Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа
Целью работы является общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующей широкий круг общественных отношений и не имеющей четко очерченных границ своего воздействия.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Предназначение административного права…………………………………….5
1.1 Общественные отношения, регулируемые административным правом……5
1.2 Понятие административного права, его функции и принципы……………..8
1.3 Предмет и метод административного права………………………………...11
2 Административное право в системе российского права……………………..19
2.1 Система административного права и его источники……………………….19
2.2 Связь административного права с другими отраслями…………………….24
Заключение………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………….29
Список сокращений……………………………………………………………….31
Приложение А……………………………………………………………………..32
Административное
право как огромная совокупность
действующих административно-
Наука
административного права
Как учебная дисциплина административное право представляет собой систему, которая строится, исходя из учета отрасли и науки административного права. В дисциплине курса изучаются основные понятия, положения, институты, принципы и задачи науки административного права, а также система норм отрасли права, правоприменительная практика и эффективность действия этих норм, а также основные понятия, положения, термины, позволяющие глубже изучить дисциплину.
Как отрасль права административное право представляет собой совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов права в процессе осуществления ими управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, административных органов местного самоуправления и отношения управленческого характера, возникающие при реализации других форм государственной деятельности: законодательной, института президентства, судебной, прокурорской и др.6.
По своей сущности административной право как регулятор общественных отношений в целом не отличается от других отраслей права. Однако, административное право является наиболее объемной отраслью российского права, отличается высокой динамичностью и комплексностью регулируемых отношений. Как самостоятельная отрасль оно включает нормы, регулирующие отношения в разнообразных сферах общества и государства. Его нормы сосредоточены в необозримом массиве нормативных правовых актов разной юридической силы и всех их форм. При этом следует отметить, что кодифицированы только нормы об административных правонарушениях. Нормы административного права динамичны. Нередко они находятся в прямой зависимости от эволюции регулируемых ими отношений.
Под принципами (от лат.principium – начало, основа) административного права понимаются основополагающие идеи, обосновывающие предназначение этой правовой отрасли. Принципы тесно связаны с функциями (лат. functio – значение, назначение).
К принципам (функциям) административного права относятся:
1)
принцип народовластия,
2) принцип единства системы исполнительной власти, означающий, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти;
3)
принцип федерализма, который
включает в себя единство
4)
принцип планирования и
К
принципам административного
Таким образом, административное право ценно тем, что оно осуществляет регулирующую функцию. Данная функция имеет свои разновидности, выражающие назначение и особенности предмета регулирования административного права. Назначением регулирующей функции является: а) установление административно-правового положения гражданина РФ; б) правовое обеспечение осуществления исполнительной власти, его главной функции – управленческого процесса (исполнения законов), нацеленного на получение позитивных социально-экономических и других результатов; в) закрепление и совершенствование правовых основ организации государственного управления; г) становление и повышение эффективности местного самоуправления; д) формирование административно-правового положения других его субъектов; е) регулирование административно-правовой охраны и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов административного права, а также выполнение ими своих обязанностей7.
Наряду
с регулятивной нередко в литературе
можно встретить выделение и
охранительной функции
1.3
Предмет и метод
административного
права
Предмет
отрасли административного
Процессы управления весьма многообразны и присутствуют в различных областях деятельности. Главное в управлении состоит в понимании его как определенного целенаправленного воздействия. Цель такого воздействия заключается в упорядочении системы, на которую оказывается управляющее воздействие, для обеспечения ее функционирования в должном порядке. В настоящее время общепризнанны следующие виды управления: техническое - управление машинами и технологическими процессами; биологическое - управление процессами в живых организмах; социальное - управление поведением людей и их коллективов.
Главным содержанием управления в социальном смысле является воздействие на коллективную деятельность людей для согласования их действий в процессе совместного решения общих задач. Объектом социального управления является поведение людей, их действия, поступки. Субъектом социального управления обычно выступает определенный коллектив людей, организованных в государственный орган, общественную организацию, либо должностное лицо. Социальное управление подразделяется на два вида: государственное управление; общественное управление.
