Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:05, курсовая работа
Целью преддипломной работы является теоретическое исследование административно-правового статуса человека и гражданина.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. Понятие административно-правового статуса человека и
гражданина
1.1 Основы административно – правового статуса человека
и гражданина…………………………………………………………………..6
1.2 Административно-правовой статус граждан РФ……………………….8
2. Права и обязанности человека и гражданина в государственном управлении. Административно – правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Особенности административно-правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства……………………………………………..24
2.2 Роль органов внутренних дел в обеспечении реализации административно-правового статуса физических лиц, в защите их прав, свобод и законных интересов……………………………………………….26
3. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействий государственных и муниципальных органов
3.1 Судебный порядок защиты прав граждан………………………………35
3.2 Административный порядок рассмотрения обращений граждан……..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………44
Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию и выезде из РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Россией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ либо органами внутренних дел или Министерством иностранных дел РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Основанием
для оформления въезда в РФ иностранных
граждан или лиц без гражданства является
письменное обращение (лично или через
представителя) в дипломатическое представительство
или консульское учреждение РФ . [4, стр.
25]
2.2 Роль органов внутренних дел в обеспечении реализации административно-правового статуса физических лиц, в защите их прав, свобод и законных интересов
Организационно-правовой формой государственного управления внутренними делами является Министерство внутренних дел РФ (МВД России). В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004года. № 314 в ведении МВД России находится Федеральная миграционная служба, деятельность которой координирует и контролирует руководство МВД России.
Органы внутренних дел, милиция и внутренние войска составляют единую централизованную систему МВД России, осуществляющую государственное управление внутренними делами.
МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Положением о нем.
Деятельность министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Управление внутренними делами осуществляется на принципах единоначалия, централизации с учетом принципа федерализма.
МВД России в объеме компетенции:
* определяет
основные направления
* осуществляет
анализ состояния правопорядка
и преступности, разрабатывает долгосрочные
и оперативные прогнозы
* обеспечивает выполнение ОВД и внутренними войсками законодательства и иных нормативных актов;
* обобщает
практику применения
* организует
и непосредственно
* обеспечивает реализацию мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, проведению проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
* организует
и осуществляет розыск лиц,
совершивших преступления, скрывшихся
от органов дознания, следствия
или суда, уклоняющихся от отбывания
уголовных наказаний, призыва
на военную службу, без вести
пропавших и иных лиц,
* осуществляет
меры по борьбе с
* участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы РФ;
* организует
деятельность ОВД по выдаче (аннулированию)
лицензий на занятие
* руководит деятельностью ГИБДД;
* организует деятельность ОВД, связанную с вопросами гражданства РФ, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
* осуществляет
непосредственное руководство
* участвует
в обеспечении правового
3.
ПРАВО ГРАЖДАН НА ЗАЩИТУ
ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ
И БЕЗДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, а значит, формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.
Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан, необходимое условие становления правового государства.
В целом можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:
· от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц;
· от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.
Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.[5, стр.29]
Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий следующие:
· создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и другое) важнейшей задачей которых является защита правопорядка.
· существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), для которых такая деятельность является важной, а также иные.
· активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права.
· учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявляемого ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.
В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам, либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.
Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований закреплено ст. 33 Конституции России: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». В этой статье Конституции речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам власти - главное средство реализации, защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.[1,стр.31]
Право гражданина обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властеотношений, асимметричных, построенных на началах неравенства сторон; В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны: выбор не самого лучшего варианта из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности; злоупотребление правом и другое, поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны, обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены, изменения.
В гражданско-правовых отношениях, построенных на началах правового равенства, защита прав сторон обеспечивается главным образом разнообразными средствами самозащиты и судебными исками. В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются главным образом его обращениями в государственные органы, правозащитные и иные общественные организации.
Жалобы обеспечивают оперативную защиту прав граждан, оперативное устранение допущенных нарушений, с другой стороны, они способствуют устранению недостатков в работе субъектов власти, укреплению законности, а значит, улучшению работы администрации. Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа:
1. Административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;
2. Судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства.
Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками. Их общее название - судебная жалоба - является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:
- на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;
- по делам частного обвинения;
- кассационные;
- надзорные.
Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых - акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.
Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условия для его реализации.
Они должны:
- разъяснять гражданам такое право;
- принимать и устные, и письменные жалобы;
- работать с ними;
- информировать о работе с обращениями их авторов;
- систематически обобщать обращения с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.
За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.
За плохую работу с жалобами, он, может быть, подвергнут дисциплинарному взысканию. Сам руководитель вправе привлечь к дисциплинарной ответственности подчиненных работников.
Информация о работе Административно-правовой статус человека и гражданина