Административное право в системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующей широкий круг общественных отношений и не имеющей четко очерченных границ своего воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Предназначение административного права…………………………………….5

1.1 Общественные отношения, регулируемые административным правом……5

1.2 Понятие административного права, его функции и принципы……………..8

1.3 Предмет и метод административного права………………………………...11

2 Административное право в системе российского права……………………..19

2.1 Система административного права и его источники……………………….19

2.2 Связь административного права с другими отраслями…………………….24

Заключение………………………………………………………………………...27

Список использованных источников…………………………………………….29

Список сокращений……………………………………………………………….31

Приложение А……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курс. Адм.право как отрасль права.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Административное  право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права. Содержанием науки административного права служит комплекс научных положений, представлений, понятий, постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы составляющих эту отрасль норм административного права. Все они рассматриваются в учебной дисциплине административного права, которая, как и сама отрасль административного права, делится на Общую и Особенную части, а в рамках той и другой излагается содержание входящих в них административно-правовых институтов.

     Наука административного права изучает  не только действующие нормы этой отрасли, но также их историю и  перспективы развития. Кроме того, наука изучает не только нормы, но и те общественные отношения, которые они призваны регулировать, и тоже в историческом развитии.

     Как учебная дисциплина административное право представляет собой систему, которая строится, исходя из учета отрасли и науки административного права. В дисциплине курса изучаются основные понятия, положения, институты, принципы и задачи науки административного права, а также система норм отрасли права, правоприменительная практика и эффективность действия этих норм, а также основные понятия, положения, термины, позволяющие глубже изучить дисциплину.

     Как отрасль права административное право представляет собой совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов права в процессе осуществления ими управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, административных органов местного самоуправления и отношения управленческого характера, возникающие при реализации других форм государственной деятельности: законодательной, института президентства, судебной, прокурорской и др.6.

     По  своей сущности административной право  как регулятор общественных отношений в целом не отличается от других отраслей права. Однако, административное право является наиболее объемной отраслью российского права, отличается высокой динамичностью и комплексностью регулируемых отношений. Как самостоятельная отрасль оно включает нормы, регулирующие отношения в разнообразных сферах общества и государства. Его нормы сосредоточены в необозримом массиве нормативных правовых актов разной юридической силы и всех их форм. При этом следует отметить, что кодифицированы только нормы об административных правонарушениях. Нормы административного права динамичны. Нередко они находятся в прямой зависимости от эволюции регулируемых ими отношений.

     Под принципами (от лат.principium – начало, основа) административного права понимаются основополагающие идеи, обосновывающие предназначение этой правовой отрасли. Принципы тесно связаны с функциями (лат. functio – значение, назначение).

     К принципам (функциям) административного права относятся:

     1) принцип народовластия, означающий  подотчетность и подконтрольность  исполнительной власти, формируемых  ею органов и их должностных  лиц народу;

     2) принцип единства системы исполнительной власти, означающий, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти;

     3) принцип федерализма, который  включает в себя единство государственной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и муниципальными органами;

     4) принцип планирования и координации,  означающий определение целей,  задач. Пропорций, возможных количественных и качественных показателей функционирования отраслей и сфер управления и согласование взаимодействия органов исполнительной власти.

     К принципам административного права  относят также приоритет личности, ее прав и свобод; принцип разделения осуществления государственной власти; принцип законности; принцип гласности, а также принцип ответственности.

     Таким образом, административное право ценно  тем, что оно осуществляет регулирующую функцию. Данная функция имеет свои разновидности, выражающие  назначение и особенности предмета регулирования административного права. Назначением регулирующей функции является: а) установление административно-правового положения гражданина РФ; б) правовое обеспечение осуществления исполнительной власти, его главной функции – управленческого процесса (исполнения законов), нацеленного на получение позитивных социально-экономических и других результатов; в) закрепление и совершенствование правовых основ организации государственного управления; г) становление и повышение эффективности местного самоуправления; д) формирование административно-правового положения других его субъектов; е) регулирование административно-правовой охраны и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов административного права, а также выполнение ими своих обязанностей7.

     Наряду  с регулятивной нередко в литературе можно встретить выделение и  охранительной функции административного  права, однако, думается, что охранительная функция также регулируется правом, т.е. не выпадает из сферы правового регулирования. 

     1.3 Предмет и метод  административного  права 

     Предмет отрасли административного права  – это круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Как было отмечено выше, базовыми общественными отношениями, составляющими предмет административного права в качестве самостоятельной отрасли, являются организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления.

