Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа
Целью работы является общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующей широкий круг общественных отношений и не имеющей четко очерченных границ своего воздействия.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предназначение административного права…………………………………….5
1.1 Общественные отношения, регулируемые административным правом……5
1.2 Понятие административного права, его функции и принципы……………..8
1.3 Предмет и метод административного права………………………………...11
2 Административное право в системе российского права……………………..19
2.1 Система административного права и его источники……………………….19
2.2 Связь административного права с другими отраслями…………………….24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………….29
Список сокращений……………………………………………………………….31
Приложение А……………………………………………………………………..32
Итак,
по сложившейся в течение
Что же касается содержания особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют: управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.; управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.; управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции. Общепринятая точка зрения состоит в том, что Особенную часть составляет группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления15.
Однако сформировавшуюся традицию нельзя считать незыблемой. Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно управленческое право, так называемое полицейское право, представленное в настоящее время КоАП РФ, а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц. Одним из аргументов подобного разделения, вполне обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции.
Нормы
административного права
В
юридическом смысле источниками
административного права
Источники
административного права
К источникам административного права относят:
- Конституцию РФ и Федеративный договор;
- законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ. Они делятся на Федеральные конституционные (например, «О Правительстве Российской Федерации»16 и просто федеральные законы, формами которых являются, например, кодексы;
- законодательные акты, принимаемые представительными органами субъектов;
- указы Президента РФ (нормативные), которые могут содержать нормы административного права, например, Указ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»17, и др.;
-
постановления Правительства
- нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и др.);
- Конституции (уставы) республик в составе РФ;
- законы субъектов РФ (могут издаваться в форме кодексов);
-
нормативные правовые акты
-
нормативные акты органов
-
общепризнанные принципы и
Необходимо помнить, что международное право, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и правовые принципы входят в правовую систему Российской Федерации. Таким образом, административное право «вынуждено» считаться с международно-правовыми стандартами и условиями. Поэтому оно должно развиваться и с учетом требований международных правовых институтов, на основе принципов «интернационализации» правовых систем мира.
Таким
образом, система любой отрасли права,
и административное не является исключением,
представляет собой совокупность взаимосвязанных
правовых институтов, норм, которые регулируют
однородные общественные отношения, входящие
в предмет отрасли права. Группировка
однородных норм позволяет обеспечивать
целостность системы отрасли права, обеспечивать
практическую реализацию его норм.
2.2
Связь административного
права с другими
отраслями
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Административное право как отрасль публичного права является формой юридического выражения публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти. Поэтому административное право считается одной из базовых отраслей права, которая:
1)
использует потенциал и
2)
обеспечивает публичные
Отрасль административного права, несмотря на обладание специфическими признаками, имеет тесную взаимосвязь со всеми другими отраслями права. Наиболее тесная связь наблюдается между административным и конституционным правом, которое определяет принципы организации и деятельности всех других отраслей права. Конституционное право регулирует основные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, ее осуществления на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, взаимоотношения личности, общества и государства. Конституционное право регламентирует порядок образования и организацию деятельности органов исполнительной власти РФ.
Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае).
Определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса.
Кроме того, административное право связано с наукой государственного и муниципального управления, муниципальным правом, правоохранительной деятельностью, с финансовым, налоговым, таможенным правом, с земельным, уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным правом и др. Прослеживается связь административного права и с другими отраслями права, такими как воздушное, морское, лесное, природоохранное и др., поскольку отношения в них регламентируются в том числе и нормами административного права.
Административное право играет важнейшую роль в формировании правовой государственности в России, которая, в свою очередь, должна обеспечить режим законности и обоснованности публичного управления в стране; в установлении публично-правовых стандартов организации и функционировании исполнительной власти; в обеспечении прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц; установлении административных процедур осуществления публичного управления (государственного управления и местного самоуправления); разработке концепции и осуществлении административной реформы; создании эффективных судебных процедур защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечении общественного порядка и общественной безопасности; развитии административно-деликтного права России.
Таким
образом, анализ взаимодействия
административного права с другими отраслями
права позволяет подтвердить, что его
предметом есть сфера государственного
управления. Другими словами административное
право регулирует общественные отношения
в сфере государственного управления.
Заключение
Подводя итог исследованному вопросу, посвященному административному праву как отрасли права, следует отметить, что административное право представляет собой отдельную отрасль права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе практической реализации распорядительно-исполнительной деятельности органов государственного управления.
Общественные отношения, регулируемые нормами административного права, очень разнообразны по своим участникам и содержанию; однако их непременным субъектом являются органы исполнительной власти, которые могут осуществлять управленческие, регулятивные и охранительные функции с применением властных полномочий.
Предметом административного права считаются общественные отношения, которые складываются в процессе организации и деятельности системы исполнительной власти. Общественные отношения такого рода отличаются широким многообразием.
Административное право является публичным правом. Оно выполняет регулятивную роль в сфере государственного управления и представляет собой юридическую форму реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией РФ и действующим законодательством на субъектов исполнительной власти. Основополагающим источником административного права является Конституция РФ, в которой содержатся нормы, определяющие систему органов государственного управления, принципы государственного управления, основные обязанности и права граждан в данной сфере.
Трудно найти такой участок нашей жизни, где так или иначе граждане не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а, следовательно, с административным правом.
Управление чаще всего воздействует на повседневные жизненные интересы всех, кто является законопослушным членом общества (нарушителей органы управления привлекают к ответственности). Чтобы подобное воздействие носило основанный на строгом соблюдении действующего законодательства характер, объективным является требование придания управленческой деятельности юридической формы. И таковой формой является административное право.
Информация о работе Административное право в системе российского права