Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа
Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения.
К задачам исследования можно отнести следующие:
определение места принуждения в системе социального регулирования;
определение видов осуществления исполнительной власти;
определение существенных признаков административного принуждения;
определение соотношения понятий «административное принуждение» и «административная ответственность»;
анализ видов административного принуждения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Принуждение как метод осуществления государственной власти 5
1.1. Место принуждения в системе социального регулирования 5
1.2. Понятие и виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти 8
Глава 2. Понятие, сущность и виды административного принуждения 12
2.1. Понятие и сущность административного принуждения 12
2.2. Соотношение административной ответственности и административного принуждения 22
2.3. Виды административного принуждения 28
Заключение 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
Экономические и административные методы управления, несмотря на их различия, взаимосвязаны, и их противопоставление недопустимо, так как они используются с единой конечной целью – реализация управляющего воздействия субъекта на объект управления. С учетом расширения оперативной самостоятельности государственных предприятий, их разгосударствления на первый план выдвигается задача разумного сочетания средств управляющего воздействия.
В условиях прежней директивно-плановой
экономики методы административного
воздействия были основными. По мере
продвижения России к рыночной экономике
все более широкое применение
приобретают экономические
Но неверны представления, согласно которым в рыночной экономике обязательные предписания органов исполнительной власти вообще неуместны. Рыночная экономика вовсе не должна быть стихией, никак не регулируемой государством, – должны быть изменены формы и методы такого регулирования. Хотя основным методом и становится реализация творческой инициативы и самостоятельности управляемых, это не исключает применения и метода обязательных предписаний.
Глава 2. Понятие, сущность и виды административного принуждения
2.1. Понятие и сущность административного принуждения
Административно-правовое регулирование
принуждения в системе
До недавнего времени основное
внимание было уделено соотношению
убеждения и принуждения в
советском праве и в
Ведущим, главным методом
Для большинства авторов типичным
было смешение государственного принуждения
либо с убеждением, либо с воспитанием
как психологическим средством.
При определении понятия
Традиционное рассмотрение метода
принуждения в юридической
Применение метода принуждения
было связано, в основном, с пропагандой,
призывами и моральным
Сущность и назначение административного
принуждения заключается в
При этом практические возможности
для формирования современной административно-
В стратегическом плане это общее положение предполагает выделение и реализацию ряда направлений обеспечения административного принуждения в системе государственного управления.
Во-первых, выработка приоритетов, целей и задач соответствующих направлений государственной деятельности всех звеньев законодательной, исполнительной, судебной властей в области административного принуждения.
Во-вторых, формирование в соответствии с выработанными целями и задачами общегосударственных программ в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, имеющих отношение к применению административного принуждения.
В-третьих, определение структуры и механизма реализации конкретных программ для обеспечения административного принуждения в системе государственного управления.
В-четвертых, создание единой системы обеспечения административного принуждения в механизме обеспечения личной безопасности.
В-пятых, направление усилий на восстановление уважения к праву, на утверждение и соблюдение принципов законности.
В-шестых, создание новых, постоянно действующих правовых механизмов, которые исключили бы в будущем возможность деформации института административного принуждения.
В первые годы после провозглашения
Россией государственного суверенитета
административное принуждение, по мнению
видного ученого по административному
праву Л. Л. Попова, приобретает практическую
и теоретическую значимость в
государственной системе
Сам факт обращения к средствам
принудительного характера, которые
применяются не только в качестве
наказания за правонарушение, но и
для их предупреждения, означает, что
административное принуждение в
обеспечении личной безопасности следует
понимать значительно шире, чем реализацию
санкций административно-
Такого же мнения придерживаются и другие авторы, утверждая, что значение административного принуждения не исчерпывается только карательными мерами. «Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции»7.
Широкое понимание административно-
Проблема определения понятия
административного принуждения, его
места в системе
Обратимся к анализу существующих точек зрения.
