация  того или иного проступка происходит посредством определения его состава. Состав проступка - совокупность, предусмотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонарушений. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Определение состава правонарушения необходимо для выполнения трех функций состава:

          1. Фундаментальная функция, означающая, что состав правонарушения выступает как единственное фактическое основание административной ответственности.

          2. Разграничительная функция, означающая, что признаки состава отграничивают  один состав от другого, а  также от деяний не являющихся административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которые наступает в других отраслях права.

          3. Гарантийная функция, которая  означает, что путем описания  точных составов административных  правонарушений и их объективных  признаков, законодатель гарантирует защиту гражданина от необоснованного привлечения к административной ответственности.

          Повторное совершение административного правонарушения при состоянии административной наказанности до истечения срока  давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь применение более суровых административных взысканий, как правило, крупных штрафных санкций, административного ареста и даже уголовной ответственности.

          Признаки  административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

          Практическое  значение состава административного  проступка состоит в том, что  он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных проступков, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.

          В теории административного права  под составом административного  правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

          К объективным элементам состава  относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

          Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

Информация о работе Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования