Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:08, курсовая работа
Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.
Производство по
делам об административных правонарушениях,
составляющее содержание административно-деликтного
процесса, включает четыре стадии:
возбуждение административного
дела и направление его по подведомственности;
рассмотрение дела
компетентным органом;
обжалование и опротестование
решения (пересмотр постановления);
исполнение решения,
вынесенного по административному
делу.
1. Стадия возбуждения
административного дела и
Протокол является
процессуальным документом, оформляющим
возбуждение производства по делу об
административном правонарушении. Правовым
основанием для возбуждения этого
производства является наличие в
действиях виновного состава
правонарушения, предусмотренного нормой
материального административно-
Поводами к возбуждению
дела об административном правонарушении
являются:
непосредственное
обнаружение должностными лицами, уполномоченными
составлять протоколы, достаточных
данных, указывающих на наличие события
административного
поступившие из государственных
органов и негосударственных
органов и организаций
сообщения и заявления
физических и юридических лиц, средств
массовой информации;
по ряду дел, предусмотренных
законом, заявления и сообщения
собственников имущества
Протокол об административном
правонарушении не оформляется и
административное наказание производится
без его составления в случаях
когда, в соответствии с законодательством
штраф налагается и взимается, а
предупреждение оформляется на месте
совершения правонарушения, и лицо
не оспаривает допущенное нарушение
и налагаемое на него взыскание.
В необходимых случаях
на стадии возбуждения дела применяются
процессуальные меры обеспечения производства
по делу об административном правонарушении.
К ним относятся (ст.27.1 КоАП РФ): доставление,
административное задержание, личный
досмотр, досмотр транспортного средства,
вещей, осмотр принадлежащих юридическому
лицу помещений, территорий, находящихся
там вещей и документов, задержание транспортного
средства, арест товаров, транспортных
средств и иных вещей, привод и т.д.
Дело об административном
правонарушении считается возбужденным
с момента:
составления первого
протокола о применении мер обеспечения
производства по делу об административном
правонарушении;
составления протокола
об административном правонарушении или
вынесения прокурором постановления
о возбуждении
оформления предупреждения
или наложения штрафа на месте
совершения административного
вынесения определения
о возбуждении
Административное
расследование проводится по целому
ряду дел, предусмотренных ст.28.7 КоАП
РФ (дела о нарушении антимонопольного,
валютного, налогового, экологического
законодательства, законодательства о
нарушении правил дорожного движения
и т.д.). Решение о возбуждении дела и проведении
административного расследования принимается
в виде определения (прокурором - в виде
постановления) немедленно после выявления
факта совершения административного правонарушения.
Административное расследование проводится
по месту совершения или выявления административного
правонарушения. Оно не может превышать
срок в один месяц. В исключительных случаях
этот срок может быть продлен еще на месяц,
а по таможенным делам - на шесть месяцев.
По окончании расследования составляется
протокол об административном правонарушении
либо выносится постановление о прекращении
дела.
Протокол об административном
правонарушении и другие материалы
направляются компетентному органу
для рассмотрения в течении суток
с момента его составления. Протокол по
делам, предусматривающим наказания в
виде административного ареста, передается
судье немедленно после его составления.
2. Стадия рассмотрения
дела об административном
Эта стадия включает
4 этапа:
а) подготовка дела к
рассмотрению,
б) анализ собранных
материалов, обстоятельств дела,
в) вынесения постановления,
г) объявления постановления.
При подготовке дела
к рассмотрению судья орган, должностное
лицо выясняют:
относится ли дело к
их компетенции;
имеются ли обстоятельства
исключающие возможность
правильно ли составлен
протокол и другие материалы дела;
имеются ли обстоятельства,
исключающие производство по делу;
достаточно ли имеющихся
по делу материалов для его рассмотрения
по существу;
имеются ли ходатайства
и отводы.
