Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:08, курсовая работа
Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.
Виды административных
наказаний
За совершенное
административное правонарушение законом
предусмотрена ответственность
в виде административного наказания,
налагаемого компетентными
Виды административных
наказаний определены в ст. 3.2. КоАП
РФ. К ним относятся:
1) предупреждение - мера
административного наказания,
2) административный
штраф - денежное взыскание, которое
выражается в величине, кратной:
минимальному размеру
оплаты труда, установленному федеральным
законом на момент окончания или пресечения
административного правонарушения;
стоимости предмета
административного
сумме неуплаченных
налогов, сборов, подлежащих уплате на
момент окончания или пресечения
административного
3) возмездное изъятие
орудия совершения или
4) Конфискация орудия
совершения или предмета
5) Лишение специального
права, т.е. лишение
6) Административный
арест заключается в
7) административное
выдворение за пределы РФ иностранного
гражданина или лица без гражданства состоит
в принудительном и контролируемом перемещении
указанных лиц через государственную
границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных
законом, в их контролируемом самостоятельном
выезде из РФ;
8) дисквалификация
заключается в лишении
Административные
наказания в виде предупреждения,
штрафа, лишения специального права,
административного ареста и дисквалификации
могут применяться только в качестве
основных мер административного
взыскания. Иные административные наказания
могут устанавливаться в
Назначение административного
наказания осуществляется в соответствии
с общими правилами, установленными
ст. 4.1 КоАП РФ:
оно налагается в
пределах, установленных законом, предусматривающим
ответственность за совершенное
правонарушение;
при назначении административного
наказания учитываются:
характер совершенного
правонарушения;
личность виновного
физического лица и его имущественное
положение либо имущественное и
финансовое положение юридического
лица;
обстоятельства, смягчающие
ответственность;
обстоятельства, отягчающие
ответственность;
никто не может нести
административную ответственность
дважды за одно и то же административное
правонарушение.
При наложении административного
наказания учитываются сроки
давности, установленные ст. 4.5 КоАП
РФ. Лицо, совершившее административное
правонарушение, не может быть привлечено
к административной ответственности:
по истечении 2 месяцев
со дня совершения проступка; а в
случаях, специально оговоренных в
законе, (по делам о нарушении налогового,
таможенного, антимонопольного законодательства,
о рекламе, о защите прав потребителей
и т.д.) - по истечении 1 года со дня совершения;
при длящемся административном
правонарушении, соответственно, по истечении
2 месяцев или 1 года со дня его
обнаружения;
при отказе в возбуждении
уголовного дела или его прекращении
(но при наличии в действиях
лица признаков административного
проступка), соответственно, по истечении
2 месяцев или 1 года со дня принятия
решения об отказе в возбуждении
уголовного дела или о его прекращении.
Вопрос о возмещении
имущественного ущерба, причиненного
административным правонарушением при
отсутствии спора решается компетентным
юрисдикционным органом одновременно
с назначением административного наказания.
В случае возникновения спора вопрос о
возмещении имущественного ущерба решается
судом в порядке гражданского судопроизводства.
Споры о возмещении морального вреда,
причиненного административным правонарушением,
также решаются судом в порядке гражданского
судопроизводства.
КоАП РФ предусматривает
возможность освобождения лиц от административной
ответственности в случаях крайней необходимости
и признания в установленном порядке лица
невменяемым. Допускается также возможность
освобождения от административной ответственности
при малозначительности проступка, если
орган административной юрисдикции сочтет
возможным ограничиться устным замечанием.
Перечень органов
административной юрисдикции правомочных
рассматривать дела об административных
нарушениях и налагать меры административной
ответственности определен в Разделе
III КоАП РФ.
К ним относятся:
судьи районных судов
по делам, производство по которым осуществляется
в форме административного
судьи арбитражных
судов по определенным в КоАП правонарушениям,
совершенным юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями (незаконное использование
товарного знака, незаконное получение
кредита, фиктивное или преднамеренное
банкротство и др.);
судьи военных судов
по указанным в КоАП правонарушениям,
совершенным военнослужащими и гражданами,
признанными на военные сборы;
мировые судьи;
комиссии по делам
несовершеннолетних;
федеральные органы
исполнительной власти, их учреждения,
структурные подразделения и
территориальные органы;
иные государственные
органы, уполномоченные на рассмотрение
дел об административных правонарушениях,
исходя из задач и функций, возложенных
на них федеральными законами либо
нормативными актами Президента РФ или
Правительства РФ.
Дела об административных
правонарушениях, предусмотренных
законами субъектов РФ, рассматриваются:
мировыми судьями;
комиссиями по делам
несовершеннолетних;
уполномоченными органами
и должностными лицами органов исполнительной
власти субъектов РФ;
административными комиссиями, иными исполнительными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
Полномочия органов должностных лиц, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях могут устанавливаться
Административно-деликтное право
соответствующими
отраслями права, земельными, таможенными,
муниципальными и др.
Задачи и участники
административно-деликтного процесса
Содержание административно-
Основными задачами
этого производства являются всестороннее,
полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств
Производство по
делу об административном правонарушении
не может быть начато, а начатое
дело подлежит прекращению при наличии
хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события
административного
отсутствие в деянии
состава административного
действие лица в
состоянии крайней
издание акта амнистии,
если такой акт устраняет применение
административно наказания;
отмена к моменту
рассмотрения дела акта, устанавливающего
административную ответственность;
Участниками административно-деликтного
процесса являются:
Компетентные органы
и доверенные лица, наделенные правом
принимать юридически властные акты
и составлять правовые документы, определяющие
движение и судьбу дела. К ним
относятся:
государственные органы
(должностные лица), которые принимают
постановления по существу дела (о
применении санкций), изменяют или отменяют
их;
компетентные органы
(должностные лица), которые создают
процессуальные основания для принятия,
отмены или изменения постановлений
(составляют протоколы об административном
правонарушении, направляют дела по подведомственности,
опротестовывают постановления
и т.д.);
органы (должностные
лица), исполняющие постановления (судебные
исполнители, бухгалтерии и т.д.).
Субъекты, имеющие
личный интерес в деле:
лицо привлекаемое к
административной ответственности;
потерпевший;
законные представители
(родители, опекуны, попечители, руководители);
адвокат.
Лица и органы,
содействующие осуществлению
Административно-деликтный процесс представляет собой последовательное осуществление регулируемых нормами права процессуальных действий на определенных его стадиях, этапах. Стадия административно-деликтного процесса - это относительно самостоятельная часть производства по делам об административных правонарушениях, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное составление документов.
Стадии административно-