Административное право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Задание 1 Что понимается под административной опекой, каково её содержание? Каковы субъекты административной опеки?
Задание 2 Как соотносятся понятия «метод государственного управления» и «метод административно-правового регулирования»?
Задание 3 Составьте схему «Административно-правовой статус органа исполнительной власти (элементы)».
Задание 4 Чем нормативный акт управления отличается от индивидуального?

Работа содержит 1 файл

Административное право РФ.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

1.Административное предупреждение

2.Меры административного пресечения

3.Меры административной ответственности.

 

1-Профилактический характер, принудительный  порядок в виде ограничений  и запретов.

2-Пресечение правонарушений и  наступления вредных последствий.

    1. Правовые акты управления

Это основная правовая форма реализации задач органов государственной  власти.

    • Юридическая природа
    • Государственно-властный характер
    • Обязательность исполнение адресатами
    • Односторонность волеизъявления компетентного субъекта
    • Установление обязательных правил поведения

Правовой акт управления – это  официальное подзаконное решение  принятое ОИВ в одностороннем  властном порядке, и с соблюдением  определённых процедур по вопросу, отнесённому  к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.

Виды правовых актов управления:

 

    1. По юридическим свойствам
      • Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия.
      • Индивидуальные. Акты применения норм права.
    2. По сроку действия
      • Бессрочные
      • Срочные
    3. По территории
      • Акты, действующие в пределах РФ.
      • Акты, действующие в пределах субъекта РФ.
      • Акты, действующие в пределах административно – территориальной единицы.
    4. По характеру компетенции
      • Общего
      • Отраслевого
      • Межотраслевого
    5. По органам, издающие акты
      • Указа президента, распоряжения президента.
      • Постановления распоряжения правительства.
      • Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.
      • Постановления государственных комитетов
      • Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров.

Основные требования к актам:

      • Издание полномочными на то органами в пределах своей компетенции.
      • Соблюдение порядка принятия
      • Издание по установленной форме и подпись соответствующего должностного лица.
      • Соблюдение порядка опубликования и вступление в законную силу актов.

   Чтобы раскрыть сущности  административно – правового   регулирования необходимо уяснить  понятие «правового регулирования»  вообще. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов»1. Она начинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого – либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно – правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норам будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь.

Административно-правовое регулирование  производится посредством:

а) упорядочения, закрепления, совершенствования  существующих общественных отношений;

б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;

в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и  других отраслей права;

г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т.п. служащих государственного аппарата. 

В зависимости от конкретных условий  возникновения управленческих отношений  можно также выделить внутренние и внешние функции административно-правового регулирования:

а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные лица;

б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.

   Основой правового регулирования  является нормативный аспект, т.е.  разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям  опыт, пример поведения в жизни.

   В нормативно – правовом  акте, установленном государственной властью различают три элемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание, смысл, самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция – часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. Поэтому качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы - правила поведения.   Необходимо отметить, что любая юридическая норма является «пустым сотрясением воздуха»2, если ее реализация не опирается на соответствующие организационно – государственные структуры и не обеспечивается их возможностями. Ведь не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с желанием их исполнить, многие, в особенности, требующие от человека изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения  государственного аппарата. Иначе правовое регулирование это – требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права.

   Приступая к рассмотрению  административно – правового  регулирования необходимо отметить, что, прежде всего административное  право, связанное с социальным  явление получившим название  «управление». В самом широком  смысле управление означает руководство чем – либо кем – либо, но необходимо раскрыть содержание этого «управления», а так как нас интересует административное управление, то мы рассмотрим именно государственное управление.

   Термин «государственное  управление» широко используется  в отечественное и зарубежное литературе. Но конституция Российской Федерации 1993 года заменяет этот термин другим – исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.М. Козлов «государственное управление – синоним государственно – управленческой деятельности в широком смысле и форма  практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».3

   Государственно – управленческая  деятельность – это есть функционирование  субъектов исполнительной власти  и иных звеньев государственного  управления по реализации их задач и функций.

   Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном  уменьшении веса государственного  управления в некоторых областях  жизни, в первую очередь это  наблюдается в экономике. И  исполнительная власть в ее  государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления. На данной основе появляется совершенно другая функция – функция государственного регулирования, что особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности (в известных пределах).

   Однако между государственным  управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей сути регулирование непременный элемент государственно – управленческой деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном, большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах.  Тем не менее, все это является условным так как «управляя, государство регулирует, а, регулируя, – управляет». По существу государственное управление - понятие более широкое по сравнению с государственным регулированием. Но в то – же время, государственное регулирование в значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющего воздействия, т.е. налоговых, льготных и т.п., так называемых «экономических методов управления».

   Основные направления развития административно – правового регулирования на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. – вот они:

разработка и реализация политики, выражающейся в государственных  программах общефедерального и регионального  масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);

установление и эффективное  проведение в жизнь правовых и  организационных основ хозяйственной  жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение  равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);

управление предприятиями и  учреждениями государственного сектора;

регулирование функционирования различных  объектов негосударственного сектора;

координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного  и административно – политического  строительства;

обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц  в сфере государственного управления;

осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой  и регулируемой сфер4.

   По мнению К.С. Бельского  государственное управление «знаменует  собой проявление множества управленческих  связей и отношений, которые складываются во всех ветвях государственной власти (законодательство, управление, правосудие, прокуратура). Они образуют один вид общественных отношений – государственно-управленческие, регулируемые административно – правовыми нормами, которые в целом составляют важную под отрасль административного права – управленческое право»5.

   Административно правовое  регулирование охватывает  все  сферы жизнедеятельности человека.  Административно – правовое регулирование  следует понимать как управление  определёнными процессами жизнедеятельности человека. Некоторые люди крайне негативно относятся к данному термину, термину административно правового регулирования или государственного управления. Наученные горьким опытом «управления», в годы, когда существовал СССР, люди боятся доверять государству управление в некоторых социально – культурных областях и многие считают что, нужно исключить или как можно больше ограничить государственное управление в этих социально – культурных областях. Но необходимо возразить этим словам. Регулирование всех сфер жизнедеятельности людей, но необходимо разграничивать «разумное управление» и «слепое командование». Без управления со стороны государства не обойтись, так как посредством управления осуществляются основные социальные задачи государства, если не будет управления, то в нашей стране воцарит хаос и беспредел.

Информация о работе Административное право РФ