Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:36, реферат
Целью данной работы является рассмотрение отрасли административного права как отрасли системе российского права.
Введение 3
1. Методы, функции и источники административного права 6
2. Понятие и особенности административно-правовых отношений. 9
3. Юридические факты в административном праве. 16
4. Виды административно-правовых отношений. 17
Заключение 26
Список использованных источников 27
Следует обратить внимание на
тот факт, что КоАП предусматривает,
что только судья,
В случаях, когда вопрос о
возмещении имущественного
Для возникновения, изменения
или прекращения
Действия являются результатом
активного волеизъявления
Например, подача гражданином жалобы
влечет за собой возникновение
конкретного административного
правоотношения между ним и
адресатом (как правило,
Особенностью юридических
Неправомерные действия не
События — это явления, не
зависящие от воли людей (
Учитывая многообразие сферы
государственного управления, можно
сделать бесспорный вывод о
том, что и административно-
1.
Основные и неосновные
Несмотря на известную
а) административно-правовые отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект — объект»), в которой наиболее отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Имеются в виду собственно властеотношения, складывающиеся между обязательными элементами любой социальной системы, трактуемой в управленческом смысле.
Эта
группа административно-правовых отношений
вполне закономерно может
б)
административно-правовые отношения,
складывающиеся за рамками непосредственного
управляющего воздействия на тот
или иной объект, но органически
связанные с его
Суть такого рода правоотношений в том, что они представляют собой связи между не соподчиненными сторонами управленческого процесса. Отсюда — отсутствие свойственной управлению властности, так как участники правоотношения равноправны («субъект — субъект»). Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов. Такого рода управленческие связи необходимы прежде всего для создания нормальных условий реализации исполнительной власти, в частности для подготовки к последующему управляющему воздействию (например, на основе совместно принятого правового акта). Фактически они служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.
Очевидно, что административно-правовые отношения первого вида занимают главное место в механизме реализации исполнительной власти, о чем свидетельствуют и иные варианты квалификации этих правоотношений.
2.
Внешние и
В соответствии с данной классификацией правоотношения подразделяются на:
а) возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления (решение структурных и кадровых вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.
В
данном случае следует исходить не
из противопоставления этих видов административных
правоотношений, не из подхода к
их внешнему варианту (п.«б») как к
определяющему, хотя для этого имеются
достаточные основания, а как
к двум основным проявлениям единого
по своей значимости и управленческой
сути механизма, обеспечивающего целевое
управляющее воздействие. Действительно,
может ли реально осуществить
управляющее воздействие на различного
рода объекты экономической и
социальной жизни соответствующий
исполнительный орган, если он не «самоорганизован»?
Очевидно, что от его «внутреннего»
состояния (организованность, упорядоченность)
полностью зависят и его
3.
Субординационные и
Для первых характерна авторитарность (властность) юридически волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Что касается вторых, то ими обозначают, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между не соподчиненными исполнительными органами).[3, c103]
Относительно субординационности административно - правовьгх отношений сомнений практически не возникает. Что же касается координации, то все зависит от того, насколько вообще верна ее трактовка. А последняя не признает однозначности. С одной стороны, действительно, в ряде случаев координация (т.е. согласование) не только не связана с соподчиненностью, но и лишена юридически-властного характера. Например, в отношениях между исполнительными органами и общественными объединениями координация выражается в обеспечении делового сотрудничества, т.е. взаимодействия, не сопровождаемого юридическими атрибутами.
Картина
резко меняется в тех случаях,
а они наиболее типичны, когда
координация фактически является одним
из проявлений государственно-управленческой
деятельности, т.е. совпадает с ее
юридически-властными
Указом Президента РФ «О структуре, федеральных органов исполнительной власти» от 30 апреля 1998 г.1 установлено, что координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляют Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.
Все это свидетельствует о том, что и координация, как непременный атрибут механизма реализации исполнительной власти, имеет юридически-властный характер, причем как во взаимоотношениях между соподчиненными (Правительство и министерство), так и между несоподчиненными исполнительными органами (министерство и государственный комитет). Значит, по своей сути координация также может быть субординационной.
4.
Вертикальные и горизонтальные
административно-правовые
Подобная
классификация административно-
а)
Вертикальные административно-правовые
отношения непосредственно
Вертикальные административно-правовые отношения неоднозначны.
Но
в них всегда проявляется общая
черта — осуществление в их
рамках прямого управляющего воздействия
и соответствующий этому
Управленческая
вертикаль проявляет себя в административно-правовых
отношения по-разному. Соответственно
различны по своим внешним признакам
и вертикальные отношения, хотя безапелляционность
тезиса о юридическом неравенстве
сторон сохраняет свою силу во всех
случаях. И это логично, ибо невозможно
одной стороне отношения
Как следствие этого, в вертикальных административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме проявляется подчинение одной стороны другой. Формула «власть — подчинение» наиболее характерна именно для такого вида правоотношений.
Информация о работе Административное право в системе российского права