Общественное управление охватывает своим воздействием общественные организации и в отличие от государственного, как правило, осуществляется на общественных началах. Государственное управление, будучи разновидностью социального управления, является организующей деятельностью государства, охватывает все происходящие в нем политические, экономические и социальные процессы. Государственное управление включает в себя:
- области государственного управления - сгруппированные на основе единства основного назначения отрасли государственного управления, такие как управление народным хозяйством, управление в области административно-политической деятельности;
- отрасли государственного управления - система различного рода звеньев и отношений, объединяемых общностью профиля объектов государственного управления и их конкретного назначения, таких как управление промышленностью, управление отраслями агропромышленного комплекса, управление здравоохранением, управление внутренними делами.
- сферы государственного управления - это комплекс организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера, таких как планирование, ценообразование, стандартизация и т.п.
Государственное управление является одним из важнейших видов государственной деятельности. От других видов государственной деятельности, таких как осуществление государственной власти, правосудие, прокурорский надзор, государственное управление отличают определенные признаки. К их числу относят: государственно-властный характер; исполнительно-распорядительный характер; подзаконный характер; подконтрольность органам государственной власти; наличие специального субъекта (органов государственного управления); непосредственное руководство отраслями народного хозяйства, социально - культурного строительства и административно-политической деятельности.
Государственно-властный характер управления заключается в том, что субъекты государственного управления наделены соответствующими государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства.
Государственное управление включает исполнительную и распорядительную деятельность органов управления. Исполнительный характер государственного управления проявляется в исполнении, претворении в жизнь законов и других нормативных актов. Осуществляющие его органы государственного управления составляют исполнительный аппарат государства, который создается специально для проведения в жизнь принимаемых решений. Одновременно для государственного управления характерна и такая черта как распорядительство. В процессе осуществления управления субъекты государственного управления наделяются и используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, обязательных для исполнения, а также применяют соответствующие меры государственного принуждения.
Подзаконный характер государственного управления проявляется в том, что органы государственного управления осуществляют свою деятельность на основании и во исполнение законов и основанных на них подзаконных актов. Акты органов государственного управления не имеют той высшей юридической силы, которой обладают законы и издаются лишь в тех пределах, которые определены законодательством. Однако они также как и законы обязательны и подлежат исполнению.
Субъектами государственного управления являются специально создаваемые органами государственной власти в качестве своего исполнительного аппарата органы государственного управления, включающие институт президентства, Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, ведомства, местная администрация.
В отличие от других государственных органов органы государственного управления осуществляют постоянное непосредственное управление отраслями хозяйственного, социального строительства и административно-политической деятельности. Все это позволяет определить государственное управление как целенаправленную организующе-властную подзаконную деятельность системы органов государства, осуществляющих задачи исполнительного и распорядительного характера, и состоящую в практическом выполнении функций государства в сфере народного хозяйства, социально строительства и административно-политической деятельности.
Государственное управление направлено на осуществление практически всех основных функций государства: хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной, охраны собственности, правопорядка, прав и законных интересов граждан. Содержанием государственного управления является организация исполнения и практическое проведение в жизнь законов и подзаконных актов. В этой связи совершенствование форм государственного управления, повышение его эффективности являются важнейшей составной частью для дальнейшего развития рыночных отношений в России.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать условия, позволяющие отнести определенные общественные отношения к предмету административного права:
- отношения, возникают в сфере государственного управления, имеющей проявления государственно-управленческой деятельности в любой из ее форм;
- в этой сфере присутствует действующий субъект государственного управления, регулирующий данную сферу;
-
этот субъект практически
Таким образом, предметом административного права являются управленческие отношения, которым присущи следующие признаки:
-
основания их возникновения:
Информация о работе Административное право в системе российского права