При подготовке дела
к рассмотрению разрешается ряд
вопросов, по которым в случае необходимости
выносится определение. К ним
относятся вопросы:
1) о назначении
места и времени рассмотрения
дела;
2) о вызове лиц,
участвующих в деле, и об истребовании
необходимых дополнительных
3) об отложении
рассмотрения дел;
4) о возвращении
протокола в орган или
5) о передаче протоколов
и других материалов на
Дело об административном
правонарушении рассматривается открыто
по месту его совершения. По ходатайству
нарушителя оно может быть рассмотрено
по месту его жительства.
Дела, связанные с
проведением расследования, рассматриваются
по месту нахождения органа, проводившего
административное расследование. Дело
должно быть рассмотрено в
Порядок рассмотрения
дела предполагает совершение юрисдикционным
органом ряда последовательных процессуальных
действий:
1) объявляется, кто
рассматривает дело, какое дело
подлежит рассмотрению, кто и
на основании какого закона
привлекается к
2) устанавливается
факт явки лиц, участвующих
в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия
законных представителей
4) выясняется, извещены
ли участники производства по
делу в установленном порядке,
выясняются причины их неявки,
решается вопрос о
5) разъясняются права
и обязанности участникам
6) рассматриваются
заявленные отводы и
7) оглашаются протокол
и иные материалы дела;
8) заслушиваются
объяснения нарушителей,
Главная цель рассмотрения
дела по существу - установление фактических
обстоятельств совершения правонарушения,
его объективная правовая оценка
и применение к виновному законной,
обоснованной и справедливой меры административного
наказания.
Для достижения этой
цели юрисдикционный орган обязан выяснить:
было ли совершено
административное правонарушение;
виновно ли данное лицо
в его совершении;
подлежит ли оно
административной ответственности;
имеются ли смягчающие
или отягчающие обстоятельства;
причинен ли ущерб
и каков его характер и размер;
иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного
разрешения дела.
По итогам исследования
обстоятельств дела юрисдикционный
орган выносит постановление. В нем дается
окончательная оценка поведения лица,
привлекаемого к административной ответственности,
устанавливается его виновность или невиновность,
определяется мера воздействия, состояние
наказанности, исчисление сроков обжалования.
По своей форме и содержанию постановление
должно соответствовать ст.29.10 КоАП РФ.
В зависимости от результатов рассмотрения
дела юрисдикционный орган в соответствии
с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ выносит
одно из следующих постановлений: а) о
назначении административного наказания,
б) о прекращении производства по делу
об административном правонарушении.
Объявление постановления
производится немедленно по окончании
рассмотрения дела. Копия постановления
в течение трех дней вручается
под расписку физическому лицу или
законному представителю
3. Стадия пересмотра
постановления (решения)
КоАП РФ (ст. 30.1) устанавливает
два способа подачи жалобы - административный
и судебный. Административный порядок
состоит в том, что жалоба подается по
подчиненности, т.е. в вышестоящий орган.
Такой порядок предусмотрен только для
постановлений, выносимых единолично
должностным лицом. Судебная процедура
предусмотрена в обязательном порядке
для постановлений, вынесенных судьей,
коллегиальным или иным юрисдикционным
органом, созданным в соответствии с законом
субъекта РФ, и в альтернативном порядке
- для постановлений, вынесенных должностным
лицом единолично. Постановление по делу
об административном правонарушении,
совершенном юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем обжалуется в арбитражный
суд. Порядок административного судопроизводства
по этим делам в общих и арбитражных судах
регулируется КоАП РФ, Гражданским процессуальным
кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным
кодексом РФ. Это (судопроизводство) имеет
своим предметом спорные административно-правовые
отношения и осуществляется в рамках административной
юстиции.
4. Стадия исполнения
постановления начинается с
Постановление вступает
в законную силу:
по истечении срока,
установленного для его обжалования
(по общему правилу - 10 дней), если оно
не было обжаловано или опротестовано
прокурором;
после истечения
срока, установленного для обжалования
решения по жалобе, протесту, если указанное
решение в свою очередь, не было обжаловано
или опротестовано;
немедленно после
вынесения не подлежащего обжалованию
решения по жалобе, протесту, за исключением
случаев, если решением отменяется вынесенное
постановление.
Порядок исполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется Разделом V КоАП РФ.