Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:38, доклад
Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.
Введение 3
1.Предмет административного права 4
2.Субъекты административного права 7
3. Система административного права 9
4.Источники административного права, их классификация 10
5. Метод административно-правового регулирования 11
6.Место административного права в правовой системе Российской Федерации 12
Заключение 16
Негосударственные организации как субъекты административного права - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения.
Следовательно, круг субъектов административного права разнообразен, но главное, что их объединяет, это обладание особым юридическим качеством - административной правоспособностью.
Под административной правоспособностью принято понимать одно из направлений общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством (при помощи правовых норм) возможности конкретного субъекта права (гражданина, организации, органа исполнительной власти) вступать в различного рода правовые отношения.
Административная
правоспособность выражается в определяемой
административно-правовыми
Однако, следует учитывать, что понятия “субъект административного права” и “субъект административно-правовых отношений” не совпадают. Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений лишь в том случае, если они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы они были наделены еще и административной дееспособностью, которая также является важнейшим элементом правового статуса.
Под
дееспособностью в данном случае
понимается процесс практической реализации
административно-правового
Как отмечают правоведы, на практике далеко не всегда возможно проведение четких границ между административной право- и дееспособностью.5 Довольно часто они неразделимы, так как по существу являются двумя элементами единого административно-правового статуса субъекта. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых правоспособность и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента их образования и юридического закрепления их компетенции. В последнем выражается административная правоспособность органов исполнительной власти; в компетенции же определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.
Таким
образом, в качестве субъектов административного
права можно рассматривать
Наряду
с предметом определяющим признаком
самостоятельной отрасли права
является ее целостность, взаимосвязь
заключенных в ней юридических
норм. Целостность системы
Под
системой правового воздействия
вообще следует понимать определенный
юридический режим
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.
Система
административного права
В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.
Особенностью отрасли
Важнейшими источниками
Различают
как чисто административные правовые
источники, так и “смешанные” - многоотраслевые,
в которых одновременно присутствуют
нормы различных отраслей права
(например, административного и
В
зависимости от того, кем приняты
те или иные законодательные и
нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической
силе источники административного
права можно разделить на несколько
типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты
государственной администрации (и
соответствующих органов
В
целом же, по мнению отечественных
юристов, административное право относится
к числу самых
Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов, применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования.
При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.
Административное право - это юридическая форма, модель управления, которая закрепляет юридическое неравенство (субординацию) субъектов отношений в отличие, например, от норм гражданского права, которое характеризуется юридическим равенством сторон. Подобное подчинение одной стороны другой может быть линейным (связь типа “начальник-подчиненный”) и функциональным (“инспектор-гражданин”). Юридическое неравенство сторон обусловлено разными ролями, задачами, которые выполняют субъекты в системе общественных отношений. Даже у органов и должностных лиц, находящихся на одной ступени управленческой лестницы могут быть неодинаковые права и обязанности. Например, не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбохраны и т.п.
Возникают административные взаимоотношения чаще всего не по обоюдному желанию сторон, а по волеизъявлению одной стороны. Такими действиями являются, например, приказ, предписание, жалоба, решение о выдаче лицензии, наложение штрафа и т.п.
Споры между различными сторонами административных отношений в основном решаются также в административном порядке - субъектом управления, который представляет более высокостоящую фигуру в административных правоотношениях (при одних и тех же обстоятельствах одни субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие - правом обжаловать решения вышестоящих органов (должностных лиц). Существующие интересы и права субъектов административного права могут защищаться и в судебном порядке, но это не правило, а, скорее, исключение из него.
Таким
образом, административное право исключает
юридическое равенство
Еще
одной особенностью метода административно-правового
регулирования в последнее
Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контролируя ее деятельность, рационально организуя управленческую структуру, закрепляя права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры деятельности и т.п., административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости и демократии. Однако, вместе с тем оно не лишает управленческие отношения характера отношений власти - властеотношений.8
Административное
право, сохраняя свою специфику, выраженную
в его предмете и методе, тесно
взаимодействует с другими
Упоминалось
также, что административное право
играет в правовой системе РФ вспомогательную,
служебную роль, в отличие, например,
от таких наиболее самостоятельных
отраслей права, как гражданское, уголовное,
международное, конституционное. Служебная
роль административного права
Во-первых,
в числе процессов, влияющих на содержание
административного права, можно
назвать следующие: а) сокращение масштабов
централизованного