Административное право.Основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Содержание

Введение………………………………………………….3 стр
Предмет административного права…………………….4 стр
Методы и источники административного права………7 стр
Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры………………………………..11 стр
Понятие и структура административно-правовых
отношений……………………………………………….13 стр
Виды административно-правовых отношений……….14 стр
Понятие и черты правовых актов управления………..15 стр
Понятие и виды административного принуждения….16 стр
Понятие и основные черты административной
ответственности……………………………………….18 стр
Понятие и виды административных взысканий…….21 стр
11.Органы (должностные лица), уполномоченные
рассматривать дела об административных
правонарушениях……………………………………..23 стр
12.Заключение…………………………………………….25 стр
13. Используемая литература…………………………….26 стр

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р6.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Правовые акты управления могут регламентировать не только административно-правовые отношения, но и финансовые, земельные, некоторые трудовые и т. д.

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды административного принуждения

Поскольку существует общество, неизменно будет существовать и  принуждение к чему-либо одних людей другими. Это принуждение может выражаться в различных формах. Оно может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще (призыв одного из членов общества другими к соблюдению им нравственных устоев).

Административное  принуждение – это метод воздействия государства на субъектов права, заключающийся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.

А.И. Каплунов считает, что  меры административного принуждения  по кругу лиц, к которым они  могут применяться, подразделяются на «меры: 1) применяемые к неопределенному кругу лиц (например, закрытие участков дороги для движения); 2) применяемые к конкретным лицам или определенному кругу лиц (аннулирование лицензии; аннулирование разрешения; надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы)».

Меры административного принуждения можно классифицировать на пять основных групп:

1. Административно-предупредительные  меры. Могут применяться тогда,  когда административное правонарушение еще не совершено, и они применяются как раз в целях их предупреждения или выявления. К административно-предупредительным мерам административного принуждения относятся:

  • проверка документов;
  • остановка транспортного средства;
  • досмотр вещей, личный досмотр (например, в аэропорту);
  • медицинское освидетельствование;
  • прекращение, ограничение движения транспортных средств и т. д.

2. Меры административного пресечения. Они применяются, когда правонарушение непосредственно находится в стадии совершения и с помощью этих мер оно пресекается (откуда можно сделать вывод о том, что применение мер принуждения после окончания правонарушения не может носить пресекательный характер, и эти меры будут относиться к другим группам мер административного принуждения).

Пресечь правонарушение можно путем применения двух видов  мер административного пресечения: мер специального пресечения и мер процессуального пресечения.

К мерам специального пресечения относятся меры, содержание которых охватывает применение мер физического воздействия на правонарушителя:

  • требование прекратить неправомерные действия;
  • применение физической силы;
  • применение специальных средств;
  • применение оружия.

К мерам  процессуального пресечения относятся  меры административного принуждения, применение которых непосредственно физического воздействия на правонарушителя не оказывают, но по своему характеру направлены на пресечение правонарушения, находящегося в стадии совершения.

К таким мерам  относятся:

  • доставление;
  • изъятие предметов (частично или полностью изъятых из гражданского оборота);
  • запрещение эксплуатации транспортных средств и т. д.

3. Меры административного принуждения. Обеспечение производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

  • административное задержание (на срок до рассмотрения дела, но не свыше указанного в Кодексе);
  • личный досмотр, досмотр вещей, документов (например, в целях обнаружения доказательств);
  • изъятие вещей и документов (доказательств) и т. д.

4. Меры административного  наказания. К видам административных наказаний относит:

1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

5. Меры  административно-восстановительные:

  • снос самовольно возведенных строений;
  • административное выселение из самовольно занятого помещения;
  • возложение обязанности возместить причиненный ущерб  (ст. 4.7 КоАП РФ) и т. д.

Одна и та же мера административного принуждения в различных случаях может быть направлена на достижение различных целей и, таким образом, относиться к различным группам мер административного принуждения.[1]

 

 

 

 

 

Понятие и основные черты  административной ответственности

 

Административная  ответственность — вид юридической  ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом  или должностным лицом административного  взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается  как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение.

в) субъектами административной ответственности  могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

г) за административные правонарушения предусмотрены  административные взыскания.

д) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).

е) административные взыскания налагаются органами и  должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

ж) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока;

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.[3]

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости  от наступивших последствий могут  применяться материальные, психологические  или организационные лишения.

Цели  административной ответственности:

  • защита правопорядка;
  • воспитание граждан в духе уважения к закону;
  • восстановление социальной справедливости;
  • предупреждение совершения новых правонарушений.

 

Функции административной ответственности:

  • штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  • воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  • компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, - установленные законодательством  юридические факты, схожие с административными  правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, - 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Обстоятельства  освобождения от административной ответственности - установленные законодательством  обстоятельства, при наличии которых  отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.[6]

Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение. Признаками правонарушения являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.

Исходным в  характеристике указанных признаков  является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, не остановка транс­портного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями  мер по борьбе с сорняками и  т.д.). Часто одни и те же обязанности  могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

По своей  социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства.[3]

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды административных взысканий

Административное взыскание  — мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях: а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; б) предупреждения совершения им новых правонарушений; в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Основными видами административных взысканий являются:

а) предупреждение- взыскание морального характера. Оно выносится в письменной форме или оформляется иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием. Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

б) штраф - денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. Он является наиболее распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений.

в) возмездное изъятие  предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного  правонарушения; состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения.

г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или  непосредственным объектом административного  правонарушения; состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности.

д) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Срок лишения таких прав не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами.

е) исправительные работы; применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20 процентов его заработка в доход государства. Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней.

ж) административный арест; устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Информация о работе Административное право.Основные положения