Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:32, реферат
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Введение………………………………………………….3 стр
Предмет административного права…………………….4 стр
Методы и источники административного права………7 стр
Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры………………………………..11 стр
Понятие и структура административно-правовых
отношений……………………………………………….13 стр
Виды административно-правовых отношений……….14 стр
Понятие и черты правовых актов управления………..15 стр
Понятие и виды административного принуждения….16 стр
Понятие и основные черты административной
ответственности……………………………………….18 стр
Понятие и виды административных взысканий…….21 стр
11.Органы (должностные лица), уполномоченные
рассматривать дела об административных
правонарушениях……………………………………..23 стр
12.Заключение…………………………………………….25 стр
13. Используемая литература…………………………….26 стр
Источники
административного права — это
внешние формы выражения
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права Российской Федерации. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т.п.
К числу источников административного права относятся:
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержанием Федеративного договора.
2. Административно-правовые
нормы содержатся также в
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Это связано с тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 5, 76) законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях, как это было и раньше, но и представительными органами государственной власти всех субъектов федерации (края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения).
3. Источником
административного права
4. К
числу источников
5. В
межотраслевом и отраслевом
6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.
7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права помимо законодательных актов служат уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администрации).
8. Источниками
административного права
9. Административно-правовые
нормы могут найти свое
10. Наконец,
источниками административного
права внутриорганизационного
Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации к кодификации. Административное право относится к числу самых хаотичных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью. Во всяком случае советская юридическая наука не смогла выработать достаточно четких подходов к его систематизации.
В современных же условиях административное право отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификации). По существу сейчас кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права. Имеется в виду Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. Сейчас многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права (например, в Водном, Таможенном Кодексах Российской Федерации).[3]
Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры
Административное
право как отрасль права
Нормы административного права – это устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительной власти (более широко – государственного управления).
Как и нормы других отраслей права нормы административного права состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Из теории права мы знаем, что гипотеза – это характеристика условий, при которых необходимо руководствоваться требованиями данной нормы права. Диспозиция – формулировка правила должного поведения (непосредственно сами предписание, запрет или дозволение). Санкция – указание на меры, применяемые в случаях нарушения требований, выраженных в диспозиции.
Центральным элементом правовой нормы является диспозиция. Гипотеза в административно-правовых нормах зачастую не применяется ввиду того, что в качестве условия действия правовой нормы всегда подразумевается деятельность органа управления по реализации исполнительной власти. В административно-правовых нормах нет и такого ее элемента, как санкция. Это обусловлено тем, что административно-правовые нормы регулируют управленческие отношения, и невыполнение предписания субъекта управления влечет дисциплинарную ответственность. Классифицировать нормы административного права на виды можно по различным признакам.
По конкретным субъектам нормы регулируют правовое положение:
а) органов исполнительной власти;
б) предприятий и учреждений;
в) государственных служащих;
г) общественных объединений;
д) граждан.
По целевому назначению они делятся на регулятивные (содержащие правила нормальной деятельности) и охранительные (призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений).
По методу воздействия на поведение субъектов выделяют обязывающие, запрещающие, управомочивающие и поощрительные (стимулирующие). Ю. М. Козлов выдвигает, и четвертую категорию – рекомендательные.
По содержанию нормы права можно классифицировать на материальные (закрепляют непосредственно комплекс прав и обязанностей) и процессуальные (определяющие порядок, процесс реализации этих прав и обязанностей).
По своему масштабу они подразделяются на общефедеральные и нормы субъектов Федерации.
По объему регулирования – на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые.
По юридической силе – имеющие силу закона и подзаконные акты.
В юридической литературе выделяются четыре формы реализации административно-правовых норм:
1) исполнение
(активные действия по
2) соблюдение (пассивное поведение по воздержанию от совершения запрещенных действий);
3) использование (субъект сам решает, воспользоваться ли ему нормой права или нет);
4) применение (принятие уполномоченным на то органом юридически властного решения).
Понятие
и структура административно-
Административно-правовые отношения – конкретная разновидность правоотношений. В них выражены как общие черты, свойственные всем правоотношениям, так и особенности, присущие только данной разновидности.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, т. е. складывающиеся в сфере государственного управления.
В структуру административно-правовых отношений входят три основных элемента:
1) субъекты;
2) объект;
3) содержание (состоит из двух сторон: материальной – поведение субъектов и юридической – субъективные права и обязанности).
Объект
административного права
Субъектом административно-правовых отношений является участник этих правоотношений, наделенный соответствующими правами и обязанностями. Субъектами могут быть индивидуальные и коллективные субъекты: органы исполнительной власти; органы управления государственными организациями; общественные объединения граждан; сами граждане и др.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются по различным признакам.
По целевому назначению – на правоотношения, связанные с реализацией непосредственных задач и функций исполнительной власти, и связанные с правонарушениями в процессе реализации исполнительной власти.
По конкретному содержанию – на правоотношения имущественного и неимущественного характера.
По характеру субъектов – на правоотношения между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями (внутриаппаратные) и правоотношения между этими субъектами и общественными организациями и гражданами (внеаппаратные).
По способу защиты – на защищаемые в административном и судебном порядке.
Наибольший интерес в административном праве представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим признаком выделяют вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
Под вертикальными понимаются обычные властеотношения между субъектом и объектом управления. Они наиболее характерны для административного права.
Горизонтальным
правоотношениям свойственны
Понятие и основные черты правовых актов управления
Издание правовых актов управления является основной правовой формой государственно-управленческой деятельности.
Выделяются признаки (основные черты) правового акта управления, а именно, правовой акт управления:
Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
Информация о работе Административное право.Основные положения