Административное право в системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующей широкий круг общественных отношений и не имеющей четко очерченных границ своего воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Предназначение административного права…………………………………….5

1.1 Общественные отношения, регулируемые административным правом……5

1.2 Понятие административного права, его функции и принципы……………..8

1.3 Предмет и метод административного права………………………………...11

2 Административное право в системе российского права……………………..19

2.1 Система административного права и его источники……………………….19

2.2 Связь административного права с другими отраслями…………………….24

Заключение………………………………………………………………………...27

Список использованных источников…………………………………………….29

Список сокращений……………………………………………………………….31

Приложение А……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курс. Адм.право как отрасль права.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Итак, по сложившейся в течение десятилетий  традиции в рамках Общей части  административного права выделяются нормы и институты, определяющие: предмет и метод правового регулирования отрасли; характеристику административно-правовых норм; особенности административно-правовых отношений; иерархию источников административного права; статус участников административно-правовых отношений; основу организации и деятельности органов исполнительной власти; формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления; механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий; вопросы административной ответственности и административного принуждения.

     Что же касается содержания особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют: управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.; управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.; управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции. Общепринятая точка зрения состоит в том, что Особенную часть составляет группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления15

     Однако  сформировавшуюся традицию нельзя считать  незыблемой. Ряд исследователей предлагают выделять в системе административного права три основные подсистемы, а именно управленческое право, так называемое полицейское право, представленное в настоящее время КоАП РФ, а также подсистему административной юстиции, регламентирующую одно из фундаментальных положений административного права - право на обжалование действий либо бездействия органов исполнительной власти и должностных лиц. Одним из аргументов подобного разделения,  вполне обоснованным, является специфика охраны общественного порядка - деятельности, составляющей основу полицейского права. Соответственно, предполагается и законодательная база такого деления; необходимость принятия так называемого кодекса гражданской службы, условного полицейского кодекса (по сути, модифицированного КоАП РФ), а также кодекса административной юстиции.

     Нормы административного права группируются и по правовым институтам: институт государственной службы, институт административной ответственности и др. Каждый правовой институт может включать в себя нормы как Общей, так и Особенной части.

      В юридическом смысле источниками  административного права признаются нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права, регулирующие отношения, составляющие предмет данной отрасли права. Основным источником административного права является Конституция РФ, нормы которой служат базой для развития норм других отраслей права. Собственно же источниками административного права являются многочисленные нормативные акты, содержание конкретные его нормы. Множество этих источников объясняется тем, что нормы административного права (кроме норм об административной ответственности) не кодифицированы.

      Источники административного права представляют собой способ внешнего выражения  норм административного права. В  российской правовой системе различают три источника права: нормативно-правовой акт (законы и подзаконные акты), договор с нормативным содержанием и правовой обычай.

     К источникам административного права  относят:

     - Конституцию РФ и Федеративный  договор;

     - законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ. Они делятся на Федеральные конституционные (например, «О Правительстве Российской Федерации»16 и просто федеральные законы, формами которых являются, например, кодексы;

     - законодательные акты, принимаемые представительными органами субъектов;

     - указы Президента РФ (нормативные), которые могут содержать нормы административного права, например, Указ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»17, и др.;

     - постановления Правительства РФ, обладающего широкой компетенцией в области государственного управления;

     - нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и др.);

     - Конституции (уставы) республик в составе РФ;

     - законы субъектов РФ (могут издаваться  в форме кодексов);

     - нормативные правовые акты высших  должностных лиц субъектов РФ  и высших органов исполнительной  власти субъектов РФ; нормативные  правовые акты иных органов  исполнительной власти субъектов РФ;

      - нормативные акты органов местного  самоуправления в пределах их  компетенции;

      - общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные договоры РФ, относящиеся к организации публичного управления, статусу его субъектов.

