а)
конституции (уставы) субъектов РФ;
б)
постановления конституционных (уставных)
судов субъектов РФ;
в)
законы субъектов РФ;
г)
нормативные акты высших должностных
лиц субъектов РФ;
д)
нормативные акты законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъектов РФ;
е)
нормативные акты высших (коллегиальных)
исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ;
ж)
нормативные акты органов исполнительной
власти субъектов РФ отраслевой и
функциональной компетенции; На муниципальном
(местном) уровне:
а)
уставы муниципальных образований;
б)
нормативные акты представительных
органов муниципального образования;
в) нормативные акты главы муниципального
образования;
г)
нормативные акты местной администрации.[9]
2. Понятие
и особенности административно-правовых
отношений.
Административно-правовое
отношение имеет ряд особенностей,
которые могут служить основой
для их отграничения от других видов
правоотношений. Естественно, что эти
особенности обусловлены, прежде всего
той сферой, в которой они возникают,
изменяются и прекращаются. Причем,
они достаточно существенны, так
как оказывают на природу административно-правовых
отношений определяющее влияние.[1 c55]
В самом общем виде административно-правовое
отношение представляет собой
урегулированное административно-правовой
нормой управленческое общественное
отношение, стороны которого выступают
в качестве носителей взаимных
прав и обязанностей, установленных
и гарантированных административно-правовой
нормой.
Налицо выражение одной из
существенных особенностей административно-правовых
отношений, а именно то, что
они представляют собой не
любое общественное отношение,
а управленческое, получившее юридическую,
в нашем случае — административно-
правовую окраску.
В чем же конкретно состоят
особенности административно-правовых
отношений:
1). Административно-правовые отношения
в отличие от иных правовых
отношений (прежде всего, гражданско-правовых)
являются властеотношениями, т.е.
построенными на началах «власть
— подчинение» и это связано
с доминированием принципа юридического
неравенства сторон. Это действительно
так, ибо административно-правовое
отношение по общему правилу
невозможно без участия в нем
соответствующего представителя
исполнительной власти (исполнительного
органа, должностного лица), обладающего
такими полномочиями, каких нет
у другой стороны. Данный признак
предопределен важнейшими приоритетами
государственно-управленческой деятельности.
2).Административно-правовое отношение
имеет специфическое субъектное
выражение, т.е. в нем есть
субъект наделенным властными
полномочиями (необходимых для осуществления
задач и функций управленческой
деятельности) и возможностями их
практического использования, формулирующий
соответствующие волеизъявления, адресуемые
обязанной стороне.
Фактически все это означает,
что в административно-правовых
отношениях прямо и непосредственно
выражается публично-правовой. Административно-правовые
отношения прямо связаны с
обеспечением управленческих целей
и задач государства. Но такого
рода задачи не могут выполняться
гражданами, негосударственными объединениями.
Они по силам только такому
субъекту, который, во-первых, действует
от имени государства и, во-вторых,
является носителем соответствующих
полномочий государственно-властного
характера.
Из этого, в частности, вытекает
и следующая особенность административно-правовых
отношений: они не могут возникать
между гражданами или негосударственными
объединениями.
3. Административно-правовые отношения,
как и все иные правоотношения,
имеют свой объект. Его понимание
связано с сущностными чертами
государственно-управленческой деятельности,
а именно: управление всегда предполагает
соподчиненность воль. Практически
это означает подчинение воли
участников совместной деятельности
(общественная жизнь является
таковой) единой Управляющей воле.
С одной стороны — авторитет
или господствующая воля субъекта
управления, а с другой — подчинение
ей воли всех иных участников
регулируемых управленческих отношений.
Отсюда и властный характер
этих отношений, причем власть
(авторитет) является средством
волевого регулирования управленческих
процессов. Но в этих процессах
участвуют люди, наделенные волей
и сознанием; именно они совершают
определенные, предписанные административно-правовыми
нормами действия или воздерживаются
от них. А отсюда следует,
что объектом административно-правового
отношения является воля, сознание и опосредованное
ими поведение (действия) управляемых
сфере реализации управленческой деятельности.
4). Административно-правовые отношения,
будучи по своей сути управленческими,
имеют широкую сферу для своего
возникновения, изменения либо
прекращения. Это — сфера государственного
управления понятие, границы которого
и раньше, и в современных условиях
определяются объемом и направленностью
практической деятельности по
реализации государственного управления.
Частично о ней можно судить,
например, руководствуясь ст. 114 Конституции
РФ, в которой в самой общей
форме определяются основные
направления деятельности Правительства
РФ, осуществляющего исполнительную
власть в РФ, находясь на вершине
ее системы.
Следовательно, сфера государственного
управления охватывает все основные
направления экономической, социально-культурной
и административно-политической
работы, в которой задействованы
сотни тысяч различного рода
производственных и непроизводственных,
государственных и негосударственных
коллективов, миллионы граждан.
И уже в силу этого обстоятельства
она создает широчайший простор
для административно-правовых отношений,
живительной базой для которых
является управляемая сфера государственной
и общественной жизни.
