Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:36, реферат
Целью данной работы является рассмотрение отрасли административного права как отрасли системе российского права.
Введение 3
1. Методы, функции и источники административного права 6
2. Понятие и особенности административно-правовых отношений. 9
3. Юридические факты в административном праве. 16
4. Виды административно-правовых отношений. 17
Заключение 26
Список использованных источников 27
Само
«подчинение» управляемой стороны
отношения «управляющей» может
выражаться неодинаково. Так, в буквальном
смысле о нем можно говорить как
об организационной подчиненности
(связи между вышестоящими и нижестоящими
исполнительными органами, между
ними и подведомственными им предприятиями
и т.п.). Но и отсутствие такой подчиненности
(соподчиненности) не отрицает возможности
возникновения между сторонами
отношений вертикального
Следует учитывать также и то, что граждане или общественные объединения, естественно, организационно не подчиненные исполнительным органам, фактически обязаны выполнять требования, выражаемые в соответствующих юридически-властных волеизъявлениях последних.
Таким
образом, все вертикальные административно-правовые
отношения в различном объеме
выражают юридическую зависимость
одной стороны от другой. Это —
логическое и фактическое следствие
закрепленного административно-
б) Горизонтальные административно-правовые отношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой.
Возможны
ли такого рода отношения в сфере
государственного управления, не выпадают
ли они из общего русла административно-
Прежде всего, налицо должно быть действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений (подобно гражданско-правовым отношениям), а также отсутствие выраженной в любой форме их соподчиненности. Все это — условия одинакового правового уровня.
Разумеется,
вычленить горизонтальные отношения
из общей массы административно-
Например,
в работе исполнительных органов
складываются отношения между различными
государственными служащими одинакового
должностного уровня, причем развиваются
они без «команд», т.е. без обязательных
для других работников указаний (например,
отношения между исполнителями
одного ранга). Конечно, они не всегда
в достаточной мере юридизированы,
но их прямая связь с управленческой
деятельностью данного органа несомненна.
В частности, такие отношения
возникают в интересах
Для отношений подобного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые для принятия одностороннего юридически-властного решения.
Другая
группа подобных отношений возникает
после осуществления
Горизонтальными по своему содержанию являются также административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.
Наконец,
горизонтальными могут быть признаны
отдельные отношения
Важным
элементом характеристики горизонтальных
административно-правовых отношений
является то, что любые совместные
действия однопорядковых и равноправных
сторон (отношения типа «субъект —
субъект»), равно как и процессуальное
равноправие, перерастают в вертикальные
отношения. Моментом такого перерастания
служит, например, принятие совместного
юридически-властного акта (совместного
приказа) либо принятие полномочным
исполнительным органом (должностным
лицом) одностороннего юридически обязательного
решения по жалобе гражданина или
по делу об административном правонарушении.
Отсюда — временное проявление горизонтальности
таких правоотношений, а также
их вспомогательный характер по отношению
к основным вариантам административно-
Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику отрасли административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права.
Административное
право существует во всех сферах общественной
жизни, эта деятельность велика по объему
и разнообразна по содержанию. Во многих
случаях деятельность настолько специфична,
настолько тесно связана с особым видом
управляемой деятельности, что ее регламентируют
нормы не административного, а других
отраслей права. Так, управленческую деятельность
администрации предприятий, учреждений
в отношении их работников регулирует
трудовое право, дознание и предварительное
расследование - уголовно-процессуальное
право, управленческие отношения, связанные
с финансовыми, - финансовое право. Поэтому
необходимо в определении предмета административного
права внести следующее уточнение: оно
регулирует все управленческие отношения,
за исключением тех, которые регламентированы
другими отраслями права Российской Федерации.
Информация о работе Административное право в системе российского права