     Необходимо помнить, что международное право, международные договоры и соглашения, общепризнанные нормы и правовые принципы входят в правовую систему Российской Федерации. Таким образом, административное право «вынуждено» считаться с международно-правовыми стандартами и условиями. Поэтому оно должно развиваться и с учетом требований международных правовых институтов, на основе принципов «интернационализации» правовых систем мира.

     Таким образом, система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечивать целостность системы отрасли права, обеспечивать практическую реализацию его норм. 

     2.2 Связь административного  права с другими  отраслями 

     Административное  право занимает особое место в  системе  правового регулирования, поскольку  выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы  правового  регулирования  - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера,  которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных  органов,  связанных  с функцией управления,  а  также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

     Административное  право как отрасль публичного права является формой юридического выражения публичного (общественного) интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти. Поэтому административное право считается одной из базовых отраслей права, которая:

     1) использует потенциал и правовые  средства императивного метода  регулирования;

     2) обеспечивает публичные интересы, правовую защиту прав и свобод  как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов.

     Отрасль административного права, несмотря на обладание специфическими признаками, имеет тесную взаимосвязь со всеми  другими отраслями права. Наиболее тесная связь наблюдается между административным и конституционным правом, которое определяет принципы организации и деятельности всех других отраслей права. Конституционное право регулирует основные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, ее осуществления на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, взаимоотношения личности, общества и государства. Конституционное право регламентирует порядок образования и организацию деятельности органов исполнительной власти РФ.

     Административное  право  тесно  связано также  и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях,  когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае).

     Определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса.

     Кроме того, административное право связано  с наукой государственного и муниципального управления, муниципальным правом, правоохранительной деятельностью, с финансовым, налоговым, таможенным правом, с земельным, уголовным, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным правом и др. Прослеживается связь административного права и с другими отраслями права, такими как воздушное, морское, лесное, природоохранное и др., поскольку отношения в них регламентируются в том числе и нормами административного права.

     Административное право играет важнейшую роль в формировании правовой государственности в России, которая, в свою очередь, должна обеспечить режим законности и обоснованности публичного управления в стране; в установлении публично-правовых стандартов организации и функционировании исполнительной власти; в обеспечении прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц; установлении административных процедур осуществления публичного управления (государственного управления и местного самоуправления); разработке концепции и осуществлении административной реформы; создании эффективных судебных процедур защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечении общественного порядка и общественной безопасности; развитии административно-деликтного права России.

     Таким образом,  анализ  взаимодействия  административного права с другими отраслями права позволяет подтвердить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере  государственного  управления. 
 

      

     Заключение 

     Подводя итог исследованному вопросу, посвященному административному праву как отрасли права, следует отметить, что административное право представляет собой отдельную отрасль права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе практической реализации распорядительно-исполнительной деятельности органов государственного управления.

     Общественные  отношения, регулируемые нормами административного права, очень разнообразны по своим участникам и содержанию; однако их непременным субъектом являются органы исполнительной власти, которые могут осуществлять управленческие, регулятивные и охранительные функции с применением властных полномочий.

     Предметом административного права считаются общественные отношения, которые складываются в процессе организации и деятельности системы исполнительной власти. Общественные отношения такого рода отличаются широким многообразием.

     Административное право является публичным правом. Оно выполняет регулятивную роль в сфере государственного управления и представляет собой юридическую форму реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией РФ и действующим законодательством на субъектов исполнительной власти. Основополагающим источником административного права является Конституция РФ, в которой содержатся нормы, определяющие систему органов государственного управления, принципы государственного управления, основные обязанности и права граждан в данной сфере.

     Трудно  найти такой участок нашей  жизни, где так или иначе граждане не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а, следовательно, с административным правом.

     Управление  чаще всего воздействует на повседневные жизненные интересы всех, кто является законопослушным членом общества (нарушителей  органы управления  привлекают к ответственности). Чтобы подобное воздействие носило основанный на строгом соблюдении действующего законодательства характер, объективным является требование придания управленческой деятельности юридической формы. И таковой формой является административное право.

Информация о работе Административное право в системе российского права