Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:05, курсовая работа
Целью преддипломной работы является теоретическое исследование административно-правового статуса человека и гражданина.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. Понятие административно-правового статуса человека и
гражданина
1.1 Основы административно – правового статуса человека
и гражданина…………………………………………………………………..6
1.2 Административно-правовой статус граждан РФ……………………….8
2. Права и обязанности человека и гражданина в государственном управлении. Административно – правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Особенности административно-правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства……………………………………………..24
2.2 Роль органов внутренних дел в обеспечении реализации административно-правового статуса физических лиц, в защите их прав, свобод и законных интересов……………………………………………….26
3. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействий государственных и муниципальных органов
3.1 Судебный порядок защиты прав граждан………………………………35
3.2 Административный порядок рассмотрения обращений граждан……..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………44
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ
ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
(Академия ВЭГУ)
Шишкина
Татьяна Викторовна
ПРЕДДИПЛОМНАЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Административно
- правовой статус человека и гражданина
Уфа 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.
Понятие административно-
гражданина
1.1 Основы административно – правового статуса человека
и гражданина……………………………………………………
1.2 Административно-правовой статус граждан РФ……………………….8
2. Права и обязанности человека и гражданина в государственном управлении. Административно – правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Особенности административно-правового статуса иностранных
граждан
и лиц без гражданства………………………
2.2 Роль органов внутренних дел в обеспечении реализации административно-правового статуса физических лиц, в защите их прав, свобод и законных интересов……………………………………………….26
3. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействий государственных и муниципальных органов
3.1 Судебный
порядок защиты прав граждан………
3.2 Административный
порядок рассмотрения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти - исполнительной власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, администрацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право - важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.
Создание
российской суверенной государственности,
глубокие политические, экономические,
организационные реформы в
Права и обязанности личности, о которых говорится в административно- правовых нормах, производны от конституционных/ ст.2 Конституции РФ/, и часто конкретизируют последнее. Прежде всего, административно-правовой статус граждан РФ устанавливается Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц, льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила охоты, дорожного движения. Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти:
1. конкретизируются
конституционные права и
2. первично
предоставляются определенные
3. устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;
4. определяются органы, должностные лица, которые обязаны оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и обязанностей.
Основные цели административного права можно определить как:
· создание
условий для эффективной
· обеспечение
демократической организации
· создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
· обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной власти Административно-правовой статус граждан РФ Активное реформирование различных сфер жизни общества, затрагивает интересы всё большего числа населения, и вовлекает его во всё более тесные взаимоотношения с исполнительной властью различных уровней, этим обуславливается актуальность более подробного изучения административного права и, в частности, административно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.
Целью преддипломной работы является теоретическое исследование административно-правового статуса человека и гражданина.
Объект
преддипломной работы - система административного
права, предмет - административно-правового
статуса человека и гражданина.
1.
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО
– ПРАВОВОГО СТАТУСА
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1 Основы административно – правового статуса человека и гражданина
Административно-правовой статус человека и гражданина - это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.
Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но, соответствуя духу Конституции Российской Федерации, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.
Административно-правовые отношения личности с другими субъектами административного права могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина или в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью своих обязанностей. В этой связи в содержание административно-правового статуса, кроме прав и обязанностей личности, включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Комплекс
норм, связанных с административно-
1.2 Административно-правовой статус граждан РФ
Признаком демократического государства является не только признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, но и наличие у него обязанностей (ст. 2 Конституции РФ). Граждане в РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами и имеют равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2 ст. 6).
Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы, утрачивают свое значение, скорее наоборот, они детализируют их права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на них обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством, меры ответственности за нарушение этих норм и правил.
Граждане России, выступая в роли субъектов административного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе. Более того, без создания эффективного административно-правового механизма защиты прав, свобод и законных интересов гражданина не может быть осуществлена конституционная декларация правового государства.[10, стр.8]
Административно-правовой статус гражданина включает комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты, а также ответственность и ограничения, связанные с государственной службой.
Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ; международно-правовыми договорами; ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 28 февраля 1997 года. № 1 -ФКЗ'; «Всеобщей декларацией прав человека» (1948 года.); «Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека», вступившей в силу для РФ с 11 августа 1998 года.; ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ; ФЗ «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года.; Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 14 ноября 2002 года и др.; В Законе «О гражданстве РФ» определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ.
Гражданство России приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство России;
в) в результате восстановления в гражданстве России;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором России.
В статье 14 регламентирован упрощенный порядок приема в гражданство России:
а) для лиц, имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство России;
б) имели гражданство РФ, проживали и проживают в государствах, входивших в состав РФ, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства, и другие условия.
Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство России и о восстановлении в гражданстве России регламентируются ст. 16 указанного Закона.
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ:
1. Президент РФ.
2. МВД
РФ и его территориальные
3. МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения России, находящиеся за пределами РФ.
Административно-правовой статус граждан России, как значительная часть норм общего правового статуса закреплен во многих законах и подзаконных актах и проявляется в совокупности прав и обязанностей, и обеспечен гарантиями их осуществления со стороны органов государственной власти и органов МСУ, которые принимают правовые акты, влияющие на объем административно-правового статуса граждан России.[8, стр.10]
На практике же эти общие условия для каждого субъекта административного права осуществляются по-разному. Граждане РФ в соответствии с Конституцией РФ имеют права и обязанности в государственном управлении. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.
Особенностью граждан как субъектов административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои субъективные права и обязанности гражданина в государственном управлении, а не права и обязанности юридических лиц или их должностных лиц.
Административные правоотношения между гражданами, обладающими правами и обязанностями в государственном управлении, и соответствующими органами, должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, могут возникать в связи:
Информация о работе Административно-правовой статус человека и гражданина