     Процессы  управления весьма многообразны и присутствуют в различных областях деятельности. Главное в управлении состоит в понимании его как определенного целенаправленного воздействия. Цель такого воздействия заключается в упорядочении системы, на которую оказывается управляющее воздействие, для обеспечения ее функционирования в должном порядке. В настоящее время общепризнанны следующие виды управления: техническое - управление машинами и технологическими процессами; биологическое - управление процессами в живых организмах; социальное - управление поведением людей и их коллективов.

     Главным содержанием управления в социальном смысле является воздействие на коллективную деятельность людей для согласования их действий в процессе совместного решения общих задач. Объектом социального управления является поведение людей, их действия, поступки. Субъектом социального управления обычно выступает определенный коллектив людей, организованных в государственный орган, общественную организацию, либо должностное лицо. Социальное управление подразделяется на два вида: государственное управление; общественное управление.

     Общественное  управление охватывает своим воздействием общественные организации и в отличие от государственного, как правило, осуществляется на общественных началах. Государственное управление, будучи разновидностью социального управления, является организующей деятельностью государства, охватывает все происходящие в нем политические, экономические и социальные процессы. Государственное управление включает в себя:

     - области государственного управления - сгруппированные на основе единства основного назначения отрасли государственного управления, такие как управление народным хозяйством, управление в области административно-политической деятельности;

     - отрасли государственного управления - система различного рода звеньев и отношений, объединяемых общностью профиля объектов государственного управления и их конкретного назначения, таких как управление промышленностью, управление отраслями агропромышленного комплекса, управление здравоохранением, управление внутренними делами.

     - сферы государственного управления - это комплекс организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера, таких как планирование, ценообразование, стандартизация и т.п.

     Государственное управление является одним из важнейших видов государственной деятельности. От других видов государственной деятельности, таких как осуществление государственной власти, правосудие, прокурорский надзор, государственное управление отличают определенные признаки. К их числу относят: государственно-властный характер; исполнительно-распорядительный характер; подзаконный характер; подконтрольность органам государственной власти; наличие специального субъекта (органов государственного управления); непосредственное руководство отраслями народного хозяйства, социально - культурного строительства и административно-политической деятельности.

     Государственно-властный характер управления заключается в том, что субъекты государственного управления наделены соответствующими государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства.

     Государственное управление включает исполнительную и  распорядительную деятельность органов управления. Исполнительный характер государственного управления проявляется в исполнении, претворении в жизнь законов и других нормативных актов. Осуществляющие его органы государственного управления составляют исполнительный аппарат государства, который создается специально для проведения в жизнь принимаемых решений. Одновременно для государственного управления характерна и такая черта как распорядительство. В процессе осуществления управления субъекты государственного управления наделяются и используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, обязательных для исполнения, а также применяют соответствующие меры государственного принуждения.

     Подзаконный характер государственного управления проявляется в том, что органы государственного управления осуществляют свою деятельность на основании и во исполнение законов и основанных на них подзаконных актов. Акты органов государственного управления не имеют той высшей юридической силы, которой обладают законы и издаются лишь в тех пределах, которые определены законодательством. Однако они также как и законы обязательны и подлежат исполнению.

     Субъектами  государственного управления являются специально создаваемые органами государственной власти в качестве своего исполнительного аппарата органы государственного управления, включающие институт президентства, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, ведомства, местная администрация.

     В отличие от других государственных  органов органы государственного управления осуществляют постоянное непосредственное управление отраслями хозяйственного, социального строительства и административно-политической деятельности. Все это позволяет определить государственное управление как целенаправленную организующе-властную подзаконную деятельность системы органов государства, осуществляющих задачи исполнительного и распорядительного характера, и состоящую в практическом выполнении функций государства в сфере народного хозяйства, социально строительства и административно-политической деятельности.

     Государственное управление направлено на осуществление  практически всех основных функций  государства: хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной, охраны собственности, правопорядка, прав и законных интересов граждан. Содержанием государственного управления является организация исполнения и практическое проведение в жизнь законов и подзаконных актов. В этой связи совершенствование форм государственного управления, повышение его эффективности являются важнейшей составной частью для дальнейшего развития рыночных отношений в России.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сформулировать условия, позволяющие отнести определенные общественные отношения к предмету административного права:

     - отношения, возникают в сфере государственного управления, имеющей проявления государственно-управленческой деятельности в любой из ее форм;

     - в этой сфере присутствует действующий субъект государственного управления, регулирующий данную сферу;

     - этот субъект практически реализует  предоставленные ему полномочия  по государственному управлению.

     Таким образом, предметом административного  права являются управленческие отношения, которым присущи следующие признаки:

     - основания их возникновения: организация  и осуществление государственного управления. Это основной признак, все остальные являются производными от него;

Информация о работе Административное право в системе российского права