5).Для административных правоотношений
характерна предусматриваемая действующим
правом возможность выступать
в роли одного из элементов
общего механизма правового регулирования
или юридического (в данном случае
— административно-правового) опосредования
общественных отношений, относящихся
к предмету иных отраслей российского
права (например, зачисление на
работу, т.е. возникновение трудовых
правоотношений, оформляется управленческим
актом администрации и т.п.) отношений,
оформляется управленческим актом
администрации и т.п.).
6) Для возникновения административно-правовых
отношений предусматриваются определенные
условия (в связи с широтой
государственного управления). Информация
о них содержится в соответствующих
административно-правовых нормах, регламентирующих
деятельность тех или иных
управленческих органов (должностных
лиц), или порядок совершения определенных
действий третьими лицами (например,
гражданами). В этом смысле внимания
заслуживают два весьма существенных
момента:
а)
Административно-правовые отношения возникают
непосредственно в связи с практической
деятельностью исполнительных органов
по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных
функций. Это означает, что имеются в виду,
прежде всего те нуждающиеся в упорядоченности
отношения, в которых соответствующий
субъект исполнительной власти (исполнительный
орган, должностное лицо) проявляет себя
как функционально, так и компетенционно
именно в качестве такового.
б) Aдминистративно-правовые отношения
возникают также непосредственно по поводу
осуществления исполнительными органами
(должностными лицами) не любых функций,
а исключительно управленческих. Имеется
в виду практическая реализация принадлежащих
им юридически-властных полномочий. Без
таковых исполнительный орган не может
выступать в роли субъекта исполнительной
власти, осуществлять управленческие
функции
право, юридически его «обслуживающее»,
становятся беспредметными-
7.Административно-правовые
отношения по своей сути являются
организационными. Это качество
выражает их прямую связь с
практической реализацией функций
органов управления (исполнительной
власти), которые по своему назначению
направлены прежде всего на
организацию процесса правоисполнения.
Именно в рамках административно-правовых
отношений и происходит обеспечение
этого процесса структурными (например,
образование федерального органа исполнительной
власти), кадровыми (например, назначение
на государственные должности государственной
службы), материальными и прочими атрибутами,
без которых механизм государственного
управления вряд ли в состоянии действовать
реально и эффективно.
Характерно, что административно-правовые
отношения несут на себе организационную
нагрузку в двух основных аспектах:
а) «самоорганизация», т.е. организация
собственной работы всего исполнительного
аппарата, осуществляемая в рамках
административно-правовых отношений
между различными звеньями системы
исполнительных органов (например,
повышение эффективности взаимодействия
территориальных органов, представляющих
интересы РФ, с органами исполнительной
власти ее субъектов и т.п.);
6. организация, выходящая за рамки ее первого
варианта и реализуемая в административно-правовых
отношениях с участием иных коллективов
и людей, так или иначе соприкасающихся
со сферой государственного управления
(например, регистрация возникающих негосударственных
структур, создание условий для реализации
конституционных прав и свобод граждан
и т.п.).'
По этим основным направлениям
через возникающие административно-правовые
отношения исполнительная власть
получает возможность оказывать
повседневное регулирующее и
организущее воздействие на поведение
управляемых.
8. Административно-правовые отношения
«не закрыты» для кого-либо из возможных
участников правовых отношений вообще.
Наличие правомочий, представляемых административно-правовой
нормой, либо возложение ею же определенных
обязанностей — единственное условие,
при соблюдении которого каждый, кто функционирует
в сфере государственного управления
или же заинтересован в ее нормальном
функционировании, может быть инициатором
их возникновения либо прекращения. Это
означает, что административно-правовые
отношения могут возникать по инициативе
любой из сторон: исполнительных органов
и их должностных лиц, государственных
коллективов, граждан и т.п.
Особенностью же их является
то, что возникать они могут,
в отличие, например, от гражданско-правовых
отношений, вопреки желанию или
согласию второй стороны.
9.
Между сторонами административно-правовых
отношений возможны споры. Например, гражданин
не согласен с действиями в его адрес со
стороны исполнительного органа (должностного
лица). Он, их оспаривает в установленном
порядке (например, обжалует). Для разрешения
различного рода административно-правовых
споров установлен, как правило, административный,
т.е. внесудебный, порядок, суть которого
заключается в том, что полномочный исполнительный
орган (должностное лицо) рассматривает
спор и в пределах своих полномочий принимает
одностороннее юридически-властное решение
по данному спору
10.
Если для гражданско-правовых отношений
характерна ответственность одной стороны
перед другой, то для административно-правовых
отношений установлен иной порядок. Нарушение
одной из сторон такого правоотношения
требований административно-правовой
нормы не влечет ответственности одной
стороны перед другой. Нарушение требований
административно-правовой нормы квалифицируется
как действие, направленное против публично-правового
интереса. Соответственно ответственность
наступает перед государством в лице полномочного
исполнительного органа (должностного
лица), который самостоятельно и в одностороннем
порядке воздействует на виновную сторону
(будь то физическое или юридическое лицо),
применяя установленные меры административной
или дисциплинарной ответственности.
[1 c80]