Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:02, контрольная работа
Основная цель работы – основываясь на теоретических исследованиях и нормативных материалах рассмотреть вопросы, касающиеся содержания административно-правового статуса граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также беженцев и вынужденных переселенцев.
Основными задачами являются: определить понятие административно-правового статуса человека и гражданина; раскрыть содержание административной правосубъектности граждан РФ; обозначит особенности административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов; проанализировать элементы административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ……………….4
2. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации…………………………………………………………......................9
3. Особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации…………………...17
4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА……………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………… ……..29
Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании вида на жительство. Вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию и является одновременно документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.
Иностранному гражданину
по его заявлению может быть
выдан вид на жительство в
течение срока действия
Законодательство содержит ряд изъятий и ограничений в административно-правовом статусе иностранных граждан, по сравнению с российскими гражданами.
Право на свободу
передвижения. Иностранные граждане
имеют право на свободу
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 11 октября 2002 г. №
754 (ред. от 14.07.2006) «Об утверждении перечня
территорий, организаций и объектов, для
въезда на которые иностранным гражданам
требуется специальное разрешение» к
таким территориям, организациям и объектам
отнесены: территории закрытых административно-
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.
Иностранным гражданам, являющимся сотрудниками дипломатических представительств и работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также аккредитованными в России иностранными журналистами, право на свободу передвижения в пределах РФ предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, а временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - учету по месту пребывания14.
Иностранные граждане и лица
без гражданства имеют ряд
ограничений в своем
Та, иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Такое разрешение не требуется для отдельных категорий иностранных граждан (постоянно проживающих в России; являющихся сотрудниками дипломатических представительств; обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и др.).
При этом временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий в РФ иностранный гражданин - вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)15.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин не вправе быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром воздушного судна гражданской авиации.
Статья 56 Кодекса торгового
мореплавания РФ запрещает
Иностранный гражданин
не вправе быть принятым на
работу на объекты и в
Иностранный гражданин
не имеет права находиться
на государственной
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности и военной службе» допускает прохождение иностранными гражданами военной службы исключительно по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях18.
4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Среди граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства особое место занимают беженцы и вынужденные переселенцы, чей административно-правовой статус имеет определенные особенности.
Административно-правовой статус беженцев определен Федеральным законом от от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 01.07.2011) «О беженцах»19.
Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Не могут быть признаны
беженцами лица, покинувшие государство
своей гражданской
Лицо, пожелавшее быть признанным
беженцем и достигшее возраста 18
лет, должно обратиться с соответствующим
ходатайством либо в дипломатическое
представительство или
Административно-правовой статус вынужденных переселенцев устанавливается Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1(ред. от 23.07.2008) «О вынужденных переселенцах»20.
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Вынужденным переселенцем признается
также гражданин бывшего СССР,
постоянно проживавший на территории
республики, входившей в состав СССР,
получивший статус беженца в Российской
Федерации и утративший этот статус
в связи с приобретением
Решение о признании
лица вынужденным переселенцем
принимается соответствующим
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Соотношение административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев представлено в таблице 1 (приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права.
Административно-правовой статус гражданина - это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности гражданина как правосубъектного участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления.
Административная