Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:02, контрольная работа
Основная цель работы – основываясь на теоретических исследованиях и нормативных материалах рассмотреть вопросы, касающиеся содержания административно-правового статуса граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также беженцев и вынужденных переселенцев.
Основными задачами являются: определить понятие административно-правового статуса человека и гражданина; раскрыть содержание административной правосубъектности граждан РФ; обозначит особенности административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов; проанализировать элементы административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ……………….4
2. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации…………………………………………………………......................9
3. Особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации…………………...17
4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА……………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………… ……..29
Права граждан РФ, являющиеся составной частью их административно-правового статуса, весьма разнообразны и относятся к различным областям общественных отношений. Условно их можно разделить на три группы:
1. Права граждан на участие в государственном управлении.
В административно-правовых отношениях с участием граждан наиболее распространенными являются правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав и свобод в сфере государственного управления. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Личное участие граждан
в государственном управлении
обеспечивается также их
Личное участие в
государственном управлении
Граждане Российской
Федерации имеют право
Непосредственное управление граждан делами государства может осуществляться в форме референдума. Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» референдум Российской Федерации - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения6. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.
Опосредованное участие в государственном управлении осуществляется посредством выборов. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления7. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.
Реализация прав и свобод
граждан в сфере
Различают общие, специальные юридические и организационные гарантии.
Среди общих различают
политические гарантии, способствующие
активному участию граждан в
управлении делами государства. Граждане
реализуют это право как
Экономические гарантии составляют необходимые материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан то есть экономическую свободу, равную защиту всех форм собственности, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы.
Социальные гарантии призванные
обеспечить достойную жизнь и
развитие человека, включают в себя
поддержку материнства и
Немалое влияние на состояние
законности оказывают организационные
факторы, под которыми понимается деятельность
различных государственных
Наиболее важным фактором, обеспечивающим административно- правовой статус гражданина являются юридические гарантии, наиболее эффективной формой, которых является судебная защита.
2. Права граждан при получении гарантированной государством помощи и содействия от органов и учреждений.
Граждане имеют право
своевременно и полностью получать
пенсионное обеспечение за счет средств
бюджета Пенсионного фонда
Граждане имеют право
на выбор места работы, в частности,
путем бесплатного
Медицинское страхование
является формой социальной
3. Права граждан на защиту. К числу прав граждан на защиту относятся: право на административную жалобу; право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; право на необходимую оборону; право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.
Административные обязанности граждан также весьма многочисленны. Так, все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.
Законодательство о
воинской обязанности и
Разнообразные
3. Особенности административно-
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»12, другими федеральными законами, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами.
Основу административно-
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства
Для иностранных граждан
в Российской Федерации
Временное пребывание на территории России осуществляется в течение ограниченного срока на основании визы или, при установлении безвизового порядка, на основании миграционной карты.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, а срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать в общем случае 90 суток.
Срок временного пребывания
иностранного гражданина в
Временное пребывание на территории РФ осуществляется в течение длительного срока на основании разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина временно проживать в РФ до получения вида на жительство и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ с разбивкой по субъектам РФ с учетом демографической ситуации и возможностей субъектов РФ по обустройству иностранных граждан. Иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты.
Во всех случаях без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации и др.