Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:08, курсовая работа
Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.
Административно-деликтное
право
Административно-деликтное
право - это подотрасль административного
права. Оно представляет собой совокупность
норм, которые регулируют отношения, возникающие
в связи с совершением административного
правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного
права выполняют функцию охраны правопорядка,
прав и свобод граждан. В сферу его правового
регулирования включаются, с одной стороны,
отношения, связанные с противоречивым
поведением субъектов административного
права, а с другой, деятельность компетентных
органов по пресечению, по расследованию
противоречивых деяний юрисдикционному
разбирательству дел об административных
правонарушениях.
Отношения, возникающие
между государственными органами и
правонарушителями - это властные отношения.
Однако они имеют свою специфику.
Во-первых, административные деликты
не обязательно, непосредственно возникают
из управленческих отношений (например,
уничтожение или повреждение
чужого имущества - ст. 7.17 КоАП РФ, занятие
проституцией - 6.11 КоАП и др.). Во-вторых,
нормы об административной ответственности
за административные правонарушения (проступки
носят универсальный характер, аналогичный
нормам уголовного права). Их охранительная
функция распространяется на отношения,
регулируемые не только административным
правом, но и другими отраслями права.
Административно-деликтное право связано
с определением и назначением административных
наказаний (взысканий), поэтому его называют
также административно-наказательным
правом.
Система административно-деликтного
права включает: КоАП РФ, специальные законы,
полностью посвященные административной
ответственности, специальные законы,
имеющие форму кодекса и действующие автономно
(например, Таможенный кодекс РФ), законодательные
акты субъектов Федерации (например, Кодекс
Свердловской области об административной
ответственности) и др.
Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Признаки и состав
административного
Административное
правонарушение является основанием административной
ответственности. Его определение
дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным
правонарушением понимается противоправное,
виновное действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое КоАП
РФ или законами субъектов Федерации установлена
административная ответственность.
Это определение
выражает три формально юридических
признака административного
противоправность -
заключается в совершении деяния,
нарушающего нормы
виновность - виновное
деяние считается административным
правонарушением только в том
случае, если имеет место вина лица,
т.е. содеянное было совершено умышлено
или по неосторожности;
наказуемость - административным
правонарушением признается только
то деяние, за которое законодательством
предусмотрена административная ответственность.
Административное
правонарушение является антиобщественным
деянием. Однако не всякое антиобщественное
деяние охватывается признаками административного
правонарушения. Какое антиобщественное
деяние является административным правонарушением
определяется соответствующим законодательством.
Административное правонарушение характеризуется
определенным составом. Он включает совокупность
признаков, при наличии которых противоправное
деяние признается проступком.
В состав административного
правонарушения включается:
объект правонарушения
- права и свободы человека и
гражданина, собственность независимо
от ее формы, порядок управления, окружающая
среда, общественный порядок и т.д;
объективная сторона
- конкретные действия, выразившиеся нарушении
установленных административно-правовыми
нормами правил. Содержание объективной
стороны, как правило, включает характер
противоправного деяния (повторность,
неоднократность, длящееся правонарушение);
субъект - физическое
лицо (гражданин, достигший 16-летнего
возраста, должностное лицо, военнослужащий,
иностранный гражданин или лицо
без гражданства); юридическое лицо,
зарегистрированное в установленном
порядке и действующее со своим
уставом; иностранное юридическое
лицо;
субъективная сторона
состава административного
Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличие признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.
Понятие и основания
административной ответственности
Административная
ответственность наступает за административное
правонарушение (проступок), состав которого
и санкции предусматриваются
законом. Административная ответственность
- это форма юридической
Административная
ответственность
административная
ответственность регулируется нормами
административного - деликтного права,
которое содержится как в законах, так
и в подзаконных актах. Уголовная ответственность
может устанавливаться только уголовным
законом;
основанием административной
ответственности является административный
проступок, а уголовной - преступление;
в отличие от гражданской
и уголовной ответственности
ряд взысканий, специфичных для
административной ответственности, могут
применяться в административном
порядке, т.е. без обращения в суд;
в отличие от уголовной,
административная ответственность
распространяется не только на физических,
но и на юридических лиц;
за административные
правонарушения применяются меры административной
ответственности (за уголовные правонарушения
- меры уголовной ответственности);
в отличие от гражданской
ответственности, административная ответственность
имеет публично-правовой характер:
это ответственность перед
применение мер
административной ответственности
не влечет судимости и увольнения
с работы. Лицо, к которому оно
применено, считается административно
наказанным в течение определенного
срока (один год);
меры административной
ответственности применяются в
соответствии с законодательством,
регулирующим производство по делам
об административных правонарушениях;
а меры уголовной ответственности
- в соответствии с Уголовно-процессуальным
кодексом, меры гражданской ответственности
- в порядке, предусмотренном Гражданским
процессуальным и Арбитражным процессуальным
кодексами.
Основания административной
ответственности - это условия, при
наличии которых к нарушителю
применяется административное взыскание.
Они включают:
нормативное основание
- нарушение административно-
фактическое основание
- совершение действий, в которых
присутствует состав административного
правонарушения; процессуальное основание
- издание компетентным органом правоприменительного
акта.
Общие принципы административной
ответственности, ее субъекты, виды и
порядок применения взысканий устанавливаются
КоАП РФ.
Основными принципами
административной ответственности
являются:
законность;
целесообразность
ответственности;
неотвратимость наказания
в случае привлечения к ответственности;
индивидуализация
мер ответственности;
гуманизм.
Субъектами административной
ответственности являются физические
и юридические лица. К физически
лицам относятся граждане, иностранные
граждане и специальные субъекты
административной ответственности. Административная
ответственность граждан
К специальным субъектам
административной ответственности
относятся должностные лица, военнослужащие
и иные лица, на которых распространяется
действие дисциплинарных уставов.
Должностные лица подлежат
административной ответственности
в случае совершения административного
правонарушения в связи с неисполнением
или ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей. Под должностным
лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо,
которое постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляет
функции представителя власти, т.е. лицо
наделенное в установленном законом порядке
распорядительными полномочиями в отношении
лиц, не находящихся в служебной зависимости
от него, а равно лицо, выполняющее административно-
Все эти лица могут
быть привлечены к административной
ответственности за нарушения, связанные
с несоблюдением установленных
правил охраны здоровья населения, охраны
природы, в сфере охраны порядка
управления и других правил, обеспечение
которых входит в их служебные
обязанности (например, ст. ст. 9.6. - 9.14 КоАП
РФ).
Военнослужащие и
призванные на военные сборы граждане
несут ответственность за административные
правонарушения в соответствии с
дисциплинарными уставами. Сотрудники
органов внутренних дел, органов
уголовно-исправительной системы, налоговой
полиции и таможенных органов
несут ответственность за административные
правонарушения в соответствии с
нормативно-правовыми актами, регулирующими
порядок прохождения службы в
этих органах.
Вместе с тем
эти лица несут административную
ответственность на общих основаниях
(как и граждане) за нарушения
в области:
законодательства
о выборах и референдумах;
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
правил дорожного
движения;
правил пожарной
безопасности (вне места службы);
законодательства
об охране окружающей среды;
таможенных правил
и правил режима Государственной
границы РФ, пограничного режима, режима
в пунктах пропуска через границу
РФ;
налогового и финансового
законодательства;
в случае невыполнения
законных требований прокурора, следователя,
лица, производящего дознание или
должностного лица, осуществляющего
производство по делу об административном
правонарушении.
К этим лицам не могут
быть применены административные наказания
в виде административного ареста,
а к военнослужащим срочной службы
также в виде административного
штрафа.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.