Административно-правовой статус человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью преддипломной работы является теоретическое исследование административно-правового статуса человека и гражданина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. Понятие административно-правового статуса человека и
гражданина
1.1 Основы административно – правового статуса человека
и гражданина…………………………………………………………………..6
1.2 Административно-правовой статус граждан РФ……………………….8
2. Права и обязанности человека и гражданина в государственном управлении. Административно – правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Особенности административно-правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства……………………………………………..24
2.2 Роль органов внутренних дел в обеспечении реализации административно-правового статуса физических лиц, в защите их прав, свобод и законных интересов……………………………………………….26
3. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействий государственных и муниципальных органов
3.1 Судебный порядок защиты прав граждан………………………………35
3.2 Административный порядок рассмотрения обращений граждан……..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

Административно - правовой статус человека и гражданина.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

1) с  реализацией гражданами своих  конституционных прав в сфере  управления государственными делами (ст. 32-33 Конституции РФ);

2) не  обеспечением возможности ознакомления  с документами и материалами,  непосредственно затрагивающими  права и свободы личности (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ);

3) не  осуществлением конституционных  обязанностей гражданами (несвоевременная  плата налогов и сборов; несохранение  природы и окружающей среды;  по защите Отечества и несению  военной службы), а также несоблюдение  многочисленных административных норм и правил, регламентированных законодательством об административных правонарушениях.

Дипломатические представительства и консульские  учреждения России обязаны обеспечивать меры по защите прав граждан России и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством России и международными договорами России. [4, стр.11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ  ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА  В ГОСУДАРСТВЕННОМ  УПРАВЛЕНИИ. АДМИНИСТРАТИВНО  – ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ  ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА

Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие  государства на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Конституционные права, свободы и обязанности граждан, связанные с регулирующим воздействием других отраслей права, для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления.

Именно  поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек «терялся» перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и другие.

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т.е. специальных  экономических, политических, организационных  и юридических (в том числе  административно-правовых) мер, направленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная  защита прав и свобод гражданина может  осуществляться в соответствии с  внутригосударственным законодательством, а также международными договорами Республики Беларусь.

Конституция особо подчеркивает роль судов в  защите прав и свобод граждан. Каждому  гарантируется судебная защита его  прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Республики Беларусь обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты. В современном законодательстве Республики Беларусь заметна тенденция к расширению возможностей судебной защиты прав и свобод граждан, а также совершенствованию процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда Республики Беларусь разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

В современных  условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется. Во-первых, права и свободы человека признаны Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Во-вторых, Конституция Республики Беларусь устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.

В-третьих, административно-правовой статус граждан  в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных  актов. Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом РБ «О милиции».

В-четвертых, административно-правовой статус граждан  становится по своему содержанию значительно  полнее, богаче, разностороннее, расширяется  диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни.

В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере государственного управления.

Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например налогового, таможенного, бюджетного, экологического права в сфере  государственного управления, нормы административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты от нарушений. Административное право регламентирует права и обязанности граждан не только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому - правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д.[11, стр.14] Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение. Поэтому административное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

Права и обязанности граждан в сфере  государственного управления можно  объединить в четыре блока.

Первый - охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе. При этом понятие участие в управлении делами государства является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Второй  блок прав и обязанностей граждан  отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и  как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий, право на объединение для защиты своих интересов, право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и т.д.

Третий  блок прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления (личных, экономических, социальных) характерен тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право, без всякого различия, на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На этой основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта. Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин.

Реализуя  свой правовой статус в сфере государственного управления, граждане вступают в самые  разнообразные административные правоотношения. Они возникают, изменяются или прекращаются по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр, принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта); по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.

Органы  исполнительной власти действуют на основе законов, но многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е. участвуют в определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от самого этого права, поскольку оно установлено властным путем - законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную волю, участвует в выполнении функций государства, обеспечивая и защищая административно-правовой статус гражданина.

Права и свободы граждан в сфере  государственного управления, так же как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-экономическими условиями. В нашей стране существует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан. Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. C этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и ярким подтверждением тому служит, в частности, состояние налоговой системы в стране. Экономические гарантии - это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе Республики Беларусь, основу которой составляют частная, государственная, и иные формы собственности.

Республики  Беларусь - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Политические  гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое многообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом Республики Беларусь как гарантом Конституции Республики Беларусь. Разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и государстве и т.д.

К политическим гарантиям относятся:

- принадлежность  государственной власти народу;

- соблюдение  и защита прав и свобод человека и гражданина государством;

- широкие  возможности для участия граждан  в управлении делами государства  и общества.

Организационные гарантии состоят в том, что в  своей деятельности государство  должно исходить из единства системы  государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.

Информация о работе Административно-правовой статус человека и гражданина