Так, Ю. М. Козлов, Л. Л. Попов считают,
что административное принуждение
обеспечивает исполнение правил поведения,
выраженных в административно-правовых
нормах. Это метод воздействия
государства на сознание и поведение
лиц, совершающих антиобщественные
поступки, выражающиеся в установленных
правовыми актами отрицательных
последствиях морального, материального
и физического характера, имеющих
целью исправление и
По мнению Д. И. Бернштейна, в определении административного принуждения необходимо взять за основу обязанность всех лиц и организаций поступать строго в соответствии с предписанием правовых норм, всегда быть готовыми отчитаться за исполнение своих правовых обязанностей перед государственными органами, а в случае неисполнения (нарушения) — претерпеть предусмотренные правом меры государственного принуждения или иные меры государственного или общественного воздействия, применяемые с целью перевоспитания, предупреждения подобных нарушений и возмещения причиненного вреда9.
Д. Н. Бахрах определяет административно-правовое принуждение как особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями10.
Б. Т. Базылев, раскрывая понятие государственного пpинуждeния, подчеркивает, что под государственным принуждением понимается такой метод воздействия государства на сознание, волю и, следовательно, поведение субъектов общественной жизни, который способен направить их поведение в соответствии с государственной волей. Это вынужденное поведение обеспечивается либо путем применения наказания или угрозы наказания, либо путем применения иных мер непосредственного принуждения, обращенных на личность субъекта, его свободу и деятельность, его имущество11.
Н. И. Козюбра подчеркивает, что принуждение выступает сдерживающим фактором для всех незаконопослушных граждан и обеспечивает общую обязанность выполнять правовые нормы12.
А. П. Клюшниченко считает, что административное принуждение является принуждением правовым. Применение мер административного принуждения строго регламентировано законом, осуществляется на основании и во исполнение закона13.
В. Д. Малков в разделе «Методы управления в сфере правоохранительной деятельности» пишет: «Метод принуждения направлен на понуждение работника к должному поведению вопреки его желания»14.
По мнению Г. Ю. Ксензовой, принуждение провоцирует агрессивно-репрессивную среду в школе, которая не может пройти бесследно как для учителя, так и для ученика в плане их физического и нравственного здоровья. Принуждение всегда вызывает отторжение навязываемой деятельности, причем чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения15.
П. И. Кононов отмечает, что в
административно-правовой науке сложились
два основных подхода к вопросу
об административном принуждении. Представители
первого подхода (Д. Н. Бахрах, М. С. Студеникина
и др.)16 рассматривают применение мер административного
принуждения к лицу только как реакцию
государства на совершенное этим лицом
правонарушение. По их мнению, без правонарушения
административное принуждение применяться
не может. Сторонники второго подхода
к рассматриваемой проблеме (А. П. Коренев,
А. П. Алехин и др.) полагают, что административное
принуждение может применяться к лицу
и при отсутствии в его действиях противоправного
поведения, но в целях его предупреждения,
а также для обеспечения общественной
безопасности. Они выделяют так называемые
административно-
По мнению П. И. Кононова, схема возникновения административного принуждения может быть представлена следующим образом:
-государство устанавливает нормы права;
-установленные государством нормы права определяют права и обязанности субъектов общественных отношений в различных сферах жизни государства и общества и предусматривают механизм их добровольной и административно-принудительной реализации;
-в случае отказа субъекта правоотношения от добровольной реализации предписаний норм права (соблюдения прав других лиц и исполнения обязанностей, соблюдения установленных запретов) включается механизм принудительной реализации, то есть возникает административное принуждение, применяемое к этому субъекту.
Таким образом, единственным основанием для применения мер административного принуждения может являться отказ лица от добровольного исполнения предписания, содержащегося в правовой норме, то есть противоправное поведение.
Сторонники второго подхода, замечает П. И. Кононов, произвольно объединяют в одну группу основания для применения правоограничительных мер и основания для применения мер административного принуждения и соответственно смешивают их. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с противоправным поведением лица и в целях его прекращения, устранения вредных последствий, а также воспитания виновного.
Правоограничительные, а точнее, меры
административно-правового ограничения,
называемые в литературе административно-
Такие меры могут применяться в условиях стихийных бедствий, в иных чрезвычайных ситуациях, а также в обычных условиях в целях поддержания необходимого режима безопасности людей (личный досмотр и досмотр багажа, технический осмотр транспортных средств и т. п.).
Меры административно-